Экскаваторы с гидравлическим приводом
Гидравлический привод позволяет преобразовать крутящий момент, передаваемый от приводного двигателя к рабочему и ходовому оборудованию экскаватора, с помощью рабочей жидкости, без громоздких механических передач. Благодаря более совершенной кинематике рабочего оборудования, малой скорости, большому усилию, реализуемому гидроцилиндром, и при одинаковом с механическим экскаватором шасси гидравлические экскаваторы имеют большую вместимость ковша, значительно расширенные и улучшенные технологические возможности. Нормализация и унификация элементов гидропривода позволяют значительно уменьшить номенклатуру запасных частей для парка эксплуатируемых машин, что, в свою очередь, приводит к сокращению времени, необходимого на техническое обслуживание, улучшению условий труда и повышения его производительности. Использование гидропривода позволяет получить на зубьях ковша усилия, в 3-4 раза превышающие, развиваемые подобным оборудованием канатных машин такой же мощности и массы. Это резко расширило область их применения.
Конструктивно-кинематическая схема рабочего оборудования гидравлического экскаватора обеспечивает жесткую передачу усилия при любом движении ковша, что обеспечивает точность движения рабочего органа и возможность изменения скорости движения рабочего органа, недостижимых при канатных системах. Ввиду того, что рабочие цилиндры должны перемещаться вместе с рабочими органами, подводка трубопроводов к цилиндрам в основном осуществляется гибкими шлангами. Сложное силовое управление механическими передачами при этом заменялось легким управлением золотниками, изменяющими направление движения жидкости, подаваемой насосом высокого давления в рабочие цилиндры. Механические передачи, насчитывающие в экскаваторах тысячи деталей, заменяются несколькими десятками элементов. Отсюда следует, что главной особенностью гидравлического экскаватора является малое количество элементов трансмиссии и механизма привода рабочего оборудования.
Рис. 7.17. Схемы экскаваторов с различными видами рабочего оборудования: а — прямая лопата; б — обратная лопата; в — драглайн; г — кран; д — грейфер; е — погрузчик; ж —копер; з — боковой драглайн; и — планировщик; к — гидромолот; л — корчеватель; м — дизель-молот; н — захватно-лицевое оборудование с рыхлителем; о — рыхлитель. |
Устройство экскаваторов. Гидравлические экскаваторы могут работать с различным рабочим оборудованием: прямой лопатой, погрузочным оборудованием, обратной лопатой, грейфером. На рис. 7.17 приведены схемы экскаваторов с различным оборудованием. Экскаватор состоит из поворотной платформы, противовеса, кабины, стрелы, гидроцилиндров подъема и опускания стрелы, опорно-поворотной платформы и ходового устройства. На опорно-поворотной платформе экскаватора мон
тируется двигатель внутреннего сгорания, гидростанция, кабина с вынесенными в нее рукоятками и педалями управления. Спереди кабины шарнирно крепится рабочее оборудование. Для обеспечения устойчивости устанавливается противовес. Поворот платформы осуществляется при помощи гидродвигателя. К поворотной платформе крепится подвижная часть центрального масляного коллектора, через который рабочая жидкость попадает к гидромоторам ходового устройства.
На колесных экскаваторах устанавливают аутригеры, обеспечивающие разгрузку ходового устройства при выполнении рабочих операций, улучшение устойчивости машины.
Экскаваторы с гидравлическим приводом могут разрабатывать грунты I—IV категорий, а иногда и выше. Погрузочная лопата может разрабатывать грунт путем срезания ступенчатой стружки, копанием на месте путем поворота ковша выше уровня стояния, производить копание ниже уровня стояния, планировку площадки.
Обратная лопата, как и погрузочная, может копать грунт за счет движения ковша по любой траектории путем поворота ковша, рукояти, стрелы или совмещая эти движения. Обратной лопатой возможно производить разработку грунта как выше уровня стояния, так и ниже.
Работа выше уровня стояния позволяет повысить разрушающую способность лопаты вследствие возможности увеличения силы копания как за счет массы рабочего оборудования, так и за счет массы скалываемого грунта.
Работа обратной лопатой ниже уровня стояния начинается рытьем траншеи или котлована с постепенным его углублением, а затем работают наклонными стружками, реже проходят вертикальными стружками сразу на всю глубину.
Разгрузку ковша обратной лопаты выполняют обычно поворотом ковша: лобовая стенка при этом наклоняется на 50-55’ к горизонту. В липких грунтах приходится встряхивать ковш для полной разгрузки или применять более сложный ковш с принудительной разгрузкой.
Основные конструкции ковшей обратных лопат показаны на рис. 7.18. Как правило, в отличие от более прямоугольных прямых лопат все ковши обратной лопаты имеют полукруглую форму. Это объясняется тем, что они двигаются по более пологим траекториям, и стружка, перемещаясь по такому ковшу, имеет меньшее сопротивление перемещению. При копании прямой лопатой в конце процесса наполнения траектория движения ковша более крутая и грунт осыпается в ковш под действием веса.
Достаточно широко используют грейферное и захватное оборудование. Для мягких материалов применяют захваты без зубьев, а для более прочных использоваться с зубьями, для камней и штучных твердых грузов многолопастные, для выполнения с/х работ — вилочные. Используют грейферы и при копании колодцев, наращивая при этом рабочий орган.
На гидравлических экскаваторах может устанавливаться крановое оборудование (зачастую к задней стенке ковша крепят крюк), гидравлические и пневматические молоты для разрушения камней, дорожной одеж
ды, скалы, сверла для бетона и скалы, рыхлящие зубья, трамбовки, оборудование для свайных работ, валки леса, срезки деревьев, уборки дворов, стрижки кустарника, сколки льда и др.
Рис. 7.18. Конструкции ковшей обратной лопаты: а — обратной лопаты; б — обратной лопаты для траншейных работ; в — погрузочные; г — планировочные; д — трапецеидальные для канав. |
Определение производительности экскаваторов. В отечественной литературе принято различать три вида производительности: теоретическую, техническую и эксплуатационную. Ряд зарубежных авторов еще вводят понятие базовой производительности. Теоретическая производительность — это конструктивно-расчетная производительность машины. Расчетным путем ее определить сложно.
Под базовой производительностью понимают производительность сравнительно новой машины (определенную экспериментальным путем), срок эксплуатации которой не превышает 2500 машино-часов, замеренную в следующих условиях: угол поворота рабочего оборудования для разгрузки 90’, разгрузка производится в отвал, высота или глубина копания является оптимальной, нет пространственных ограничений на строительной площадке, стрела установлена в среднее положение, квалификация оператора хорошая, хорошее состояние режущей кромки и зубьев, работа идет беспрерывно в течение одного часа.
Техническая производительность отличается от базовой тем, что учитывает технические факторы, влияющие на повышение или понижение производительности.
Эксплуатационная производительность, часовая, сменная, месячная или годовая, отличается от технической влиянием квалификации оператора и использованием рабочего времени.
(7.39) — теоретически |
Теоретическая производительность одноковшовых экскаваторов определяется по формуле:
П=Уг-п
где V’ — геометрическая вместимость ковша в м3; п возможное число циклов в час.
3600
n~~Y~ (7-4°)
ч
где — продолжительность одного цикла в секундах.
Базовая производительность, определенная для экскаваторов, оборудованных прямой и обратной лопатой, приведена на рисунках 7.17-7.20.
Для экскаваторов, оборудованных другим типом рабочего оборудования, базовая производительность может определяться по формуле:
Пв,=Пб-К11а„ (7.41)
где К — поправочный коэффициент.
Техническая производительность определяется по формуле:
Пяа=Пб-‘£/, м3/ч (7.42)
где /з ‘Л ‘fs’fe ‘ f~ коэффициент, учитывающий глубину или
высоту копания; / — коэффициент, учитывающий угол поворота рабочего
оборудования при разгрузке; f— коэффициент, учитывающий условия разгрузки; / — коэффициент, учитывающий состояние режущей кромки
и зубьев ковша; /5~ коэффициент, учитывающий установку стрелы; / — коэффициент, учитывающий тип транспортного средства.
Эксплуатационная производительность определяется по формуле:
П^П^-k.-fi, (7.43)
где kH — коэффициент использования машины по времени; / — коэффициент, учитывающий квалификацию оператора.
При определении базовой производительности экспериментально определяют производительность машины при фиксированных условиях.
Значение базовой производительности для гидравлических и канатно-блочных экскаваторов с рабочим оборудованием (обратная лопата, прямая лопата и погрузочный ковш) представлено на рисунках 7.19-7.22.
Классификация грунтов по трудности их разработки |
Классификация грунтов по трудности их разработки применительно к эскаваторам представлена в таблице 7.11.
№ класса |
Характеристики грунта |
1 |
2 |
1 |
Верхний слой, в который наряду с песчаными, супесчаными, суглинистыми и глинистыми частицами входят и органические материалы. |
2 |
Плывуны. Грунты, которые легко переходят от текучего до твердого состояния с изменением количества влаги |
3 |
Несвязные и малосвязные материалы (песок, гравий, супесь, песчано-гравийные смеси) с весовой примесью до 15% и глинистых частиц (величина частиц менее, чем 0,006 мм 0 и с более, чем 30% содержанием каменистых включений размеров от 63 мм до 300 мм. Органические виды грунтов с малым содержанием воды (например, прочный торф). |
4 |
Грунты средней трудности разработки. Смесь из песка, гравия, пылеватых частиц и глины с содержанием частиц менее 0,006 мм более, чем 15%. Связные грунты от слабо до средне-пластинчатых, которые при изменении влажности меняют свойства от слабых до прочных, и с повышенным содержанием каменистых включений (более 30%) размером от 63 мм до 300 мм. |
Таблица 7.11 |
1 |
2 |
5 |
Тяжело разрабатываемые виды грунтов. Виды грунтов класса 3 и 4, которые содержат более30% по весовому содержанию каменистых включений размером от 0,01 м3 до 0,1 м3 (диаметром от 30 до 60 см). |
6 |
Легкие скальные породы. Слабо связанные трещиновые скальные породы, имеющие слоистую структуру. Прочные связные сухие грунты. Несвязные и связные виды грунтов, которые более, чем 30% веса включают скальную породу размером от 0,01 м3 до 0,1 м3. |
7 |
Тяжело разрабатываемая скала. Виды скальных пород, которые имеют высокую структурную прочность и малую трещиноватость: выветренный сланец, отвалы шлака, навал полезного ископаемого, разрыхленные кусковые скальные материалы. |
Таблица 7.12. |
Плотность и коэффициент разрыхления для основных видов грунтов
Вид грунта |
Плотность грунта, кг/м3 |
Коэффи |
Коэффициент |
||
в естест |
в разрых |
циент |
наполнения |
||
венном |
ленном |
разрыхле |
ковша |
||
залетании |
состоянии |
ния |
экскаватора |
||
1 |
Песок сухой |
1920 |
1710 |
1,12 |
1,12 |
2 |
Песок влажный |
2280 |
2030 |
1,12 |
1,12 |
3 |
Гравий (6-50 мм) сухой |
1180 |
1680 |
1,12 |
1,12 |
4 |
Гравий (6-50мм) влажный |
2130 |
1900 |
1,12 |
1,12 |
5 |
Суглинок и гравий сухие |
1890 |
1350 |
1,40 |
1,3 |
6 |
Суглинок и гравий влажные |
2240 |
1600 |
1,40 |
1,3 |
7 |
Суглинок в естественном залета — нии |
1750 |
1250 |
1,40 |
1,3 |
8 |
Глина сухая |
1560 |
1250 |
1,25 |
1,25 |
9 |
Глина влажная |
2000 |
1600 |
1,25 |
1,25 |
10 |
Щебенка мелкая |
2460 |
1600 |
1,54 |
1,3 |
11 |
Щебенка крупная |
2670 |
1600 |
1,67 |
1,3 |
12 |
Скала порода |
2970 |
1800 |
1,65 |
1,35 |
Рис. 7.20. Базовая производительность гидравлических экскаваторов с рабочим оборудованием обратной лопатой. |
V — Рис. 7.19. Базовая производительность гидравлических экскаваторов с рабочим оборудованием — прямой лопатой. |
Для определения базовой производительности экскаваторов с другим типом рабочего оборудования, используют формулы:
— для обратной лопаты
Пк =0,9П (7.44)
0.0 Л
для драглайна
ПЛЛ~ 0,8П (7.45)
для грейфера
ЯЛ =0,65П . (7.46)
о. г. о
Проведено значительное число исследований по выбору оптимальной высоты и глубины копания экскаваторов. Основным критерием являлось минимальное время набора грунта в ковш. Исследования проводились на различных грунтах на экскаваторах с вместимостью ковша от 0,5 до 3 м3. Для экскаваторов с канатно-блочной системой управления, оборудованных прямой лопатой, оптимальное значение высоты копания приведено на рисунке 7.21. Значение коэффициента /;, учитывающего отклонение от оптимальной высоты, приведено на рисунке 7.22. Ковш гидравлического экскаватора может поворачиваться не только отно
сительно стрелы, но и рукояти, и за счет этого он имеет высокую подвижность. Наиболее благоприятная глубина копания при работе с обратной лопатой для гидравлических экскаваторов определяется из формулы:
К, т =(1,0-2,0)-F[>], (7.47)
где V ~ геометрическая вместимость ковша в м3.
Рис. 7.22. Базовая производительность канатно-блочных экскаваторов, оборудованных прямой лопатой; 8* — для плохо взорванной породы. |
Рис. 7.21. Базовая производительность гидравлических экскаваторов с погрузочным ковшом. |
Значение коэффициента / для гидравлических экскаваторов с ковшом вместимостью до 1 м3 приведено на рисунке 7.23. Для экскаваторов с обратной лопатой и ковшом вместимостью от 1,0 м3 и выше значение коэффициента / приведено в таблице 7.13.
Таблица 7.13. Значение коэффициента /( для экскаваторов с ковшом вместимостью 1 м3 и выше
|
Обычно в технической характеристике машины указывается максимальная частота вращения поворотной части экскаватора, которая равна 6…9 мин[1]. Это значение на практике обычно не реализуется. Соотношение между максимальной частотой вращения птах и средней частотой вращения п (по данным хронометража времени цикла гидравлических экскаваторов) при малых углах поворота находится в пределах от 2,8 до
1,7, при больших углах поворота это значение уменьшается до 1,4-1,75 соответственно, (таблица 7.14.).
Время поворота в зависимости от угла поворота с помощью данных, можно определить по формуле:
t =————— [мин] (7 48)
360 — птгх nq, 1
где а ~ угол поворота рабочего оборудования экскаватора в град.
Максимальная частота вращения принимается из технической ха
рактеристики машины, а соотношение из таблицы 7.14.
С[,
Таблица 7.14 Соотношение между максимальной птах и минимальной птіп частотой вращения поворотного механизма гидравлических экскаваторов в зависимости от угла поворота
|
Значение коэффициента /2 влияния угла поворота на производительность экскаватора при угле поворота 90" принято равным 1, для других значений угла поворота приведено на рисунке 7.25.
На время разгрузки влияет вместимость ковша, вид рабочего оборудования, тип разгружаемого материала. Минимальное время на раз
грузку грунта затрачивается при работе в отвал. Однако оно изменяется с увеличением вместимости ковша и типа загружаемого механизма. С увеличением вместимости ковша от 0,5 м3 до 2,5 м3 время разгрузки в отвал песчано-гравийных материалов увеличивается примерно на 10-15%.
Рис. 7.23. Оптимальная глубина копания канатноблочных экскаваторов с различной вместимостью ковша на грунтах /— V категории (табл. 7.1). |
1.1 Г———————- 1—————————- Г-
‘,0(———— 1————— __J———- j____ J____ j 0,4 0,6 0,8 1,0 1,2 1,4 1,6 |
1,0′
0,9
/, 0,7 0,6
При разгрузке того же материала в автосамоовал грузоподъемностью до 10 т время увеличивается примерно в два раза. Это связано с необходимостью определения места разгрузки и точной установки ковша. При разгрузке связных материалов (глина,- суглинок) время разгрузки увеличивается на 30% по сравнению с временем разгрузки песка и гравия. Значительное влияние оказывает и место стоянки транспортного средства под погрузкой. При стоянке ниже уровня нахождения экскаватора время загрузки увеличивается, что связано с прочностью кузовов и бункеров и их небольшой загрузочной площадью и значительной высотой расположения. Значение коэффициента / для гидравлических экскаваторов для различных условий разгрузки приведено в таблице 7.15.
Таблица 7.15.
Значение коэффициента f3 условий разгрузки
Характеристика условий разгрузки |
||
1. |
Разгрузка в отвал |
1,00 |
2. |
Разгрузка в транспорт, стоящий на уровне опорной поверхности экскаватора |
0,90 |
3. |
Разгрузка в транспорт, стоящий ниже уровня опорной поверхности экскаватора |
0,80 |
4. |
Разгрузка в воронкообразный бункер |
0,67 |
5. |
Разгрузка в силосный бункер |
0,58 |
Состояние режущей кромки и зубьев оказывает значительное влияние на сопротивление копанию, а значит, и на время цикла экскаватора. Время копания при сильно затупленных зубьях и режущей кромке увеличивается примерно до двух раз. Значительное влияние на сопротивление копанию и время цикла оказывает и форма ковша. Однако ни в отечественной, ни в зарубежной практике еще не разработаны количественные показатели влияния состояния и формы режущей части ковша и зубьев на время копания. Эти вопросы требуют дальнейших исследований. Поэтому для расчетов при новом рабочем оборудовании или когда режущая кромка и зубья находятся в хорошем состоянии коэффициент можно принимать равным 1.
В экскаваторах используется два вида стрел: моноблочные и составные. Составные стрелы отличаются высокой эффективностью использования рабочего оборудования вследствие его высокой маневренности, однако они при одинаковой вместимости ковша несколько тяжелее, чем моноблочные.
Установка стрелы может быть короткая, средняя и длинная. Короткая установка используется, когда необходимо получить большое отрывное или подъемное усилие. Длинная — когда надо работать на большой глубине или при значительном расстоянии от груди забоя. Как короткая, так и длинная установка стрелы увеличивает время набора грунта. Значение коэффициента / приведено в таблице 7.16.
Таблица 7.16.
Значение коэффициента fs установки стрелы
|
Использование экскаваторов с большой вместимостью ковша и автомобилей малой грузоподъемности нецелесообразно, так как увеличивается время простоя экскаваторов в ожидании автомобилей. С другой стороны, использование при загрузке малых экскаваторов вместе с крупными самосвалами также нецелесообразно из-за длительных простоев автосамосвала под загрузкой. Основным критерием в этом случае должен быть критерий экономичности.
Значение коэффициента /6. |
Значение коэффициента f6 влияния на производительность соотношения вместимостей кузова автомобиля и ковша экскаватора представлено в таблице 7.17. При V / Уэ > 9 коэффициент /б равен 1.
L К |
і |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
/б |
0,65 |
0,82 |
0,88 |
0,92 |
0,95 |
0,97 |
0,98 |
0,99 |
1,00 |
1,00 |
Таблица 7.17 |
На практике чаще принимается соотношение Vc / V3 = 3-5. При этом экскаватор загружен не полностью, однако и время простоя автосамосвала под загрузкой невелико.
Учитывать квалификацию операторов при определении производительности машины предложил Н. Г. Домбровский, и в дальнейшем использовал западногерманский центр по подготовке операторов дорожных машин.
Выполнение планового задания на 100% считается нормальной квалификацией оператора. Значение этого коэффициента определяется по формуле:
(7.49)
где Qa ~ достигнутая часовая производительность; Qnii — плановая часовая производительность.
Проведенные исследования для экскаваторов различного типа и на различных грунтах показали, что отклонение значения /7 от единицы в основном составляют ±5%. Максимальное значение /7 равно 1,20. Оно было достигнуто только операторами — испытателями машин, работающими на фирме-изготовителе. Минимальное значение /7 равно 0,75. Оно было у операторов, работающих первые дни на машине. Квалификация оператора зависит главным образом от объема знаний и навыков управления машиной. В современных экскаваторах не требуется значительных мускульных напряжений, созданы хорошие эргономические условия в кабине. Квалифицированный оператор выбирает оптимальное место стоянки машины, положение стрелы, сокращает время цикла за счет совмещения процессов, например подъема и поворота рабочего органа, он указывает более удобное место стоянки под погрузкой водителю транспортного средства, подчищает забой во время отсутствия транспорта и т. д. Согласно исследованиям, уровень квалификации оператора можно характеризовать следующими показателями:
Степень
производительности
120% высокая
114% очень хорошая
110% хорошая
105% нормальная, плюс
100% нормальная
95% нормальная, минус
90% удовлетворительная
85% удовлетворительная, минус
75% плохая
Производительность механизма зависит от организации работы, причем производительность транспортных средств зависит от работы погрузочного механизма. Грузоподъемность и число автосамосвалов, работающих в карьере, определяется в первую очередь типом и производительностью.
Снижение производительности возможно при неудачном выборе глубины или высоты забоя в карьере. При слишком мелком забое ковш полностью не наполняется из-за недостаточного пути наполнения, при слишком высоком забое увеличивается опасность обрушения, и поэтому экскаватор устанавливается дальше от места оптимальной установки. Причиной снижения производительности может быть неудачный выбор места установки автосамосвала.
Названные примеры не охватывают всего многообразия случаев организации работы механизмов на строительной площадке. Они учитываются коэффициентом k, который учитывает условия работы механизма на строительной площадке при помощи фактора времени. Значение коэффициента ke определено экспериментальным путем и приведено в таблице 7.18.
Таблица 7.18.
Значение коэффициента kg использования экскаватора по времени
Вид использования |
д. лв сред |
Jr шах |
1 Использование экскаватора при оптимальных условиях, например, разработка гравийного карьера, работа в отвал без ограничений объема строительной площадки, погрузка материала в автотранспорт. |
0,66 |
0,83 |
2 Работа экскаватора с пространственными ограничениями, например, при отрывке больших траншей, малых выемок под фундаменты с погрузкой в транспорт. |
0,56 |
0,78 |
3 Работа в ограниченном пространстве, например, открытие узких траншей. Заполнение грунтом траншей, погрузка материала из отвала. |
0,54 |
0,76 |
4 Использование экскаваторов при планировании площадок, уборке почвы со сбором разрабатываемого материала в отвал. |
0,50 |
0,70 |
5 Использование экскаваторов при сильных помехах, например, разработка траншей возле зданий со сбором материала в отвал. |
0,45 |
0,58 |