Машины и оборудование для погружения свай
Для забивки свай и шпунтов применяются молоты (механические, паровоздушные, дизельные), машины вибрационного действия (вибропогружатели и вибромолоты), копровое оборудование.
Основным элементом простейшего молота является рабочий орган, падающий с определенной высоты и наносящий удары по наголовнику, закрепленному на головке сваи.
Так устроен механический молот массой 1000-5000 кг с высотой падения рабочего органа 1,5-3 м и частотой ударов 4-12 в минуту. Из — за малой производительности такие молоты имеют ограниченное приме
нение и используются для погружения свай небольшой длины (3-5 м) при незначительном объеме свайных работ.
Паровоздушные молоты бывают простого и двойного действия. В молотах простого действия энергию привода (пар или сжатый воздух) используют только для подъема ударной части (холостой ход), а падение ударной части (рабочий ход) происходит под действием собственного веса.
В молотах двойного действия энергию привода используют как для подъема ударной части, так и при движении ее вниз для увеличения скорости падения и соответственно силы удара.
Потребность в специальных установках для подачи пара или воздуха является недостатком паровоздушных молотов и значительно снижает возможность применения этих погружателей.
Дизельные молоты (штанговые, трубчатые) — это свайные погру — жатели, использующие в процессе работы энергию сгорающих газов. Они работают по принципу двухтактных двигателей внутреннего сгорания, у которых давление газов, образующееся при сгорании жидкого топлива, передается непосредственно рабочему органу — ударной части.
В штанговом дизель-молоте (рис. 8.3, а) ударной частью является массивный цилиндр 2, который, двигаясь по направляющим штангам 3, падает на поршень 1. Усилие от поршня к наголовнику сваи // передается через сферическую плиту 12, соединенную с поршнем и наголовником серьгой 10. Образованная шарнирная опора обеспечивает центральный удар по свае при некотором смещении осей молота и сваи.
Для пуска дизель-молота цилиндр крюком 4 кошки 5 поднимается в верхнее положение (на рисунке показано штрихпунктирной линией). При повороте крюка цилиндр под действием собственного веса падает вниз. Воздух, заполнивший полость цилиндра, сжимается, нагреваясь до температуры воспламенения топлива. Падающий цилиндр наносит удары по свае и одновременно приливом нажимает на толкатель 7 топливного насоса 8, установленного на основании поршня. Горючее, поступая по трубопроводу 9, впрыскивается форсункой 6 в цилиндр. Нагретый воздух воспламеняется, и силой взрыва цилиндр отбрасывается вверх. При этом отработанные газы свободно выходят в атмосферу. Достигнув крайнего верхнего положения, цилиндр теряет скорость и начинает двигаться вниз, вновь сжимая свежий воздух. Цикл работы повторяется, и молот работает автоматически до тех пор, пока насос не выключится. Число ударов молота 50-110 в минуту, применяется он при относительно небольших массах погружаемых свай (350-2000 кг).
В трубчатом дизель-молоте (рис. 8.3, б) ударной частью является подвижный поршень с шаровой головкой 20. Цилиндр молота 17 неподвижен и представляет собой длинную трубу, открытую сверху. В нижней части отверстие трубы закрыто пятой 13, имеющей сферическое углубление 14, соответствующее шаровой головке поршня. На нижней поверхности пяты установлен штырь 21, входящий в наголовник сваи.
Рис. 8.3. Дизельные молоты: а — штанговый; 6 — трубчатый; 1 — поршень; 2 — цилиндр; 3 — штанга; 4 — крюк; 5 — кошка; 6 — форсунка; 7 — толкатель; 8, 15 — топливные насосы; 9 — трубопровод; 10 — серьга; 11 — наголовник; 12 — сферическая плита; 13 — пята; 14 — углубление; 16 — рычажок; 17 — цилиндр; 18 — поршень; 19 — выхлопные окна; 20 — шаровая головка; 21 — штырь. |
Дизель-молот подвешивают к стреле копра, устанавливают на головку сваи и закрепляют в стреле. Затем поршень лебедкой копра с помощью захвата кошки поднимают в верхнее положение.
После раскрытия кошки поршень под действием собственного веса начинает двигаться вниз. При падении он отжимает рычажок 16 топливного насоса 15, приводит его в действие, тем самым обеспечивая подачу топлива в сферическое углубление. Опускаясь вниз, поршень перекрыва
ет выхлопные окна 19, сжимая воздух до объема кольцевой камеры сгорания, образованной поверхностями рабочего цилиндра, поршня и углублением пяты. В момент удара поршня о пяту энергия затрачивается на погружение сваи и на сжатие смеси. Топливо воспламеняется, силой давления расширяющихся газов поршень подбрасывается вверх, и цикл работы молота повторяется. Число ударов молота 50-60 в минуту.
Основные преимущества дизель-молотов — независимость от посторонних источников энергии, простота устройства и эксплуатации, высокая производительность. Эти преимущества обеспечили дизель-молотам широкое распространение.
Для значительной группы свайных погружателей используется эффект вибрации. Сущность этого способа состоит в сообщении свае вертикальных колебаний. В результате этого в зоне контакта сваи с грунтом уменьшаются силы сцепления, и свая начинает проскальзывать относительно грунта, то есть погружается. Колебания свае сообщаются рабочим органом свайного погружателя — вибровозбудителем.
К машинам для забивки свай, использующим эффект вибрации, относятся вибропогружатели и вибромолоты.
Вибропогружатель (рис. 8.4, а) состоит из вибровозбудителя направленного действия 2 с дебалансами 3, электродвигателя 4, служащего приводом, и наголовника /, крепящегося к свае своими щеками. Вращение от электродвигателя валов дебалансов передается клиноременной передачей. При вращении валов возникает центробежная (вынуждающая) сила Р, приводящая в колебание погружатель и сваю. Необходимая для успешного погружения сваи сила подбирается в зависимости от водонасыщен — ности грунта, вида, размеров и веса сваи. Рассмотренный вибропогружатель применяется в основном для погружения свай в водонасыщенные несвязные грунты. Недостатком таких погружателей является быстрый износ электродвигателя, так как он подвергается вибрации.
Вибромолот (рис. 8.4, б) представляет собой более совершенную конструкцию, поскольку значительно снижается передача вибрации на электродвигатель. Это достигается установкой между вибровозбудителем и электродвигателем пружин 6, служащих виброизоляторами. Электродвигатель крепится на плите 5, создающей дополнительное давление на погружаемую сваю.
Вибромолот (рис. 8.4, в) отличается от вибропогружателей введением в конструкцию ударника 7 и наковальни 8, служащих ограничителями колебаний. Зазор между ними меньше амплитуды колебаний. Поэтому наряду с вибрацией возникает удар ударника по наковальне. Таким
образом, вибромолоты сочетают преимущества вибропогружателей и свайных молотов ударного действия. Вибромолотами сваи погружаются в 3…4 раза быстрее, чем погружателями той же мощности, и область их применения в связи с этим значительно шире. Они используются для погружения (или извлечения) металлических и железобетонных свай в грунты различной плотности и состава породы.
Рис. 8.4. Схемы вибрационных погружателей свай: а, б — вибропогружатели; в — вибромолот; 1 — наголовник; 2 — вибровозбудитель; 3 — дебаланс; 4 — электродвигатель; 5 — плита; 6 — пружина; 7 ~ ударник; 8 — наковальня |
Наряду с основным оборудованием при погружении свай используется и вспомогательное. К нему относятся машины и оборудование для срезки голов свай, монтажная оснастка, средства подмащивания, транспортное оборудование.
Технологический процесс и операции свайных работ — перемещение, установка на место погружения, наведение и погружение свай выполняются специальными машинами — копрами и копровым оборудованием, оснащенным молотами и другими погружателями свай. При этом копры и копровое оборудование участвуют в работе при выполнении всех технологических процессов и операций, а молоты или погру — жатели заняты только в процессе непосредственного погружения свай.
Схемы основных типов копров и копрового оборудования приведены на рис. 8.5.
Для малых рассредоточенных объемов свайных работ, а также для погружения свай и свай-колонн при строительстве производственных
сельскохозяйственных зданий и сооружений наиболее рациональны копры, навешиваемые на стандартные транспортные машины на пневмоходу. Обладая хорошей мобильностью, такой копер может быстро перемещаться на значительные расстояния. При переездах с объекта на объект копровое оборудование укладывают в транспортное положение без разборки, снятия молота и применения дополнительных грузоподъемных механизмов.
Рис. 8.5. Схемы основных типов копров: а — с навесным оборудованием без механизма наведения свай; б — то же, с механизмом наведения; в — мостовой. |
Для погружения тяжелых свай длиной более 12 м используются рельсовые копры, перемещающиеся по специально устроенному рельсовому пути. Как и другие типы копров, рельсовые копры могут быть универсальными, то есть оснащенными механизмами, обеспечивающими поворот копра на 360° с возможностью погружения как вертикальных, так и „ наклонных свай.
иО
я Сменная техническая производительность копров и оборудования
g ориентировочно определяется по формуле:
w П = Т /Т, (8.1)
3 С с ‘ рц’ ‘ ‘
“§ где Тс — общая продолжительность смены, ч; Трч — продолжительность 5 рабочего цикла (ч) копра при погружении одной сваи, определяемая по я формуле:
(8.2)
о
Ц где Тп — время чистого погружения сваи, ч; Тв — время, необходимое на g проведение вспомогательных операций (переезд машины на новую по — § зицию, подтаскивание, подъем, ориентирование сваи в процессе ее уста-
новки и погружения), ч; Т — удельное время, учитывающее продолжительность технологических и организационных перерывов в работе, время сменного технического обслуживания машины и прочие расходы времени, приходящиеся на рабочий цикл.
Выбор машин и оборудования для буровых работ определяется размерами и объемом необходимых шпуров и скважин, твердостью породы. При бурении шпуров и небольших скважин (глубиной до 10 м) применяются пневматические бурильные молотки. Бурение скважин различного диаметра и глубины выполняется бурильными машинами и станками. При работе с пневматическими бурильными молотками необходимо тщательно следить за состоянием всех частей молотка и своевременной их смазкой. Оси бурильного молотка и шпура в процессе сверления должны совпадать, так как даже при незначительном отклонении бур быстро изнашивается и может поломаться. Основные параметры бурильных машин и станков — осевое давление, частота вращения, мощность — определяются в зависимости от диаметра скважины и крепости пород. Значения необходимых параметров указываются в инструкции по эксплуатации. Средняя скорость бурения машин 7-10 м/ч.
Необходимая глубина погружения сваи определяется ее несущей способностью. Несущей способностью сваи называется наибольшая расчетная нагрузка на сваю (в кН). Она позволяет нормально эксплуатировать здание или сооружение.
При забивке свай необходимо соблюдать режим работы молота. Продолжительность непрерывной работы его не должна превышать 1525 мин, после чего необходимо делать перерыв на 5-8 мин. После погружения сваи в грунт следует остановить молот, так как дальнейшая работа в таком режиме может вызвать поломку его деталей.
При эксплуатации вибропогружателей и вибромолотов частота тока должна составлять 50 Гц, напряжение не должно превышать 5-10% нормального значения. Поскольку эти машины испытывают значительные циклические нагрузки, необходимо не менее двух раз в смену тщательно осматривать болтовые соединения электродвигателя, привода, шарниров, наголовников, концевых гаек валов, соединения электрического кабеля, сварные швы наголовников, корпуса вибровозбудителей.