Роторные снегоочистители
Роторные снегоочистители предназначены для очистки дорог и аэродромов от снега путем роторного разгона и перемещения по баллистической траектории за пределы очищаемой поверхности или через направляющий аппарат в кузов транспортного средства. Главным параметром роторных снегоочистителей является производительность, по которой их разделяют на легкие (производительность до 200 т/ч), средние (до 1000 т/ч) и тяжелые (более 1000 т/ч); средняя ширина захвата роторных снегоочистителей 2,5-3,2 м; толщина разрабатываемого снежного покрова — до 1,2-2 м; дальность отбрасывания снега дорожных снегоочистителей 18-20 м, аэродромных — до 50-60 м; рабочая скорость снегоочистителей — 0,3-5 км/ч.
Рис. 15.9. Классификация роторных снегоочистителей. Я 418 |
Классификация роторных снегоочистителей приведена на рис. 15.9.
При разработке снега малой плотности применяют плужно-роторные снегоочистители с роторно-лопастным метателем, расположенным соосно направлению движения машины, и одним несимметричным относительно продольной оси машины или двумя симметричными отвалами. Такую же область применения имеют роторно-торцовые снегоочистители совмещенного действия, которые разрабатывают снежные забои непосредственно торцами лопастных роторов, выбрасывающих затем снег в сторону от направления движения машины. Роторно-торцовые снегоочистители бывают однороторные, обычно монтируемые на малогабаритных шасси для уборки тротуаров, и двухроторные, у которых оси вращения лопастных роторов параллельны оси движения машины.
Для разработки снега средней плотности рсн = 200-300 кг/м2 применяют шнекороторные снегоочистители с двумя и более шнековыми питателями, расположенными в вертикальной плоскости, параллельной оси движения машины. Шнеки транспортируют снег к середине рабочего органа и забрасывают его в расположенный с тыльной стороны роторно-лопастной метатель. Шнеки питателя могут быть установлены как горизонтально, так и под углом к поверхности дороги. Снег большой плотности р > 300 кг/м2 целесообразно разрабатывать фрезерно-роторными снегоочистителями или фрезерными совмещенного действия, у которых достаточно высокая окружная скорость фрезы обеспечивает одновременно выброс снега через направляющий патрубок в заданном направлении без использования отдельного лопастного ротора. Фрезерный питатель выполнен в виде трех — или четырехзаходной фрезы ленточного (пустотелой) или барабанного типа, когда винтовые лопасти фрезы жестко закреплены на барабане.
По типу трансмиссии снегоочистители изготовляют с однодвигательным приводом, когда двигатель базовой машины или специальный двигатель, установленный на грузовой платформе базового автомобиля, используют одновременно для движения машины и привода рабочего органа, а также с двухдвигательным приводом раздельно ходового устройства и рабочего органа.
В качестве дополнительного оборудования роторных снегоочистителей применяют направляющий аппарат выброса снега для погрузки его в городских условиях в транспортные средства, регуляторы окружных скоростей питателя и метательного аппарата, устройства для обрушения верхнего свода снежного забоя — при большой толщине снежного покрова и лидерного разрушения снежного забоя — при повышенной прочности снега. Энергоемкость рабочего процесса питателя и метатель-
ного аппарата можно снизить применением систем газовой смазки поверхностей трения снега о рабочие органы. Например, путем газовой смазки поверхности неподвижного кожуха метателя можно на 20-40% уменьшить энергоемкость привода лопастного ротора.
Попутный поддув аппарата выброса позволяет примерно на 20% повысить дальность метания снега за счет уменьшения аэродинамического сопротивления на начальном участке баллистической траектории полета, где снег имеет наиболее высокую скорость и, соответственно, максимальны силы аэродинамического сопротивления. В качестве источника газа используют воздуходувку, которая может быть установлена соосно лопастному ротору, но имеет более высокую частоту вращения. Повышение эффективности прохода снега от фрезерного или шнекового питателя в метательный аппарат обеспечивает забрасывающее устройство, например, в виде смонтированного на валу питателя дополнительного лопастного барабана.
Расчет роторного снегоочистителя содержит определение рациональных параметров процессов взаимодействия питателя и метательного аппарата со снегом, кинематический, энергетический и прочностной расчет рабочего органа, элементов его конструкции и системы управления, определение нагрузок на оси колесной машины или гусеничное ходовое устройство, тягово-динамические расчеты, определение баланса мощности, расчеты дальности метания снега, продольной и поперечной вертикальной устойчивости машины, определение производительности. При проектировании снегоочистителей должны быть учтены требования, предъявляемые к машинам, предназначенным для эксплуатации в районах с холодным климатом.
При работе наиболее распространенных шнекороторных и фрезернороторных снегоочистителей в процессе поступательного перемещения машины перед рабочим органом образуется снежный забой, в котором правая и левая половины шнеков или фрезы вырезают серповидные стружки снега. Достаточно высокая частота вращения питателя обеспечивает распределение снега под действием центробежных сил по окружности вращения шнека или фрезы и одновременное перемещение его в осевом направлении к середине рабочего органа, для чего правая и левая половины питателя имеют противоположное направление винтовых лопастей. В средней части корпуса рабочего органа образовано окно, через которое снег забрасывается в метательный аппарат винтовыми лопастями, получая в момент схода них ускорение в радиальном, тангенциальном и осевом направлениях относительно питателя.
В метательном аппарате снег поступает на лопасти ротора, транспортируется ими по неподвижному цилиндрическому кожуху в виде призмы волочения перед каждой лопастью с одновременным перемещением вдоль лопастей в радиальном направлении и выбрасывается из метателя под действием центробежных сил через направляющий патрубок. В первую очередь покидают лопасти метателя в тангенциальном направлении при достижении направляющего патрубка фрагменты снега, находящиеся у поверхности кожуха, со скоростью, равной окружной скорости ротора. Затем происходит сход с лопастей более удаленных от края фрагментов снега с абсолютной скоростью (м/с), равной геометрической сумме окружной скорости ротора vp и радиальной скорости приобретенной этими фрагментами к моменту схода с лопасти:
(15.22)
Максимальная дальность транспортирования снега метателем ограничена аэродинамическим сопротивлением и составляет в среднем не более 50-60 м независимо от максимальной частоты вращения лопастного ротора.