ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОЛИГОНОВ
Преимущества полигонов по сравнению с заводами, изготовляющими сборные железобетонные изделия, заключаются в возможности быстрого сооружения их и меньшей сумме капиталовложений на 1 ж3 выпускаемой годовой продукции (табл. 14).
Таблица 14
Технико-экономические показатели типовых полигонов
Создание на заводских полигонах отапливаемых формовочных узлов, оборудованных виброплощадкой, бетонораздатчиком, установками для приема готовой бетонной смеси и формования, значительно облегчает изготовление изделий в зимнее время. Опыт |
строительных трестов показывает, что при годовой производительности полигона около 25000 м? стоимость строительства формовочного узла, включая все монтажные работы и подводку к нему коммуникаций, составляет около 300 тыс. руб.
В себестоимости сборного железобетона по данным ВНИИЖе — лезобетона (канд. эконом, наук А. Б. Жуковский) затраты на материалы составляют 50—55%, заработная плата основных рабочих— 15—18%, пар и электроэнергия —5—6%, цеховые и общезаводские расходы — 21—25% (в том числе опалубка и формы — 3— 5%). В затратах на материалы заполнители составляют 40%, цемент— 25% и арматурная сталь — 35%.
Примерное процентное распределение стоимости по элементам затрат и стадиям переработки, полученное НИИОМСом на основании отчетных данных и частично расчетным путем, приведено в табл. 15. В графу «переработка» этой таблицы включены расходы, связанные с устройством и эксплуатацией форм, укладкой арматуры и бетонной смеси, тепловлажностной обработкой, распалубкой и подачей изделий на склад.
Таблица 15
Распределение себестоимости сборных железобетонных изделий по элементам затрат и этапам технологического процесса (в %)
|
Большое значение имеет уменьшение количества типоразмеров изделий, что значительно увеличивает среднегодовой съем деталей с 1 м2 производственной площади, повышает производительность труда рабочих и снижает стоимость изготовления. Данные, полученные в результате итога работы московских железобетонных заводов в 1955 г. (табл. 16), показывают, как сильно влияет количество типоразмеров изготовляемых изделий на показатели работы заводов. Эта зависимость полностью справедлива и для полигонного изготовления изделий.
Специализация предприятий Главмосжелезобетона по выпуску ограниченной номенклатуры определенных изделий позволила за
один год повысить их производительность на 45% и увеличить на 27% выработку рабочих.
Опыт Главмосстроя показывает, что фактические затраты труда при полигонном изготовлении 1 jm? изделий составляют в среднем 24 чел.-часа и колеблются в зависимости от вида изготовленных изделий, от 10,7 чел.-часа — при выпуске блоков фундаментов и стен подвалов, до 48 чел.-час.— при выпуске мелких железобетонных архитектурных деталей.
Снижение стоимости изготовляемых на полигоне изделий является основной задачей, решение которой должно идти в первую очередь за счет снижения стоимости материалов и улучшения организации и технологии производства сборных изделий.
Таблица 16
Организационные мероприятия заключаются в специализации, распространяемой не только на полигоны в целом, но и на отдельные пропарочные камеры и рабочие бригады. Опыт треста Челяб — металлургстрой показывает, что изготовление бригадой определенной, минимальной номенклатуры изделий с закреплением, за бригадой форм, инвентаря и оборудования обеспечивает повышение производительности труда не менее чем на 50%. Проведенные подсчеты показывают, что при прочих неизменных условиях повышение производительности полигона на 1 % снижает стоимость 1 м3 изделий, примерно, на 1 рубль.
. Повышение производительности полигонов в ряде случаев ограничивается пропускной способностью пропарочных камер. Прогрев изделий при максимально допустимых температурах, .применение жестких бетонных смесей и малых добавок ускорителей твердения, не требуя дополнительных капиталовложений, позволяет на 30—50% сократить цикл выдерживания изделий, соответственно повысить их выпуск и снизить стоимость.
Снижение стоимости материалов, особенно заполнителей, в ряде случаев достигается применением железнодорожного транспорта и уменьшением расстояния подвозки путем приближения полигона к ближайшим карьерам.
Во всех случаях необходимо стремиться к получению с карьеров чистых и рассортированных по фракциям заполнителей.