СКЛАДЫ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ
Планировка подъездных путей к складам и на складах должна обеспечивать удобство дальнейшей подачи заполнителей по кратчайшим направлениям к бетоносмесительному отделению. В зависимости от транспортных путей заполнители следует перевозить в автомобилях-самосвалах, в опрокидных узкоколейных вагонетках, в ширококолейных саморазгружающихся • опрокидных или бункерных вагонах. При разгрузке обычных платформ рекомендуется применение специальных машин Т-182А (рис. 33), позволяющих разгружать смерзшийся материал тонким слоем без предварительного его разрыхления. Разгрузка крытых вагонов производится механическими лопатами, подгребающими материал к середине вагона, откуда он сгружается скребком машины Т-182А при возвратном ходе штанги.
Склады заполнителей по своей конструкции могут быть траншейными и поверхностными.
Траншейные склады по сравнению с поверхностными занимают меньше площади; их Преимущество состоит и в том, что стоимость и трудоемкость подачи материала в бетоносмесительное отделение у них ниже, так как в траншейных складах материал поступает на ленту транспортера или в вагонетку под действием собственного веса. Для поверхностных складов, у которых все оборудование размещено выше уровня земли, аналогичная работа требует применения специального грейферного крана или канатного скрепера.
Однако для траншейных складов необходимо устройство большого подземного хозяйства, требующего значительных затрат, времени и борьбы с грунтовыми водами. Поэтому при неудовлетворительных гидрогеологических условиях и при относительно кратковременной эксплуатации бетонного завода устраиваются преимущественно поверхностные склады заполнителей.
В поверхностных складах штабеля образуются обычно при помощи передвижных ленточных транспортеров, оборудованных механическими лопатами, или при помощи тракторных погрузчиков. Машины, применяющиеся для образования штабелей поверхностных складов, обычно используются также и для подачи заполнителей в бетоносмесительное отделение.
Рис. 33. Схема организации разгрузки платформы при помощи разгрузочной машины Т-182А 1 — маневровая лебедка; 2 — приемный бункер; 3 — разгрузочная машина; 4 — наклонный ленточный транспортер; 5—.деревянная эстакада; б — веерный транспортер; 7 штабель |
-До 10,5- |
Для подачи заполнителей в бетоносмесительное отделение возможно использовать канатные скреперы, особенно когда число фракций заполнителя не более трех. При небольшой высоте расходных бункеров скреперы могут обеспечить их непосредственную загрузку, однако чаще применяется подача заполнителей через перепускные бункера в ковши подъемников, поднимающих заполнители в расходные бункера бетоносмесительного отделения (рис. 34),
ПоПб Повг Рис. 34. Загрузка заполнителей в расходные бункера бетоносмесительного отделения канатными скреперами и ковшовыми подъемниками / — скрепер; 2—лебедка; 3 — перепускной бункер; 4— ковшовый подъемник; 5 — штабель мелкого заполнителя; 6 — штабель крупного заполнителя |
При расположении ленточных транспортеров под штабелями в подземных галереях часть материала поступает на транспортер под действием собственного веса. Материал, находящийся вне зоны осыпания, подается к галерее бульдозером. Течки устраиваются по длине галереи через 2,5—3,5 м и оборудуются секторными (шторнороликовыми или с боковыми шарнирными подвесками) или лотковыми подъемно-опускными затворами.
При подъеме заполнителей к бункерам бетоносмесительного отделения предельный угол наклона транспортера к горизонту не должен быть более 35° для песка и 22° для гравия; при смачивании ленты этот угол несколько уменьшается. При устройстве общей наклонной транспортной эстакады для крупных и мелких заполнителей ее угол наклона обычно равен 18°. Скорость движения ленты транспортера принимается 1,3—2 м/сек в зависимости от размера заполнителя и ширины ленты, причем большие скорости ленты принимаются для мелких заполнителей и при увеличении ширины ленты.
На наклонных участках транспортера следует уменьшать скорость ленты на каждый градус наклона примерно на 1,5% против скорости, принятой на горизонтальном участке. Производитедь — ность транспортеров при непрерывной подаче, скорости ленты 1,3 м/сек и наклоне в 18° приведена в табл. 18.
Таблица 13 Примерная производительность транспортеров
|
В зимних условиях необходимо принимать меры против засыпания складов снегом и смерзания заполнителей. В качестве крупного заполнителя желательно применять щебень или чистый гравий. Загрязненные крупные заполнители легко смерзаются, и подача их на транспортер или в бункера требует предварительного разрыхления отбойными молотками.
Транспортерные линии в местностях с устойчивыми низкими температурами необходимо отеплять для избежания промерзания ленты во время перерывов между сменами. Смерзшаяся лента очень плохо охватывает ведущие приводы транспортера, резко снижается ее ддепление с приводами, что вызывает пробуксовку и сильно затрудняет пуск транспортера.
Скрепер в мерзлом материале выбирает только узкую траншею, а остальную часть штабеля приходится разрыхлять и подавать к этой траншее; для уменьшения работ по разрыхлению материала скреперные склады, эксплуатируемые зимой, следует устраивать более узкими и глубокими, чем эксплуатируемые летом. Крупный заполнитель следует обогревать «острым» паром, а песок во избежание его чрезмерного и неравномерного увлажнения— глухими регистрами, располагаемыми в обогреваемом материале, но возможно и паровыми иглами в штабелях* Прогрев заполнителей обычно ведется непосредственно в расходных бункерах бетоносмесительного отделения. Однако такая организация прогрева из-за парообразования значительно ухудшает условия работы в надбункерном помещении и затрудняет эксплуатацию оборудования, расположенного ниже расходных бункеров, так как оно будет заливаться водой, образующейся в бункерах, при конденсации пара, таянии снега и льда.
Прогрев же материалов в бункерах предварительного обогрева требует больших первоначальных затрат при сооружении бетонного завода, но зато не имеет указанных недостатков. Бункера предварительного обогрева следует располагать на линии подачи заполнителей со склада в бетоносмесительное отделение.
На крупных полигонах целесообразно вести подогрев песка в штабелях путем прокладки под ними паровых труб и обогрева
песка сжатым воздухом, обдувающим паровые трубы и песок. Целесообразным также является подогрев крупных и мелких заполнителей в непрерывных вращающихся печах.