Виды транспорта и его применение в строительстве
Транспорт является связующим звеном между строительными площадками и поставщиками материалов, конструкций, оборудования. В строительстве применяются следующие виды транспорта; железнодорожный, автомобильный и тракторный, водный, воздушный, специальный — трубопроводный, конвейерный и др.
Целесообразность применения какого-либо вида транспорта должна в каждом отдельном случае обосновываться экономическими расчетами с учетом местных условий, таких как, например, расстояние от объектов до заводов-изгото — вителей и баз складов, наличие сети автодорог, объемы грузопотоков и т. д.
Использование железнодорожного транспорта должно сопровождаться строжайшим выполнением установленных правил эксплуатации железнодорожных путей, обеспечивающих безопасность движения.
Тяговыми средствами на железнодорожном транспорте служат паровозы, электровозы, тепловозы и мотовозы (мощность до 300кВт/ч).
В качестве подвижного состава для нужд строительства применяются обычные железнодорожные платформы, думпкары (саморазгружающиеся платформы), крытые вагоны, полувагоны (гондолы), цистерны, а также специальные подвижные средства для перевозки цемента, битума, тяжелых грузов и т. д.
По ширине колеи различают пути нормальной и узкой колеи. В странах СНГ у нормальной коллеи расстояние между внутренними гранями головок рельсов 1 524 мм, у узкой — 750 мм. Минимальный радиус кривизны путей нормальной колеи — 150—180 м, временных путей узкой колеи — 75—100 м. Для нормальной колеи применяются рельсы длиной 12,5 и 25 м, для узкой — 8 м. Шпалы раскладываются с расстоянием 600—800 мм между осями. Длина шпал для нормальной колеи — 2,7 м, для узкой — 1,5 м.
Автомобильный транспорт по сравнению с рельсовым имеет ряд эксплуатационных преимуществ: сравнительно простую эксплуатацию; автономность в работе; возможность преодоления крутых подъемов и спусков; высокие маневренные качества. Автотранспортом грузы доставляются непосредственно к местам их потребления с высокой степенью ритмичности и в очередности, определяемой технологией производства строительно-монтажных работ. Поэтому в строительстве он является основным видом транспорта, широко применяемом для перевозки строительных грузов. На долю автомобильного транспорта приходится 85—90% объема перевозок строительных грузов.
Автомобильный парк, обслуживающий строительство, состоит главным образом из автомобилей средней грузоподъемности преимущественно универсального назначения. Однако, как показывают исследования, потери при перевозке на неспециализированных автомобилях песка, щебня, цемента и других материалов составляют 8—10%, бой кирпича в процессе транспортировки, погрузки и разгрузки — 15—18%, повреждается значительное число сборных железобетонных конструкций и деталей.
Применение специализированных транспортных средств обеспечивает сохранность перевозимых материалов и конструкций, снижает стоимость перевозок, затраты труда и времени на выполнение погрузо-разгрузочных работ, создает условия для совершенствования технологии строительного производства. К ним относятся: платформы для перевозки стеновых блоков, плит покрытия, крупногабаритных железобетонных конструкций (фермовозы, балковозы ит. д.), трейлеры для перевозки тяжелых строительных машин, цистерны, цементовозы, автобетоновозы, автобетоносмесители, растворовозы, контейнеровозы и др.
Автофермовоз состоит из автомобильного тягача и одно — или двухосного полуприцепа со специальной грузовой платформой с системой держателей ферм. Наиболее распространены в строительстве автофермовозы ГІФ-1218 с тягачом МАЗ-504А, предназначенные для перевозки железобетонных ферм длиной 12 и 18 м имассойдо 12т; ПФ-2124 с тягачом КрАЗ-258, используемые для перевозки сегментных железобетонных ферм длиной 24 м и массой до 21 т; УПФ 18(24)20 с тягачами МАЗ-6422 и КрАЗ-258, предназначенные для перевозки железобетонных ферм и балок 18 и 24 м.
Автопанелевоз также состоит из автомобильного тягача и полуприцепа со специализированной грузовой платформой и предназначен для перевозки стеновых панелей и доборных элементов в положении, близком к рабочему. Они подразделяются на хребтовые, кассетные, платформенные и с наклонной рамой.
Хребтовые панелевозы имеют пространственный несущий каркас трапециевидного поперечного сечения. Панели устанавливают под углом 80— 100° к вертикали на грузовые площадки, расположенные по бокам каркаса. Их преимущество малая погрузочная высота и простота проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Кассетные панелевозы имеют несущие боковые фермы, между которыми расположена грузовая площадка. Панели располагают вертикально, благодаря чему обеспечивается более сохранная по сравнению с хребтовыми панелевозами доставка. Их достоинства: высокая универсальность, возможность перевозки нечетного числа панелей различной массы, а также других изделий, габариты и масса которых не превышают размеров грузовой площадки и грузоподъемности панелевозов. К недостаткам, кассетных панелевозов следует отнести большую высоту подъема панелей при погрузке.
В строительстве нашли применение автопанелевозы различных марок. Наибольшее распространение получили автопанелевозы: ПП-1407 грузоподъемностью 13,5т, ПП-1307Л— 13т, ПП-1807 —17,5т. Среди кассетных автопанелевозов наиболее распространены УПП-1207 грузоподъемностью 11,5 т, УПП-0907 — 9 т, ПП-2008 — 20 т. К полуприцепам-панелевозам с наклонной грузовой площадкой относится УПП(Ш)-1207 грузоподъемностью 11,6т.
Автоцементовоз предназначен для перевозки цемента в герметическом резервуаре от базисных складов и цементных заводов с пневматической загрузкой из складов силосного типа и бункеров и пневматической саморазгрузки по трубопроводу непосредственно, в склады потребителя. Может быть использован для перевозки других пылевидных материалов, по физико-механическим свойствам близких к цементу (гипса, алебастра, извести, заполнителя асфальтобетона и др.). В строительном производстве распространены автоцементовозы грузоподъемностью 10, 14 и 22 т. Дальность подачи цемента при разгрузке 50 м, в том числе по вертикали 25 м. Время разгрузки составляет 23, 25 и 45 мин. Рабочее давление при разгрузке 0,14; 0,15; 0,16 МПа.
Авторастворовоз предназначен для перевозки, побуждения и порционной выдачи строительных растворов различной консистенции от растворобетонных узлов на строительные объекты. Представляет собой цистерну, установленную на шасси грузового автомобиля, с гидравлическим лопастным побудителем для перемешивания раствора. Объем цистерны (м3): загрузочный — 1,6, геометрический — 2,5; грузоподъемность — 3,2 т; подвижность перевозимых растворов — 5-13 см; время разгрузки — до 10 мин; скорость транспортная — до 60 км/ч.
Наряду с одиночными автомобилями в строительстве широко используются автопоезда, состоящие из тягача и прицепных звеньев в виде прицепов и полуприцепов.
В последние годы помимо автомашин с самосвальными устройствами для разгрузки сыпучих и кусковых грузов начали применять саморазгружающиеся транспортные средства, которые оборудованы гидравлическими управляемыми стреловыми кранами или имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длиномерных конструкций. Для пылевидных материалов используется пневморазгрузка. Применение саморазгружающихся средств особенно эффективно при обслужи-
;
вании рассредоточенных объектов с небольшим объемом строительных работ, например в сельском хозяйстве.
Перевозка строительных машин с объекта на объект обычно осуществляется тягачами с полуприцепами седельного типа. Для перевозки крупных машин применяются прицепы-тяжеловозы в основном грузоподъемностью 40 и 60 т. Высота их погрузочной платформы 1,0-1,1 м.
Все подъездные пути и внутрипостроечные дороги должны быть проложены в подготовительный период строительства — до начала возведения основных объектов. Их следует прокладывать по трассам постоянных дорог. При проектировании внутриплощадочных автомобильных дорог необходимо стремиться к организации кольцевого движения транспорта и избегать тупиков, которые затрудняют работу водителей. Временные дороги с двусторонним движением транспорта должны иметь ширину 6 м, с односторонним — 3,5 м. При использовании на строительных площадках машин грузоподъемностью более 25 т ширина проезжей части составляет 8 м. На участке дороги с односторонним движением транспорта устраивают площадки шириной 3,5 м, длиной 12—19 м для разъезда Со встречным транспортом. Радиус закругления временных дорог должен быть не менее 12 м. Внутрипостроечные автодороги должны им’еть продольные уклоны не более 6—9%.
Покрытие проезжей части временных внутриплощадочных автомобильных дорог должно обеспечивать возможность проезда транспорта в любую погоду и в любое время года. В зависимости от интенсивности движения и фунтовых условий временные дороги могут иметь покрытие из гравия, шлака или других ‘местных материалов. При прокладке дорог по временным трассам целесообразно применять сборно-разборные покрытия из инвентарных железобетонных плит, укладываемых краном на песчаное основание толщиной 10—15 см. Сборно-разборные плиты должны использоваться многократно, после окончания строительства они могут быть использованы для этих же целей на других строительных площадках или служить основанием при устройстве постоянных дорог. П ри особых условиях временные дороги могут быть деревянными, ледяными, снеговыми.
Тракторный транспорт используется в основном в условиях бездорожья.
Воздушный транспорт (самолеты, вертолеты, дирижабли) применяется в отдельных случаях для доставки строительных грузов в труднодоступные места.
Водный транспорт является сезонным, но наиболее дешевым видом транспорта, особенно при перевозке массовых грузов на большие расстояния.
Специальные виды транспорта применяются в основном для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности и водных преград. Кспе — пиальным видам транспорта относятся подвесные канатные дороги, рельсовые дороги с канатной тягой и однорельсовые навесные дороги, конвейерный и трубопроводный транспорт.
Специалисты считают, что в XXI в. грузы на большие расстояния будуттранс — портироваться с помощью трубопроводов, что снизит транспортную нагрузку на
шоссейные дороги и расходы на перевозку. Стоимость транспортировки по трубопроводам газов и жидкостей составляет 1/10 или даже 1/100 стоимости их перевозки с помощью грузовых автоцистерн или по железной дороге. При этом повышается безопасность, снижаются уровень загрязнения воздуха, шум, влияние погбдных условий и расход энергии. Трубопроводный транспорт легко автоматизировать. Пневмотрассу, заменяющую 200 тяжеловесных самосвалов, обслуживает всего один оператор. Большая часть этих преимуществ сохраняется при транспортировании по трубопроводам твердых материалов, хотя для этого нужен конструктивно более сложный и крупногабаритный трубопроводный транспорт. При этом использование сдвоенных труб будет обеспечивать перемещение груза в двух направлениях.
Машины и механизмы, обеспечивающие подъем материалов и конструкций на различную высоту (ярусы, этажи), называют вертикальным транспортом. Примеры вертикального транспорта — краны башенные, мостовые, на гусеничном и колесном ходу, лебедки, конвейеры, подъемники и т. п., будут подробно рассмотрены в других главах.