Виды транспорта и его применение в строительстве

Транспорт является связующим звеном между строительными площадками и поставщиками материалов, конструкций, оборудования. В строительстве при­меняются следующие виды транспорта; железнодорожный, автомобильный и тракторный, водный, воздушный, специальный — трубопроводный, конвейер­ный и др.

Целесообразность применения какого-либо вида транспорта должна в каж­дом отдельном случае обосновываться экономическими расчетами с учетом ме­стных условий, таких как, например, расстояние от объектов до заводов-изгото — вителей и баз складов, наличие сети автодорог, объемы грузопотоков и т. д.

Использование железнодорожного транспорта должно сопровождаться строжай­шим выполнением установленных правил эксплуатации железнодорожных пу­тей, обеспечивающих безопасность движения.

Тяговыми средствами на железнодорожном транспорте служат паровозы, электровозы, тепловозы и мотовозы (мощность до 300кВт/ч).

В качестве подвижного состава для нужд строительства применяются обыч­ные железнодорожные платформы, думпкары (саморазгружающиеся плат­формы), крытые вагоны, полувагоны (гондолы), цистерны, а также специальные подвижные средства для перевозки цемента, битума, тяжелых грузов и т. д.

По ширине колеи различают пути нормальной и узкой колеи. В странах СНГ у нормальной коллеи расстояние между внутренними гранями головок рельсов 1 524 мм, у узкой — 750 мм. Минимальный радиус кривизны путей нормальной колеи — 150—180 м, временных путей узкой колеи — 75—100 м. Для нормальной колеи применяются рельсы длиной 12,5 и 25 м, для узкой — 8 м. Шпалы раскла­дываются с расстоянием 600—800 мм между осями. Длина шпал для нормальной колеи — 2,7 м, для узкой — 1,5 м.

Автомобильный транспорт по сравнению с рельсовым имеет ряд эксплуа­тационных преимуществ: сравнительно простую эксплуатацию; автономность в работе; возможность преодоления крутых подъемов и спусков; высокие манев­ренные качества. Автотранспортом грузы доставляются непосредственно к мес­там их потребления с высокой степенью ритмичности и в очередности, опреде­ляемой технологией производства строительно-монтажных работ. Поэтому в строительстве он является основным видом транспорта, широко применяемом для перевозки строительных грузов. На долю автомобильного транспорта при­ходится 85—90% объема перевозок строительных грузов.

Автомобильный парк, обслуживающий строительство, состоит главным об­разом из автомобилей средней грузоподъемности преимущественно универсаль­ного назначения. Однако, как показывают исследования, потери при перевозке на неспециализированных автомобилях песка, щебня, цемента и других мате­риалов составляют 8—10%, бой кирпича в процессе транспортировки, погрузки и разгрузки — 15—18%, повреждается значительное число сборных железобетон­ных конструкций и деталей.

Применение специализированных транспортных средств обеспечивает со­хранность перевозимых материалов и конструкций, снижает стоимость перево­зок, затраты труда и времени на выполнение погрузо-разгрузочных работ, со­здает условия для совершенствования технологии строительного производства. К ним относятся: платформы для перевозки стеновых блоков, плит покрытия, крупногабаритных железобетонных конструкций (фермовозы, балковозы ит. д.), трейлеры для перевозки тяжелых строительных машин, цистерны, цементово­зы, автобетоновозы, автобетоносмесители, растворовозы, контейнеровозы и др.

Автофермовоз состоит из автомобильного тягача и одно — или двухосного по­луприцепа со специальной грузовой платформой с системой держателей ферм. Наиболее распространены в строительстве автофермовозы ГІФ-1218 с тягачом МАЗ-504А, предназначенные для перевозки железобетонных ферм длиной 12 и 18 м имассойдо 12т; ПФ-2124 с тягачом КрАЗ-258, используемые для перевозки сегментных железобетонных ферм длиной 24 м и массой до 21 т; УПФ 18(24)20 с тягачами МАЗ-6422 и КрАЗ-258, предназначенные для перевозки же­лезобетонных ферм и балок 18 и 24 м.

Автопанелевоз также состоит из автомобильного тягача и полуприцепа со спе­циализированной грузовой платформой и предназначен для перевозки стено­вых панелей и доборных элементов в положении, близком к рабочему. Они подразделяются на хребтовые, кассетные, платформенные и с наклонной рамой.

Хребтовые панелевозы имеют пространственный несущий каркас тра­пециевидного поперечного сечения. Панели устанавливают под углом 80— 100° к вертикали на грузовые площадки, расположенные по бокам каркаса. Их преиму­щество малая погрузочная высота и простота проведения погрузочно-разгрузоч­ных работ.

Кассетные панелевозы имеют несущие боковые фермы, между которыми рас­положена грузовая площадка. Панели располагают вертикально, благодаря чему обеспечивается более сохранная по сравнению с хребтовыми панелевозами доставка. Их достоинства: высокая универсальность, возможность перевозки нечетного числа панелей различной массы, а также других изделий, габариты и масса которых не превышают размеров грузовой площадки и грузоподъемности панелевозов. К недостаткам, кассетных панелевозов следует отнести большую высоту подъема панелей при погрузке.

В строительстве нашли применение автопанелевозы различных марок. Наи­большее распространение получили автопанелевозы: ПП-1407 грузоподъемно­стью 13,5т, ПП-1307Л— 13т, ПП-1807 —17,5т. Среди кассетных автопанелево­зов наиболее распространены УПП-1207 грузоподъемностью 11,5 т, УПП-0907 — 9 т, ПП-2008 — 20 т. К полуприцепам-панелевозам с наклонной грузовой пло­щадкой относится УПП(Ш)-1207 грузоподъемностью 11,6т.

Автоцементовоз предназначен для перевозки цемента в герметическом резер­вуаре от базисных складов и цементных заводов с пневматической загрузкой из складов силосного типа и бункеров и пневматической саморазгрузки по трубо­проводу непосредственно, в склады потребителя. Может быть использован для перевозки других пылевидных материалов, по физико-механическим свойствам близких к цементу (гипса, алебастра, извести, заполнителя асфальтобетона и др.). В строительном производстве распространены автоцементовозы грузоподъем­ностью 10, 14 и 22 т. Дальность подачи цемента при разгрузке 50 м, в том числе по вертикали 25 м. Время разгрузки составляет 23, 25 и 45 мин. Рабочее давление при разгрузке 0,14; 0,15; 0,16 МПа.

Авторастворовоз предназначен для перевозки, побуждения и порционной выдачи строительных растворов различной консистенции от растворобетонных узлов на строительные объекты. Представляет собой цистерну, установленную на шасси грузового автомобиля, с гидравлическим лопастным побудителем для перемешивания раствора. Объем цистерны (м3): загрузочный — 1,6, геометри­ческий — 2,5; грузоподъемность — 3,2 т; подвижность перевозимых растворов — 5-13 см; время разгрузки — до 10 мин; скорость транспортная — до 60 км/ч.

Наряду с одиночными автомобилями в строительстве широко используются автопоезда, состоящие из тягача и прицепных звеньев в виде прицепов и полу­прицепов.

В последние годы помимо автомашин с самосвальными устройствами для раз­грузки сыпучих и кусковых грузов начали применять саморазгружающиеся транс­портные средства, которые оборудованы гидравлическими управляемыми стрело­выми кранами или имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длиномер­ных конструкций. Для пылевидных материалов используется пневморазгрузка. Применение саморазгружающихся средств особенно эффективно при обслужи-

;

вании рассредоточенных объектов с небольшим объемом строительных работ, например в сельском хозяйстве.

Перевозка строительных машин с объекта на объект обычно осуществляется тягачами с полуприцепами седельного типа. Для перевозки крупных машин при­меняются прицепы-тяжеловозы в основном грузоподъемностью 40 и 60 т. Высо­та их погрузочной платформы 1,0-1,1 м.

Все подъездные пути и внутрипостроечные дороги должны быть проложены в подготовительный период строительства — до начала возведения основных объектов. Их следует прокладывать по трассам постоянных дорог. При проекти­ровании внутриплощадочных автомобильных дорог необходимо стремиться к организации кольцевого движения транспорта и избегать тупиков, которые зат­рудняют работу водителей. Временные дороги с двусторонним движением транс­порта должны иметь ширину 6 м, с односторонним — 3,5 м. При использовании на строительных площадках машин грузоподъемностью более 25 т ширина про­езжей части составляет 8 м. На участке дороги с односторонним движением транс­порта устраивают площадки шириной 3,5 м, длиной 12—19 м для разъезда Со встречным транспортом. Радиус закругления временных дорог должен быть не менее 12 м. Внутрипостроечные автодороги должны им’еть продольные уклоны не более 6—9%.

Покрытие проезжей части временных внутриплощадочных автомобильных до­рог должно обеспечивать возможность проезда транспорта в любую погоду и в лю­бое время года. В зависимости от интенсивности движения и фунтовых условий временные дороги могут иметь покрытие из гравия, шлака или других ‘местных материалов. При прокладке дорог по временным трассам целесообразно применять сборно-разборные покрытия из инвентарных железобетонных плит, укладывае­мых краном на песчаное основание толщиной 10—15 см. Сборно-разборные пли­ты должны использоваться многократно, после окончания строительства они мо­гут быть использованы для этих же целей на других строительных площадках или служить основанием при устройстве постоянных дорог. П ри особых условиях вре­менные дороги могут быть деревянными, ледяными, снеговыми.

Тракторный транспорт используется в основном в условиях бездорожья.

Воздушный транспорт (самолеты, вертолеты, дирижабли) применяется в отдель­ных случаях для доставки строительных грузов в труднодоступные места.

Водный транспорт является сезонным, но наиболее дешевым видом транспор­та, особенно при перевозке массовых грузов на большие расстояния.

Специальные виды транспорта применяются в основном для доставки строитель­ных грузов в условиях сильно пересеченной местности и водных преград. Кспе — пиальным видам транспорта относятся подвесные канатные дороги, рельсовые дороги с канатной тягой и однорельсовые навесные дороги, конвейерный и тру­бопроводный транспорт.

Специалисты считают, что в XXI в. грузы на большие расстояния будуттранс — портироваться с помощью трубопроводов, что снизит транспортную нагрузку на

шоссейные дороги и расходы на перевозку. Стоимость транспортировки по тру­бопроводам газов и жидкостей составляет 1/10 или даже 1/100 стоимости их пе­ревозки с помощью грузовых автоцистерн или по железной дороге. При этом повышается безопасность, снижаются уровень загрязнения воздуха, шум, влия­ние погбдных условий и расход энергии. Трубопроводный транспорт легко ав­томатизировать. Пневмотрассу, заменяющую 200 тяжеловесных самосвалов, об­служивает всего один оператор. Большая часть этих преимуществ сохраняется при транспортировании по трубопроводам твердых материалов, хотя для этого нужен конструктивно более сложный и крупногабаритный трубопроводный транспорт. При этом использование сдвоенных труб будет обеспечивать пере­мещение груза в двух направлениях.

Машины и механизмы, обеспечивающие подъем материалов и конструкций на различную высоту (ярусы, этажи), называют вертикальным транспортом. При­меры вертикального транспорта — краны башенные, мостовые, на гусеничном и колесном ходу, лебедки, конвейеры, подъемники и т. п., будут подробно рассмот­рены в других главах.

Комментарии закрыты.

Реклама
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рубрики