Архитектурно-планировочное задание
Проектирование — это многогранный сложный процесс, включающий расчетные проектно-конструкторские работы. Конечная цель проектирования — осуществление функционально достаточного, адаптированного к месту расположения здания или сооружения, отвечающего современным конструктивным, экономическим, санитарным, противопожарным, экономическим и градостроительным требованиям. Проект состоит из расчетов, чертежей, пояснительной записки и сметной документации. Чертежи содержат графическое изображение принятого архитектурного и конструктивного решения проектируемого объекта, его элементов и деталей, принципиальных, структурных и монтажных схем.
В пояснительной записке излагаются обоснования принятых технологических, архитектурно-планировочных, конструктивных инженерных решений, основанных на технико-экономических показателях, характеризующих рациональность проекта.
Сметная документация проекта определяет общую стоимость его строительства и служит основанием для планирования инвестиций, финансирования строительства данного проекта.
Разработка проекта здания или сооружения начинается с задания на его проектирование, которое составляется заказчиком с участием подрядчика- проектировщика. Задание на разработку содержит исходные данные для проектирования.
Необходимым документом для заключения договора подряда на проектирование является архитектурно-планировочное задание. Постановлением Гос-
строя России от 01.04.1998 г. № 18-28 утверждены рекомендации по составу архитектурно-планировочного задания на проектирование и строительство зданий, сооружений и их комплексов.
Рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в РФ» и СНиП 11-01-95.
Архитектурно-планировочное задание (АПЗ) входит в состав документов, являющихся основанием для выдачи разрешения на строительство и служит целям осуществления органами исполнительной власти управленческих функций по регулированию контрольно-инвестиционной деятельности землепользования на подведомственных территориях и по повышению качества архитектурнопланировочных, генпланировочных и градостроительных решений [4; 24].
АПЗ от имени исполнительной власти выдается органом архитектуры и градостроительства по заявке заказчика (застройщика) на объекты, требующие разрешения на строительство.
Основанием для выдачи АПЗ является заявка заказчика (застройщика), решение органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления о проектировании объекта, обоснование инвестиций в строительство объекта, необходимый комплект исходно-разрешительной документации, включая право собственности (аренды, пользования) заказчика на земельный участок.
АПЗ должно содержать требования, вытекающие из прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности, соответствующие правовым нормам российского законодательства, нормативно-правовой базе субъекта РФ и местного самоуправления, а также положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к строящемуся объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмоактивная зона, зона вечной мерзлоты), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.
При строительстве отдельных, особо важных в градостроительном отношении объектов, определенных утвержденной градостроительной документацией, АПЗ должно разрабатываться на основе обязательного проведения предпроектных исследований или конкурсов на проект. Порядок и условия проведения этих исследований или конкурсов определяются органами архитектуры и
градостроительства субъектов РФ и местного самоуправления.
15
Не допускается включение в АПЗ требований к архитектурным и конструктивным решениям, внутреннему оборудованию, внутренней отделке объекта, а также иных требований и условий, ограничивающих права заказчика (застройщика) и автора проекта, если такие требования и условия не основаны на положениях действующего законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, утвержденной градостроительной документации, не обоснованы необходимостью сохранения характера сложившейся застройки города или иного поселения, природной окружающей среды (ПОС) и охраны памятников истории и культуры.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут конкретизировать и дополнять рекомендации с учетом градостроительной ситуации, природных, исторических, национальных и культурных особенностей региона.
Установлен перечень приложений к АПЗ:
— постановление органа управления о предоставлении данного участка (трассы) в собственность (аренду, пользование);
— протокол комиссии по выбору участка или материалы по конкурсу на предоставление или продажу данного участка, протокол градостроительного совета по рассмотрению предпроектных материалов или протокол конкурсной комиссии по материалам конкурса на лучший проект, протокол общественного обсуждения предпроектных материалов;
— ситуационная схема в масштабе 1:5000; 1:2000;
— план землепользования с границами предоставляемого для проектирования участка, с указанием смежных участков, трасс инженерных коммуникаций и точек подключения к ним, выкопировки из генплана [14; 19; 28].