Функциональная комфортность территорий
Функциональная комфортность — это удобство пребывания людей и их деятельности в искусственной среде, созданной градостроителями. В этой среде возникают пространственные связи, которые изучают в двух аспектах: антропометрии и психологии поведения человека в пространстве (проксематики).
Пользуясь антропометрическими характеристиками, получают первичные среднестатистические данные о размерах человеческого тела в различных позах и движениях. Размеры элементов пространства, называемые вторичными антропометрическими данными, назначают, исходя из первичных.
Пространство психологически оценивается человеком с точки зрения расстояний и ориентации. Например, небольшие размеры площадки для игр вызывают ощущение тесноты. Аналогичные эмоции может вызвать сосед на парковой скамейке, до его прихода занимаемой одиноким посетителем. Характерно, что такие ощущения приводят к стрессам и желанию нарушить правила общественного порядка.
Оптимизировать искусственную среду обитания психологически можно, если придать ей свойства, содействующие социальному взаимодействию, и для этого создать желаемую модель поведения людей. Необходимо определить параметры этой среды, оценив функциональные процессы, протекающие на жилой территории, и наметив сценарий жизнедеятельности человека, семьи или группы жителей. Разработка такого сценария позволяет выявить «узловые моменты», или «точки перехода», от одной функции пространства к другой, определить психологическое состояние субъекта, его эмоции, ориентацию, ощущения, способность переключения с одного вида времяпрепровождения на другой. Важно установить разумную меру информационной нагруженности среды, опираться на результаты исследований специалистов по эргономике.
Говоря о сценарии, нельзя обойти вниманием еще один аспект функциональной комфортности. В результате имущественного расслоения общества возникает проблема психологической совместимости жителей разного достатка. Выбирая вариант реконструкции в каждом отдельном случае, следует оценить возможность их совместного проживания. Решить, допустимо ли размещать квартиры для обеспеченных граждан и муниципальное жилье в одном доме, общей жилой группе и квартале. Не вызовет ли такое расслоение чувства дискомфорта.
Разработанному сценарию поведения людей подчиняют архитектурнопланировочную структуру придомовой территории. Устанавливают предпочтительное для жителей размещение элементов благоустройства и учреждений социально-бытового обслуживания.
Элементы среды приспосабливают к потребностям жителей. Пешеходные пути прокладывают по кратчайшим расстояниям. Магазины и другие учреждения обслуживания, включая детские сады и школы, приближают к жилой застройке. Этим сокращают пути передвижения, что важно для детей, престарелых и лиц с ограниченными функциями передвижения. Для последней категории жителей устраивают специальные дорожки, приспособленные к движению инвалидных колясок.
На пересеченной местности избегают устройства лестниц. Уклоны пандусов и пешеходных трасс принимают в рамках нормативных допусков. Учитывают количество полос движения, назначая их ширину.
Проезды и проходы с жестким покрытием трассируют с учетом удобства их механической уборки. Ширину трасс, радиусы поворотов и разворотных
площадок согласовывают с параметрами уборочных машин. Ликвидируют
95
мертвые зоны, недоступные для механической очистки. Этим создают предпосылку качественного санитарного содержания территории.
Эстетическое восприятие застройки сейчас отождествляют со зрительным комфортом. Видимая среда городов отличается от природной и, как правило, находится в противоречии с законами зрительного восприятия. Такая среда вызвала появление специальной отрасли экологических наук — видеоэкологию.
Человечество 90% срока становления провело в естественной среде и в процессе эволюции привыкло к ней. Однако за последние четверть тысячелетия положение жителей городов коренным образом изменилось. Урбанизация привела к формированию искусственной среды, кардинально отличной от естественной.
На зрительные ощущения отрицательно сказывается отсутствие на межмагистральных территориях дворов и двориков. Современная планировка жилых групп не создает иллюзию замкнутости, так необходимую человеку для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Большие пространства не способствуют социальным контактам между людьми.
Самым экономичным средством формирования комфортной визуальной среды является колоритное разнообразие фасадов. Их окраска в разные, но гармонично сочетающиеся цвета может обогатить застройку, насытить ее зрительными акцентами, исключить так называемый цветовой голод.
Зеленые насаждения существенно влияют на визуальные характеристики городской среды. Иногда достаточно озеленить несколько квадратных метров двора, чтобы создать условия, близкие к естественным.
Популярно и вертикальное озеленение. Вьющийся по стенам дикий виноград или плющ может обогатить невыразительный фасад здания. С помощью такого озеленения можно значительно сократить агрессивное поле влияния безликого строения.
Структура внешних связей входит в современное понятие комфортности жилья. Сейчас уже нельзя оценивать пространство микрорайона в отрыве от остальной территории города. Происходит расширение термина «жилье», включение в него городских пространств. Это связано с расширением запросов населения и потребностью в общении как альтернативе замкнутой жизни семьи. В настоящее время наблюдается тенденция укрепления социальных общностей не только по месту жительства, но и в более широком диапазоне.
Рост подвижности — важный фактор, способствующий расширению потребностей горожан. Их удовлетворение связывают с транспортной доступно-
96
стью не только рабочих мест, но и объектов культуры, обслуживания и отдыха, которая даже в крупных городах не должна превышать 1 ч.
В проблему увеличения подвижности населения входят не только транспортная доступность, но и пешеходная (к остановкам общественного транспорта, удобство подходов к ним). Это должно учитываться в планировке жилых территорий. И другая смежная проблема — устройство гаражей и стоянок у жилья. С ростом численности индивидуального транспорта эта проблема требует кардинального решения, иначе степень функциональной комфортности территории будет падать с каждым годом.
Инженерное жизнеобеспечение считают важнейшим фактором комфортности жилья. Жилая застройка теперь немыслима без санитарнотехнических систем, электроснабжения, установок слабых токов и лифтового хозяйства.
Санитарно-технические системы — это холодное и горячее водоснабжение, отопление и газоснабжение, вентиляция и установки кондиционирования воздуха, водоотведение и мусороудаление. К системам слабых токов относят радиотрансляционные, телефонные и телевизионные, включая антенны спутниковой связи.
Как и все современные технологии системы жизнеобеспечения совершенствуются и очень часто приобретают новое качество. Так, с техническим прогрессом телефонная сеть берет на себя все новые функции. Уже теперь в нее можно включить развитую информационную инфраструктуру — Интернет, объединяющий персональные компьютеры потребителя с международным источником сведений практически в любой отрасли человеческих знаний, что повышает степень комфортности жизни.
Технически развиваются и другие инженерные системы, например мусоропереработки. В мировой практике существуют установки для водо — и пневмотранспортировки в пределах квартала, централизованной сортировки и брикетирования твердых отходов и мусора. Можно предположить, что через 5-10 лет в домах исчезнут мусорокамеры, а на прилегающих участках — площадки для мусоросборников.
Во всем мире активно решается проблема энергосбережения. Санитарнотехнические системы устанавливают с учетом врезки в них счетчиков расходов ресурсов, что не было предусмотрено ранее и сильно усложнило это мероприятие сейчас. Применяют более экономичные отопительные приборы. Водорасходную арматуру меняют на краны и смесители нового поколения.
97
Качественно меняется подход к выработке и транспортировке теплоносителей, поскольку в трубопроводах теряется значительная доля тепла. Проходят испытание временем более экономичные автономные системы получения тепла — надкрышные котельные, гелио-, гидро — и ветроустановки.