Функциональная комфортность территорий

Функциональная комфортность — это удобство пребывания людей и их деятельности в искусственной среде, созданной градостроителями. В этой среде возникают пространственные связи, которые изучают в двух аспектах: антро­пометрии и психологии поведения человека в пространстве (проксематики).

Пользуясь антропометрическими характеристиками, получают первичные среднестатистические данные о размерах человеческого тела в различных позах и движениях. Размеры элементов пространства, называемые вторичными ан­тропометрическими данными, назначают, исходя из первичных.

Пространство психологически оценивается человеком с точки зрения расстояний и ориентации. Например, небольшие размеры площадки для игр вызывают ощущение тесноты. Аналогичные эмоции может вызвать сосед на парковой скамейке, до его прихода занимаемой одиноким посетителем. Харак­терно, что такие ощущения приводят к стрессам и желанию нарушить правила общественного порядка.

Оптимизировать искусственную среду обитания психологически можно, если придать ей свойства, содействующие социальному взаимодействию, и для этого создать желаемую модель поведения людей. Необходимо определить па­раметры этой среды, оценив функциональные процессы, протекающие на жи­лой территории, и наметив сценарий жизнедеятельности человека, семьи или группы жителей. Разработка такого сценария позволяет выявить «узловые мо­менты», или «точки перехода», от одной функции пространства к другой, опре­делить психологическое состояние субъекта, его эмоции, ориентацию, ощуще­ния, способность переключения с одного вида времяпрепровождения на дру­гой. Важно установить разумную меру информационной нагруженности среды, опираться на результаты исследований специалистов по эргономике.

Говоря о сценарии, нельзя обойти вниманием еще один аспект функцио­нальной комфортности. В результате имущественного расслоения общества возникает проблема психологической совместимости жителей разного до­статка. Выбирая вариант реконструкции в каждом отдельном случае, следует оценить возможность их совместного проживания. Решить, допустимо ли раз­мещать квартиры для обеспеченных граждан и муниципальное жилье в одном доме, общей жилой группе и квартале. Не вызовет ли такое расслоение чувства дискомфорта.

Разработанному сценарию поведения людей подчиняют архитектурно­планировочную структуру придомовой территории. Устанавливают предпо­чтительное для жителей размещение элементов благоустройства и учреждений социально-бытового обслуживания.

Элементы среды приспосабливают к потребностям жителей. Пешеходные пути прокладывают по кратчайшим расстояниям. Магазины и другие учрежде­ния обслуживания, включая детские сады и школы, приближают к жилой за­стройке. Этим сокращают пути передвижения, что важно для детей, престаре­лых и лиц с ограниченными функциями передвижения. Для последней катего­рии жителей устраивают специальные дорожки, приспособленные к движению инвалидных колясок.

На пересеченной местности избегают устройства лестниц. Уклоны панду­сов и пешеходных трасс принимают в рамках нормативных допусков. Учиты­вают количество полос движения, назначая их ширину.

Проезды и проходы с жестким покрытием трассируют с учетом удобства их механической уборки. Ширину трасс, радиусы поворотов и разворотных

площадок согласовывают с параметрами уборочных машин. Ликвидируют

95

мертвые зоны, недоступные для механической очистки. Этим создают предпо­сылку качественного санитарного содержания территории.

Эстетическое восприятие застройки сейчас отождествляют со зритель­ным комфортом. Видимая среда городов отличается от природной и, как прави­ло, находится в противоречии с законами зрительного восприятия. Такая среда вызвала появление специальной отрасли экологических наук — видеоэкологию.

Человечество 90% срока становления провело в естественной среде и в процессе эволюции привыкло к ней. Однако за последние четверть тысячелетия положение жителей городов коренным образом изменилось. Урбанизация при­вела к формированию искусственной среды, кардинально отличной от есте­ственной.

На зрительные ощущения отрицательно сказывается отсутствие на межмагистральных территориях дворов и двориков. Современная планировка жилых групп не создает иллюзию замкнутости, так необходимую человеку для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Большие пространства не способ­ствуют социальным контактам между людьми.

Самым экономичным средством формирования комфортной визуальной среды является колоритное разнообразие фасадов. Их окраска в разные, но гар­монично сочетающиеся цвета может обогатить застройку, насытить ее зритель­ными акцентами, исключить так называемый цветовой голод.

Зеленые насаждения существенно влияют на визуальные характеристики городской среды. Иногда достаточно озеленить несколько квадратных метров двора, чтобы создать условия, близкие к естественным.

Популярно и вертикальное озеленение. Вьющийся по стенам дикий вино­град или плющ может обогатить невыразительный фасад здания. С помощью такого озеленения можно значительно сократить агрессивное поле влияния безликого строения.

Структура внешних связей входит в современное понятие комфортно­сти жилья. Сейчас уже нельзя оценивать пространство микрорайона в отрыве от остальной территории города. Происходит расширение термина «жилье», включение в него городских пространств. Это связано с расширением запросов населения и потребностью в общении как альтернативе замкнутой жизни се­мьи. В настоящее время наблюдается тенденция укрепления социальных общ­ностей не только по месту жительства, но и в более широком диапазоне.

Рост подвижности — важный фактор, способствующий расширению по­требностей горожан. Их удовлетворение связывают с транспортной доступно-

96

стью не только рабочих мест, но и объектов культуры, обслуживания и отдыха, которая даже в крупных городах не должна превышать 1 ч.

В проблему увеличения подвижности населения входят не только транс­портная доступность, но и пешеходная (к остановкам общественного транспор­та, удобство подходов к ним). Это должно учитываться в планировке жилых территорий. И другая смежная проблема — устройство гаражей и стоянок у жи­лья. С ростом численности индивидуального транспорта эта проблема требует кардинального решения, иначе степень функциональной комфортности терри­тории будет падать с каждым годом.

Инженерное жизнеобеспечение считают важнейшим фактором ком­фортности жилья. Жилая застройка теперь немыслима без санитарно­технических систем, электроснабжения, установок слабых токов и лифтового хозяйства.

Санитарно-технические системы — это холодное и горячее водоснабже­ние, отопление и газоснабжение, вентиляция и установки кондиционирования воздуха, водоотведение и мусороудаление. К системам слабых токов относят радиотрансляционные, телефонные и телевизионные, включая антенны спутни­ковой связи.

Как и все современные технологии системы жизнеобеспечения совершен­ствуются и очень часто приобретают новое качество. Так, с техническим про­грессом телефонная сеть берет на себя все новые функции. Уже теперь в нее можно включить развитую информационную инфраструктуру — Интернет, объе­диняющий персональные компьютеры потребителя с международным источни­ком сведений практически в любой отрасли человеческих знаний, что повыша­ет степень комфортности жизни.

Технически развиваются и другие инженерные системы, например мусо­ропереработки. В мировой практике существуют установки для водо — и пнев­мотранспортировки в пределах квартала, централизованной сортировки и бри­кетирования твердых отходов и мусора. Можно предположить, что через 5-10 лет в домах исчезнут мусорокамеры, а на прилегающих участках — площадки для мусоросборников.

Во всем мире активно решается проблема энергосбережения. Санитарно­технические системы устанавливают с учетом врезки в них счетчиков расходов ресурсов, что не было предусмотрено ранее и сильно усложнило это мероприя­тие сейчас. Применяют более экономичные отопительные приборы. Водорас­ходную арматуру меняют на краны и смесители нового поколения.

97

Качественно меняется подход к выработке и транспортировке теплоносите­лей, поскольку в трубопроводах теряется значительная доля тепла. Проходят ис­пытание временем более экономичные автономные системы получения тепла — надкрышные котельные, гелио-, гидро — и ветроустановки.

Комментарии закрыты.

Реклама
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рубрики