ДУГОВАЯ ВАННАЯ СВАРКА СТЫКОВ АРМАТУРНЫХ СТЕРЖНЕЙ
За последние несколько лет в практику арматурных фабот начинает внедряться так называемый ванный способ ручной дуговой электросварки арматуры, являющийся разновидностью обычной дуговой сварки. Ванным способом может осуществляться стыковая сварка как горизонтальных, так и вертикальных или наклонных стержней.
Стыкуемые горизонтальные стержни укладывают в медную форму (рис. 94) с зазором между их торцами.
Электроды, собранные в виде так называемой гребенки и закрепленные в специальном двуручном электро — додержателе, опускают в зазор между торцами стержней (рис — 95). Величина зазора, а также количество и диаметр электродов берутся в соответствии с диаметром свариваемых стержней и по данным табл. 18.
.гребенкой электродов и поверхностью расплавленного металла.
Перегретый жидкий металл передает тепло торцам стержней, которые при этом частично оплавляются и соединяются с расплавленным металлом, заполняющим зазор. Вид готового сварного стыка с неотнятой еще формой показан на рис. 96.
При сварке ванным способом вертикальных или наклонных стержней конец верхнего стержня обрабатывается в виде усеченного конуса (рис. 97, а) с диаметром притупленного конца, равного 4—6 мм. На конце нижнего из стыкуемых стержней устанавливается форма в
виде конусообразной чашки. При сварке электрод или гребенку электродов перемещают по окружности стыка, производя оплавление, как было описано выше. Вид готового стыка показан на рис. 97, б.
Электрододержатель при ванном способе сварки может быть двуручный: на нем удобно крепить защитный щиток с цветным стеклом.
Рекомендуются электроды Э-42 с покрытиями марок ОММ-5, МЭЗ-04 или ЦМ7 при сварке стержней диаметрами до 40 мм из сталей Ст. 0—Ст. 3 и электроды Э50А с покрытием марки УОНИИ — 13/55 или УП2/55 при сварке стержней больших диаметров из стали тех же марок или стержней из стали Ст. 5 диаметрами 25—70 мм включительно.
Преимуществами сварки ванным способом по сравнению с обычной дуговой сваркой являются:
а) большая производительность в результате применения электродных гребенок вместо одиночных электродов;
б) меньший расход стали благодаря применению медных форм по нескольку сотен раз.
. § 26. МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
ДЛЯ СВАРКИ СТЫКОВ
На рис. 98 изображена принципиальная схема машины для стыковой контактной сварки стержней. Концы 1 свариваемых стержней прижимаются при помощи специального приспособления 12 к контактным губкам 2У каждая из которых наглухо соединена с токоподводящей плитой 3. Одна из плит неподвижна и удерживается упором 14 с регулировочным винтом, вторая соединена с подающе-осадочным устройством 13 и может передвигаться в горизонтальном направлении. Сварочный ток к плитам 3 подается от вторичной обмотки сварочного трасформа — тора 5 через гибкие шины 4.
Первичная цепь включает первичную обмотку 7 трансформатора, регулятор тока 8, прерыватель тока 9 и проводники, идущие от рубильника 10, с помощью которого сварочная машина присоединяется к общей электрической сети 11.
Вторичная цепь состоит из вторичной обмотки 5 трансформатора, гибких шин 4, токоподводящих плит 3, контактных губок 2 а свариваемых стержней 1.
Преобразование тока в трансформаторе заключается в уменьшении напряжения и одновременном увеличении силы тока в несколько десятков раз.
Стыковая контактная сварка арматурных стержней может производиться следующими методами.
неполном соприкосновении и неравномерном прогреве в стыке при сварке могут остаться непроваренные участки и части окис — лившегося металла, что ухудшает качество стыка. Поэтому сварка методом сопротивления применяется редко.
2. Сварка методом непрерывного оплавления. При сварке этим методом ток включается в цепь до тогог как свариваемые стержни приведены в соприкосновение друг с другом. Затем находящиеся под напряжением концы стержней с помощью механизма 13 начинают медленно сближать до соприкосновения и замыкания цепи тока. Начавшееся при этом (после быстрого разогрева металла) оплавление продолжается и усиливается во время постепенного сближения стержней. Этот процесс заканчивается сильным сжатием (осадкой) оплавившихся концов. После того как осадка достигнет необходимой величины, ток выключается и сваренные стержни вынимаются из зажимов сварочной машины. Искрение, наблюдающееся при производстве сварки описанным способом, происходит потому, что часть расплавленного металла переходит в парообразное состояние и повышается давление в зоне свариваемого стыка. Вместе с частицами металла выбрасываются также частицы шлака и других нежелательных примесей.
Сварка методом непрерывного оплавления не требует такой тщательной обработки и зачистки концов стержней, как при сварке сопротивлением.
3. Сварка методом прерывистого оплавления. Этот метод сварки, как видно из его названия, характеризуется тем, что перед началом непрерывного сближения и осадки концы стержней нагреваются и частично оплавляются путем прерывистого сближения и разъединения (и одновременного замыкания и размыкания цепи тока).
Предварительный нагрев повышает температуру свариваемых стержней и тем самым снижает мощность, необходимую для производства сварки. Кроме того, предварительный нагрев уменьшает скорость охлаждения после сварки и предохраняет таким образом структуру металла от изменения.
Поэтому сварку методом прерывистого оплавления целесообразно применять для стержней больших диаметров — от 40 мм и более.
Производительность труда при прерывистой сварке обычно ниже, чем при непрерывной.
Выбор оборудования для сварки стыков контактным способом, являющимся наиболее производительным, должен производиться с учетом диаметра свариваемых стержней и запланированного объема работ за смену.
В зависимости от диаметра и площади поперечного сечения стержня определяется сила тока, необходимая для сварки. Одним из характерных показателей при работе на сварочных машинах является продолжительность включения, обозначаемая сокращен-
ПВ и представляющая собой в процентах отношение чистого времени включения тока (или выдержки под током) в секундах к продолжительности полного цикла одной сварочной операции в секундах.
Для стыковой электросварки выпускаются машины неавтоматические — с ручным (рычажным) перемещением контактных губок и автоматические — с электрическим и гидравлическим приводом.
В машинах с ручным рычажным приводом (АСИФ-25, АСИФ-50, АСИФ-75, АСА-50 и МСР-100) подача и осадка свариваемых стержней осуществляется сварщиком поворотом рычага, а включение и выключение сварочного тока — нажимом на рукоятку. Время сварки выдерживается сварщиком. Процесс сварки не автоматизирован.
В машинах с моторным приводом (типа МСМ-150) подача и осадка свариваемых стержней, а также включение и выключение сварочного тока осуществляются от моторного привода с редуктором. Время сварки и величина осадки регулируются при помощи кулачкового механизма. Процесс сварки осуществляется автоматически.
В машинах с гидравлическим приводом (типа МСГ-200) подача и осадка свариваемых стержней осуществляются от гидравлических устройств, а включение и выключение сварочного тока— контактором, связанным с конечными выключателями. При неавтоматической работе сварщик управляет машиной при помощи золотникового устройства. Процесс сварки может быть автоматический или неавтоматический.
Технические характеристики серийно выпускаемых стыковых сварочных машин приведены в табл. 19.
Машины типа АСИФ являются неавтоматическими машинами малой и средней мощности с ручной рычажной подачей. Аналогичная машина МСР-100-2 большой мощности предназначена для сварки стержней диаметром до 50 мм.
Машина МСМ-150 — автоматического действия, с пневматической системой зажимов и моторным приводом подачи.
Машина МСГ-200 может работать как с ручным управлением, так и с автоматическим, имея гидравлическую систему зажимов и подачи.
Машина МСГ-500 — большой мощности, автоматическая, с пневматически-гидравлическим приводом зажимов и подачи.
Машина РСКМ-200-МА также является мощной автоматической машиной, но с приводом механизмов зажимов и подачи от электродвигателей.
Ниже приводятся более подробные описания некоторых машин.
Одной из наиболее распространенных является машина АСИФ-50 (рис. 99). Основная рабочая часть машины состоит из неподвижных траверс 4 и 7, соединенных штангами 8. Штанги
одновременно являются направляющими для подвижной траверсы 3, к которой присоединен подвижный зажим 2. Траверса с зажимом [приводится в движение вручную рычагом 11, соединенным
Рис. 99. Машина для стыковой сварки АСИФ-50: 1 — неподвижный зажим; 2 — подвижный зажим; 3 — подвижная траверса; 4 — неподвижная траверса; 5 — сегмент; 6 — контактор включения сварочного тока; 7 — неподвижная траверса с зажимом; 8 — штанги, соединяющие неподвижные траверсы; 9 — механизм, передающий движение от рычага к подвижной траверсе; 10 — ролик; И — рычаг для передвижения траверсы; 12 — рычажок для управлення контактором |
с механизмом 9. С помощью этого механизма регулируется расстояние между зажимами. У рукоятки рычага 11 прикреплен рычажок 12, соединенный тягой с роликом 10 и сегментом б, с по — ч
мощью которых включается й выключается сварочный ток контактором 6.
На рис. 100 изображена машина МСР-100-3. На корпусе / укреплены чугунные плиты 2 и 3 с медными контактами, соеди-
ненными с вторичной цепью сварочного трансформатора 4. Плита 2 неподвижна, а плита 3 может двигаться в направляющих подшипниках 7. На плитах укреплены ручные рычажные зажимы 5 и б для свариваемых стержней. Включение трансформатора
производится кнопкой 10, установленной на рабочем рычаге 9. Выключение трансформатора производится автоматическим вы* ключателем 8 в момент начала осадки стержней.
На рис. 101 показана автоматическая мощная машина для стыковой сварки РСКМ-200 с кнопочным управлением.
Сварку стержней арматуры из стали марок Ст. 0 и Ст. 3 выполняют обычно методом непрерывного оплавления, а горячека-
Рис — 101- Автоматическая сварочная машина РСКМ-200: I — кнопки «пуск» а «стоп»; 2 — переключатель ступеней регулирования; 3 — клеммовая доска; 4 — направляющие подвижной плиты; 5 — зажимные губки; 6 — электродвигатель зажимного механизма; 7 — измеритель зажимного усилия; 8 — подвижная колонка с зажимом; 9 — ходовой винт механизма осадки; 10 — конечный включатель; 11 — измеритель усилия при осадке; 12 — кнопки для управления перемещением подвижной колонки; 13 — неподвижная колонка |
тайную арматуру периодического профиля сваривают методом прерывистого оплавления. Необходимо иметь в виду, что часть длины стержня при стыковой сварке расходуется на его оплавление и осадку.
В табл. 20 приводятся наименьшие величины припуска обоих свариваемых стержней на оплавление и осадку.
Следовательно, при зажимании стержней в контактах сварочной машины концы их должны быть выпущены на определенную длину. В табл. 21 указываются величины наименьших допустимых выпусков зажимаемых арматурных стержней для возможности их стыковой сварки. Эти величины даются с учетом свойств расплавляемой стали, т. е. ее марки.
Наименьшие припуски на оплавление и осадку двух стержней стали марок Ст. 3 и Ст. 5 свариваемых контактным способом
|
Таблица 2 Наименьший выпуск стержней из зажимов при стыковой контактной сварке оплавлением
|
Стыковые аппараты допускают сварку встык двух стержней различных диаметров (с разницей в диаметрах не более 20%); в этом случае оси стержней не совпадают.
В соответствии с требованиями технических условий для контроля качества контактной стыковой сварки стержней и проверки выбранного режима сварки сварщик должен в начале рабочей смены сварить два образца стыков, которые затем подвергаются испытанию.
Испытание заключается в загибании стыка на 90° вокруг оправки диаметром, равным двойному диаметру сваренных стержней гладкой арматуры и тройному — при сварке арматуры периодического профиля. Сваренное место должно приходиться по середине изгиба; характер загиба показан на рис. 102.
При отсутствии трещин в местах сварки качество ее считается удовлетворительным. Качество стыков проверяют также в лаборатории испытанием на растяжение до разрыва.
Кроме этого, производится внешний осмотр сваренных стыков и остукивание их молотком весом в килограмм; стык не должен издавать дребезжащий звук.
Для того чтобы получить стык необходимой прочности, нужно строго контролировать режим сварки, т. е. силу тока, время его протекания и величину давления, сжимающего стержни.
При контактной сварке, сопровождающейся прогреванием и сдавливанием свариваемых стержней, к контактным губкам сварочных машин предъявляются следующие требования:
а) большая тепло — и электропроводность;
б) высокое сопротивление смятию при нормальной и повышенной температуре;
в) стойкость против коррозии;
г) плохая свариваемость с материалом соединяемых стержней.
Контактные губки изготовляют главным образом из меди или из различных видов бронзы, обладающей большей сопротивляемостью смятию. Сплавы, применяемые для этой цели, должны иметь электропроводность не менее 80% от электропроводности меди.
Форма, размеры и способ установки контактных губок должны обеспечивать:
а) достаточную площадь их соприкосновения со свариваемыми стержнями;
б) интенсивный отвод тепла от участков соприкосновения губок и стыкуемых стержней; температура нагрева губок не должна превышать температуры размягчения их материала, т. е. практически не должна превышать 300—350°;
в) минимальный расход материалов и средств на изготовление и ремонт губок.
На рис. 103 изображены основные формы контактных губок, применяемых в машинах для стыковой сварки.
Губки с цилиндрической поверхностью (рис. 103, а) целесообразны при массовой сварке стержней одинакового диаметра, а губки с призматической поверхностью (рис. 103, б) — для свар-
ки небольших партий стержней различных диаметров или при наличии в одной партии стержней различных диаметров.
Плоские губки (рис. 103, в) пригодны главным образом для штучной сварки и сварки мелких партий стержней различных диаметров.
Зачистка концов свариваемых стержней может быть механизирована. На рис. 104 изображен станок для очистки арматурной стали, который устанавливается рядом с рабочим местом сварщика.
Арматурный стержень очищается, проходя через вращающуюся в подшипниках полую ось, несущую барабан с закрепленными в нем металлическими щетками, положение которых можно регулировать в зависимости от диаметра пропускаемого стержня. Установка такой машины целесообразна при большом объеме работ.
Перед началом работы необходимо осмотреть сварочную машину и проверить плотность закрепления контактных губок и правильное их положение, обеспечивающее совпадение осей свариваемых стержней.
Должна быть проверена работа подающего устройства п приспособления для включения и выключения тока, а также система охлаждения (проверяется пуском боды до начала сварки).
В процессе работы сварщик должен наблюдать за состоянием контактных губок и периодически очищать их от появляющегося нагара. Необходимо иметь запасной комплект губок во избежание возможных перерывов в работе.