АРМАТУРА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ. Назначение и виды арматуры. и арматурных изделий

Арматурой называют стальные стержни различной формы, сет­ки и объемные каркасы из них, представляющие собой составную часть железобетонных конструкций и отвечающие техническим и технологическим требованиям. Требования к арматуре определяют­ся необходимостью обеспечить совместную ее работу с бетоном на всех стадиях службы конструкции. Сталь для арматуры должна обладать прочностными характеристиками, которые могут быть наиболее полно использованы при работе конструкции, и свойства1* ми, необходимыми для выполнения арматурных работ и их инду­стриализации. Первое из этих требований удовлетворяют путем улучшения сцепления арматуры с бетоном. Решающее влияние на величину сцепления оказывают профиль и состояние поверхности стержня. Требования к прочности и технологическим свойствам арматуры обеспечиваются химическим составом сталей, способами их производства и обработки.

По назначению арматуру подразделяют на рабочую, распреде­лительную, монтажную и хомуты.

Рабочая арматура (расчетная) воспринимает главным образом растягивающие (в некоторых случаях сжимающие) уси­лия, возникающие от внешних нагрузок и воздействия силы тяже­сти конструкции, а также создает предварительное напряжение.

Распределительная арматура (конструктивная) предназначена для закрепления стержней в каркасе путем сварки или вязки с рабочей арматурой, обеспечения совместной их работы и равномерного распределения нагрузки между ними.

Монтажная арматура поддерживает при сборке карка­сов отдельные стержни рабочей арматуры и способствует установ­ке их в проектное положение. Стержни монтажной арматуры при­меняют также для соединения плоских арматурных элементов в один пространственный каркас.

Хомуты предназначены для предотвращения косых трещин в бетоне конструкций (балок, прогонов, колонн) и для изготовле­ния арматурных каркасов из отдельных стержней для тех же кон­струкций.

В зависимости от условий применения армадуру подразделяют на ненапрягаемую и напрягаемую.

Ненапрягаемую арматуру применяют в обычных и предварительно напряженных конструкциях, а напрягаемую — только в предварительно напряженных конструкциях. Такое под­разделение важно, так как арматурная сталь класса A-IV может быть использована в качестве как напрягаемой, так и ненапрягае — мой арматуры, а высокопрочную арматурную сталь применяют только в качестве напрягаемой.

Эффективность напрягаемой арматуры повышается при увели­чении ее прочности, поэтому в качестве напрягаемой арматуры целесообразно применять высокопрочные арматурные стали. В кар­касах железобетонных конструкций напрягаемую арматуру соеди­няют с ненапрягаемой с помощью распределительной ненапрягае — мой арматуры, т. е. сеток и стержней, пропущенных между ее рядами и с наружных сторон. Поэтому можно применять как сва­риваемую, так и несвариваемую напрягаемую арматуру. Напря­гаемую арматуру используют в предварительно напряженных же­лезобетонных конструкциях только в качестве рабочей, ненапрягае­мую— в качестве рабочей, распределительной и монтажной в са­мых различных конструкциях, начиная от сравнительно мелких и ажурных сборных железобетонных изделий и кончая огромными монолитными гидротехническими сооружениями. Всю ненапрягае­мую арматуру следует сваривать. Это позволяет механизировать и автоматизировать арматурные работы и переходить от примене­ния вязаной арматуры к сварным арматурным изделиям — карка­сам и сеткам.

По виду поставляемой арматурной стали различают. стержне­вую, проволочную арматуру и арматурные изделия.

В зависимости от профиля стержневая и проволочная арматура бывает гладкая и периодического профиля.

Стержневую арматуру подразделяют на следующие виды:

горячекатаную, не подвергающуюся после проката упрочняю­щей обработке, классов A-І, А-И, А-Ш, A-IV и A-V;

термически упрочненную, подвергающуюся после проката упрочняющей термической обработке, классов Ат-IV, At-V и At-VI;

упрочненную вытяжкой, подвергающуюся после проката упроч­нению вытяжкой в холодном состоянии, классов А-Нв и А-Шв.

Проволочную арматуру подразделяют на следующие виды:

арматурную проволоку из низкоуглеродистой стали (обыкно­венную) круглую (гладкую) класса В-I и периодического профиля класса Bp-І, из углеродистой стали (высокопрочную) круглую (гладкую) класса В-11 и периодического профиля класса Вр-Н;

витую проволочную арматуру, т. е. арматурные канаты (спиральные) семипроволочные класса К-7 и девятнадца­типроволочные класса К-19, арматурные канаты, двухпрядные клас­са К2, трехпрядные КЗ и многопрядные класса Кп.

Арматура называется несущей, если она до бетонирования мо­нолитных железобетонных конструкций используется для подвески

опалубки и способна воспринимать монтажные и транспортные нагрузки, возникающие при работе, а также нагрузки от силы тяжести бетона и опалубки. Несущая арматура требует увеличе­ния расхода стали. Поэтому ее применяют только в тех случаях, когда это обосновано технико-экономическим расчетом.

АРМАТУРА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ. Назначение и виды арматуры. и арматурных изделий

АРМАТУРА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ. Назначение и виды арматуры. и арматурных изделий

Рис. 5. Арматурные изделия заводского изготовления: а — плоская сетка, б, в — плоские каркасы, г — пространственный каркас, д — пространст­венный каркас таврового сечения, е — то же, двутаврового сечения, ж — гнутая сетка, з — то же, криволинейного сечения, и — закладные детали

Арматурные стали классов A-І, А-Н, А-Ш, В-1, Bp-І применяют в качестве ненапрягаемой арматуры в обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкциях, арматурные стали классов A-IV, A-V, Ат-IV, Ат-V, Ат-VI, В-Н, Вр-Н, К-7, К-19, К2, КЗ и Кп — в качестве напрягаемой арматуры предварительно на­пряженных железобетонных конструкций.

Железобетонные конструкции армируют укрупненными арма­турными изделиями заводского изготовления, к которым относятся плоские и гнутые сетки и каркасы, пространственные (объемные) каркасы и закладные детали (рис. 5).

Часть арматурных изделий унифицирована, и их выпускают цен­трализованно. К таким изделиям относятся сварные арматурные легкие сетки (плоские и рулонные) и тканые сетки для армоце — мента. Легкими сварными сетками условно принято называть сет­ки из арматуры диаметром от 3 до 12 мм.

Подпись: б)

Для изготовления сеток по ГОСТ 8478—8! применяют арматур­ную проволоку диаметром 3; 4 и 5 мм классов Bp-І и В-I и горяче­катаную сталь диаметром 6 и 8 мм класса A-III. Сетки состоят

из стальных стержней рабочей и распределительной или только ра­бочей арматуры, расположенных на расстоянии 10…250 мм один от другого в двух взаимно перпендикулярных направлениях и сое­диненных в местах пересечения контактной точечной сваркой.

Длина плоских сеток не превышает 9 м, длина рулонных сеток зависит от массы рулона, которая должна быть в пределах 900… 1300 кг, ширина сеток — от 1 до 3,8 м. Благодаря доборным шагам, расположенным с одного из краев по ширине и длине сеток, их можно изготовлять любого, не кратного основным шагам размера по ширине рулонных сеток и по ширине и длине плоских сеток (рис. 6).

При унификации сварных сеток учитывались параметры арма­турных каркасов массовых типовых железобетонных конструкций, поэтому поставляемые централизованно плоские и рулонные сетки пригодны для армирования сборных железобетонных плит про­мышленных и жилых зданий, монолитных конструкций, а также для изготовления пространственных арматурных каркасов. Из по­ставляемых промышленностью сварных плоских и особенно рулон­
ных сеток (товарных) можно вырезать, составлять и гнуть сетки любых размеров и конфигураций. При этом трудоемкость изготов­ления арматурных изделий в цехах и на строительных площадках резко сокращается. По ГОСТ 8478—81 изготовляют также сетки с укороченными через один поперечными стержнями, которые на­зывают сетками экономичного армирования. Они позволяют эконо-

Тап /

Подпись: Тип J

Подпись: Тип1 Рис 7. Типы сварных тяжелых
сеток:

L — длина сеток. А—ширина сеток. D — диаметр продольных стержней, d — диаметр поперечных стержней, V — шаг продольных стержней, и — шаг поперечных стержней, Си С2 — свобод­ные концы продольных стержней

Мить до 10% арматурной стали без снижения несущей способности железобетонных плит перекрытий.

Тканые сетки для армоцементних конструкций выпускают по ГОСТ 12184—66 с ячейками 5…20 мм из проволоки диаметром от 0,5 до 1,6 мм. Для производства тонкостенных армоцементных кон­струкций типа оболочек двоякой кривизны, предназначенных для строительства складских и производственных зданий и защитных гидроизоляционных зонтов станций метрополитена, в основном применяют тканые сетки с ячейками 7 и 10 мм из проволоки диа­метром 0,7 и 1 мм.

Для изготовления плоских сварных тяжелых сеток (ГОСТ 23279—78) используют стержневую арматуру диаметром от 6 до 40 мм. Тяжелыми сварными сетками называют сетки с диаметрами продольных, поперечных или тех и других стержней от 14 до 40 мм. Сварные тяжелые арматурные сетки изготовляют трех типов (рис. 7):

1 — с рабочими стержнями в продольном направлении и распре­делительными (монтажными) стержнями в поперечном направ­лении;

2 — с рабочими стержнями в поперечном направлении и распре­делительными (монтажными) стержнями в продольном направле­нии;

3 — с рабочими стержнями в продольном и поперечном направ­лениях.

Шаг продольных стержней может быть от 100 до 400 мм, шаг поперечных — от 100 до 600 мм. Длина сеток типа 1 может быть от 0,85 до 11,95 м (через 0,3 м), типов 2 и 3 — до 5,95 м. Ширина сеток составляет от 0,65 до 3,05 м.

По индивидуальным заказам допускают также специальные ар­матурные сетки индивидуальных размеров и сечений.

Армировать железобетонные конструкции можно как плоски­ми отдельными сетками, так и пространственными каркасами, кото­рые собирают из унифицированных тяжелых и легких сеток или плоских каркасов и соединительных стержней. Плоские каркасы выпускают в виде относительно узких и длинных изделий из рабо­чих продольных и распределительных поперечных стержней. Пло­ские каркасы иногда называют узкими сетками, чтобы не путать их с пространственными каркасами.

Пространственные каркасы выпускают различных сечений — замкнутые, прямоугольные и криволинейные, с переменным сече­нием по длине и т. д. Пространственные каркасы линейных эле­ментов собирают в основном из узких сеток с помощью контактной точечной сварки.

Закладные детали предназначены для соединения сборных же­лезобетонных изделий между собой и монолитных конструкций со сборными с целью образования жесткого каркаса при возведении зданий и сооружений. Закладные детали состоят из пластин — от­резков полосовой, угловой или фасонной стали с приваренными к ним тавровыми или нахлесточными соединениями нормальными или касательными анкерами, предназначенными для закрепления закладной детали в бетоне изделия. Допускается заанкеривание закладной детали в бетоне путем приваривания к рабочей армату­ре. Закладные детали могут быть снабжены также устройством для крепления к формам (например, отверстием в пластинах), упо-, рами для работы на сдвиг, арматурными коротышами для фикса­ции положения рабочей арматуры или самой закладной детали, болтами для соединения сборных элементов. Размеры и толщина пластин и диаметр анкеров зависят от вида стыкуемых элементов и нагрузок, воспринимаемых закладными деталями. Толщина пластин должна быть не менее 6 мм, толщина стенок или полок фасонного проката, к которому приваривают анкеры и соедини­тельные детали, — не менее 5 мм. В больших пластинах, находя­щихся при формовании сверху, предусматривают отверстия для выхода воздуха и контроля качества бетонирования.

Преимущественно применяют анкеры закладных деталей из стали классов А-И и A-III. На концах анкеров из стали класса A-І должны быть крюки, шайбы или высаженные головки. Длина заготовок анкеров назначается кратной 10 мм. При определении длины заготовок нормальных анкеров учитывают припуск на осад­ку при сварке, который равен диаметру анкера. Нахлесточные сое­динения анкеров с пластинами закладных деталей выполняют кон­тактной рельефной сваркой или дуговой электросваркой. До вы­полнения контактной рельефной сварки на плоском элементе выштамповывают рельефы. Операцию выштамповки рельефов совмещают с вырубкой плоского элемента по контуру, рихтовкой его, а также вырубкой в нем отверстия для крепления закладной детали на форме в процессе формования железобетонных конст­рукций (если отверстие предусмотрено проектом). Анкерные стержни размещены на пластине симметрично одной из ее осей» а их количество должно быть четным.

Надежность и долговечность сопряжений сборных железобетон­ных элементов в значительной степени зависят от способа проти­вокоррозионной защиты закладных деталей. Все виды лакокра­сочных покрытий (масляная краска на железном сурике, эмаль и лак) не выдерживают длительного срока испытаний: в местах повреждений покрытия сталь в щелочной среде становится като­дом гальванической пары, а под краской—анодом. В результа­те в местах нарушения лакокрасочного покрытия возникает ин­тенсивная язвенная коррозия стали.

Эффективный метод защиты стали от коррозии — оцинковы­вание. Местные повреждения оцинковки не вызывают язвенной коррозии стали. Цинк обладает большим отрицательным элек­трохимическим потенциалом по сравнению с железом, поэтому в присутствии влаги, проникающей через трещины или поры по­крытия, образуется гальванический элемент, в котором цинк раст­воряется и защищает сталь от коррозии.

Цинковые покрытия наносят на закладные детали путем ме­таллизации, гальванизации или же по способу горячего оцинко — вания. В промышленных зонах городов с относительно высокой степенью загрязненности атмосферы сернистыми соединениями допускается только покрытие методом металлизации. Осуществ­ляется оно после пескоструйной обработки закладных деталей для очистки поверхности от ржавчины и придания ей шероховатости. На чистую поверхность закладной детали наносят путем распы­ления сжатым воздухом слой расплавленного цинка с помощью электрических или газопламенных металлизаторов.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики