Зубчатые передачи
Появление зубчатой передачи относится к глубокой древности. Изготавливались они тогда из дерева. Меньшее колесо имело шесть стержней (окружность легко делится на шесть частей), откуда и пошло название шестерня, а большое колесо получило название зубчатого.
Эти названия сохранились в русской технической терминологии и до настоящего времени.
Колеса зубчатых передач в зависимости от расположения их геометрических осей могут быть цилиндрическими, коническими или винтовыми.
Передача цилиндрическими колесами (рис. 2.11, а) применяется при параллельном расположении осей, коническими (рис. 2.11, б) — при пересекающихся осях и винтовыми (рис. 2.11, в) — при перекрещивающихся. Передачи цилиндрическими колесами могут быть внешнего (рис. 2.11, а) и внутреннего зацепления (рис. 2.11, г) В первом случае зубчатые колеса вращаются в противоположные стороны, а во втором — в одну и ту же.
Рис. 2.11. Виды зубчатых передач: а — цилиндрическая внешнего зацепления; б — коническая; в — винтовая; г — цилиндрическая внутреннего зацепления |
а |
6 |
6 |
г |
Во всех случаях вращение ведущего зубчатого колеса преобразуется во вращение ведомого зубчатого колеса через нажатие зубьев первого на зубья второго.
Профиль зубьев обычно выполняется по эвольвенте, очертание которой обеспечивает равномерное вращение колес, а следовательно, и постоянное передаточное число.
Эвольвентное зацепление показано на рис. 2.12. Окружности, проведенные из центров зубчатых колес и катящиеся одна по другой без скольжения, называются начальными.
Рис. 2.12. Эволъвентное зацепление: а — цилиндрическими колесами; б — реечное зубчатое; 1 — профиль зуба; 2 — линия зацепления;
3 — ножка; 4 — впадина; 5 — головка; 6 — межосевая линия;
7 — окружность впадин; 8 — начальная окружность; 9 — окружность выступов; 10 — прямая выступов; 11- прямая впадина;
12 — начальная прямая.
Окружность, проведенная по вершинам зубьев, называется окружностью выступов, а окружность, описанная по впадинам, называется окружностью впадин.
Части зубьев между начальной окружностью и окружностью выступов называются головками зубьев, а нижние части, между начальной окружностью и окружностью впадин — ножками зубьев.
Расстояние между одноименными точками двух соседних зубьев, измеренное по дуге начальной окружности, называется шагом зацепления.
Основным параметром зубчатого зацепления является величина, называемая модулем зацепления. Измеряется модуль в миллиметрах и представляет собой отношение шага зацепления к числу л:
т — — — (2.16)
л
Длина начальной окружности равна произведению шага на число зубьев:
nd = tz, (2.17)
отсюда диаметр начальной окружности
d= — z = mz (2.18)
л
Высота головки зуба h в стандартном зацеплении равна т. Поэтому диаметр окружности выступов, то есть наружный диаметр колеса,
D = т(г+ 2).
Высота ножки зуба h2 для обеспечения зазора между головкой зуба и дном впадины делается больше модуля и зависит от точности изготовления зубчатого колеса или шестерни.
Обычно высота ножки зуба h2 = 1,25т.
Качение колес зубчатой передачи происходит без проскальзывания, отсюда
. d7 z2
(2.19)
то есть передаточное число зубчатой пары равно отношению числа зубьев ведомого колеса к числу зубьев шестерни.
Для преобразования вращательного движения в поступательное (например, реечный домкрат) часто используют зубчатое зацепление, у которого радиус колеса бесконечно велик. Такое зацепление показано на рис. 2.12, а и носит название реечного зубчатого. В нем зацеплении начальная окружность шестерни перекатывается без скольжения по начальной прямой рейке; эвольвента зубьев приобретает прямолинейную форму, а зубья получают форму трапеции с углом наклона боковых сторон, равным углу зацепления.
Все цилиндрические зубчатые передачи обладают постоянством передаточного числа, компактностью и большим диапазоном передаваемых мощностей. Коэффициент полезного действия этих передач зависит от точности и чистоты поверхности зубьев, а также от способа смазки и находится для закрытых передач в пределах г)= 0,97-0,99.
Для передачи вращающего момента между валами, оси которых пересекаются под углом, применяются конические передачи.
Наибольшее распространение имеют передачи с межосевым углом 8 = 90° (рис. 2.12, б). Зубья конических колес могут быть прямыми, косыми или криволинейными. Их профили выполняются также по эвольвенте, но сечение зуба уменьшается по мере приближения к вершине конуса. Поэтому шаг и модуль зуба по его длине меняются, имея наибольшее значение на максимальных диаметрах начальных конусов.
Передаточное число пары конических зубчатых колес определяется так же, как и в цилиндрических колесах:
со, d, г,
г=77 = Т= (2.20)
о)2 a, z.
При работе конической зубчатой передачи всегда возникают значительные осевые усилия, которые должны быть восприняты опорами. Естественно, это вызывает дополнительные потери на трение, из-за которых КПД конических передач несколько ниже, чем цилиндрических: Г] равен 0,94….0,96.
При необходимости получения большого передаточного числа в передаче крутящего момента между скрещивающимися валами применяются передачи, которые носят название червячных (рис. 2.13).
Рис. 2.13. Червячная передача: 1 — червяк; 2 — червячное колесо. |
Червячная передача представляет собой зубчато-винтовую передачу и состоит из червяка — винта с трапецеидальной резьбой — и червячного колеса — косозубого колеса с зубьями специальной формы.
При вращении червяка его витки, находящиеся в контакте с зубьями колеса, давят на них и заставляют поворачиваться колесо. Для обеспечения постоянного и равномерного движения необходимо, чтобы осевой шаг червяка был равен торцевому шагу червячного колеса. В этих передачах за каждый оборот червяка колесо поворачивается на один зуб при однозаходной резьбе, на два зуба — при двухзаходной резьбе и т. д. С помощью таких передач можно получить передаточное число больше 200 (обычно — 50-60).
Передаточное число червячной передачи
г = — = — ’ (2.21) z„ пк
где z — число заходов червяка; г — число зубьев колеса; п — число оборотов червяка; п — число оборотов колеса.
Возможность получения большого передаточного числа, компактность, плавность и бесшумность являются неоспоримыми достоинствами червячной передачи.
Существенный ее недостаток — низкий коэффициент полезного действия г равный 0,7-0,75. Постоянно работающая червячная пара потребляет значительную мощность, выделяет большое количество тепла и требует обязательного интенсивного охлаждения. Этим объясняется сравнительно редкое применение червячных передач особенно в механизмах, передающих большие мощности.
Червячные передачи обычно отличаются свойством самоторможения. Это свойство используется в грузоподъемных устройствах. Если бы привод барабана, с помощью которого поднимается груз, имел, например, зубчатую передачу, то пришлось бы устанавливать тормозное устройство, чтобы груз не опускался. При наличии самотормозящейся червячной передачи обратного движения быть не может.
Если необходимо получить большие передаточные числа, обычно прибегают к многоступенчатым зубчатым передачам в основном с цилиндрическими зубчатыми парами. Такие многоступенчатые передачи называются редукторами. Редукторы выпускаются промышленностью как самостоятельные изделия. Они стандартизированы и могут быть установлены в любой машине в соответствии со своими параметрами. Редукторы выпускаются одно-, двух-, трех — и многоступенчатыми с различными зубчатыми передачами (цилиндрическими, червячными, коническо-цилиндрическими и т. д.). Основными параметрами редукторов являются передаваемая мощность, передаточное число и ско — ростьювращения ведущего вала.
В редукторах передачи располагаются внутри корпусов специальной конструкции. Нижняя часть корпуса редуктора обычно заполняется маслом, уровень которого контролируется. При вращении колес часть из них, окунаясь в масляную ванну редуктора, поднимает масло и разбрызгивает его, обеспечивая смазку трущихся поверхностей.
Корпусы редукторов снабжаются опорными лапами для крепления к фундаментам или рамам, или рым-болтами для монтажа и ребрами для увеличения теплоотдачи и жесткости.