Цепные передачи
При сравнительно больших межосевых расстояниях, когда нецелесообразно использовать зубчатые передачи из-за их громоздкости и ременные передачи — в связи с требованиями компактности или постоянства передаточного числа, применяются цепные передачи.
Цепная передача состоит из расположенных на некотором расстоянии друг от друга двух колес, называемых звездочками, и охватывающей их цепи (рис. 2.14), Вращение ведущей звездочки преобразуется во вращение ведомой при сцеплении их со звеньями цепи и передаче окружного усилия через натянутую цепь.
Рис. 2.14. Цепная передача: а — общий вид; б — конструкция втулочнороликовой цепи; 1 — ведущая звездочка; 2 — ведомая звездочка; 3 — наружное звено; 4 — внутреннее звено; 5 — ось; 6 — втулка; 7 — ролик |
Цепные передачи, работающие при больших нагрузках и скоростях, помещают в специальные кожухи (картеры), в которых они постоянно и обильно смазываются и защищаются от загрязнения.
Передаточное число цепной передачи определяется, как и в любой передаче, зацеплением:
. ft), d, z,
(2.22)
где z, и г2 — числа зубьев ведущей и ведомой звездочек передачи.
В качестве приводных цепей обычно применяются роликовые, втулочные, зубчатые и крючковые.
Втулочно-роликовая цепь (рис. 2.14, б) состоит из наружных 3 и внутренних 4 звеньев, соединенных попарно при помощи осей 5 и втулок 6. Каждая пара звеньев свободно поворачивается относительно другой.
В роликовой цепи на втулки надеты ролики 7, которых нет во втулочной цепи. Ролики во время набегания на ведущую 1 и ведомую 2 звездочки проворачиваются, уменьшая тем самым износ зубьев.
При больших окружных усилиях применяются двух — и трехрядные роликовые цепи, конструкция которых аналогична рассмотренной.
Детали приводных цепей делаются из специальных сортов легированных сталей и подвергаются термической обработке, что обеспечивает необходимую прочность И долговечность цепей.
Все цепные передачи требуют постоянного ухода (смазка, регулировка) и выходят из строя в основном из-за износа шарниров цепей, который приводит к увеличению шага и удлинению самой цепи.
К достоинствам цепных передач относятся: применимость в широком диапазоне межцентровых расстояний, малые габариты и масса, простота замены и высокий КПД.
К недостаткам — возможность внезапного обрыва, удлинение вследствие износа и необходимость натяжных устройств, неравномерность скорости, особенно при Малом числе зубьев звездочки.