Муфты

Устройства, предназначенные для соединения валов между собой или валов с находящимися на них деталями и передающих крутящие моменты от одного вала к другому, называются муфтами.

Муфты, осуществляющие постоянные соединения, носят название постоянных (неуправляемых), а те, что позволяют в процессе работы машины разъединять соединяемые детали, — сцепных (управляемых).

Применение постоянных муфт определяется технологическими тре­бованиями изготовления машин, а сцепных — их кинематикой.

Муфты в строительных машинах достаточно разнообразны по своей конструкции, поэтому рассмотрим лишь основные, наиболее распростра­ненные.

Постоянные муфты. Могут быть глухими, предназначенными для соединения строго соосных валов, и компенсирующими — ими соединя­ются валы, имеющие некоторую подвижность или несоосность. Самыми распространенными глухими муфтами являются втулочные и попереч — но-свертные.

Наиболее просты втулочные муфты (рис. 2.19, а). Крутящий момент от ведущего вала 1 на втулку 2 и от нее ведомому валу 4 передается с помощью шпонок 3 или штифтов, а сама муфта в осевом направлении фиксируется установочными винтами 5. Недостаток таких муфт в необ­ходимости большого осевого смещения валов при монтаже и демонтаже.

К наиболее распространенным компенсирующим муфтам относят­ся упругая втулочно-пальцевая и плавающая, или крестовая.

Втулочно-пальцевая муфта (рис. 2.19, б) — поперечно-свертная, со­стоит из двух полумуфт-фланцев 6 и 9, укрепленных на ведущем и ведо­мом валах. В одной из полумуфт закреплены пальцы 7 с надетыми на них резиновыми втулками. Эти втулки входят в цилиндрические отвер­стия второй полумуфты. Таким образом, крутящий момент от одной по — лумуфты к другой передается через упругий элемент — резиновые втул­ки, позволяющие компенсировать незначительную неточность в уста­новке валов. Втулочно-пальцевые муфты широко применяются для со­единения вала электродвигателя с валом передач.

Плавающая муфта (рис. 2.19, в) состоит из двух полумуфт 10 и 12, закрепленных на ведущем и ведомом валах. Между полумуфтами уста­навливается диск 11 с крестообразно расположенными на его торцах двумя выступами, которые входят в соответствующие пазы полумуфт. Если смещение валов незначительно, то перемещение диска выступами по пазам полумуфт при вращении полумуфт компенсирует эту несоос­ность. Такие плавающие муфты позволяют передавать значительные крутящие моменты и широко используются для соединения, например, барабанов лебедок с редукторами их приводов.

Широкое применение, особенно в приводах колесных машин, на­шли так называемые шарнирные муфты (рис. 2.19, г). Они применяются для постоянного соединения валов, работающих под углом один к друго­му, позволяя изменять этот угол при передаче крутящего момента. Такая муфта состоит из двух вилок 13 и 15, соединенных между собой кресто­виной.

Рис. 2.19. Муфты: а — втулочная; б — упругая втулочно-пальцевая; в — плавающая муфта; 1 — ведущий вал; 2 — втулка; 3 — шпонки;

4 — ведомый вал; 5 — установочный винт; 6 — левая полумуфта;

7 — палец; 8 — резиновая втулка; 10 — ось; 11 — диск; 9, 12 — правые полумуфты; 13 — левая вилка; 14 — крестовина; 15 — правая вилка

Сцепные муфты. Применяемые в строительно-дорожных маши­нах сцепные муфты по способу передачи крутящего момента могут быть кулачковыми, зубчатыми, фрикционными и гидравлическими.

Кулачковые и зубчатые муфты обеспечивают постоянную жест­кую связь ведущего и ведомого валов, но не допускают их включения на ходу под нагрузкой и при значительной разнице в угловых скоростях между ведомым и ведущим валами.

Разновидностью кулачковой является зубчатая муфта, в которой передача крутящего момента производится с помощью большого числа
кулачков-зубьев, выполненных на одной полумуфте в виде внутреннего зацепления, а на второй — в виде внешнего с равным первой муфте числом зубьев.

Такие муфты применяются в коробках передач автомобилей, трак­торов и других самодвижущихся машин. Боковые поверхности зубьев в этом случае выполняются обычно, как и в зубчатых колесах, по эволь — вентному профилю, удобному с технологической точки зрения.

Наибольшее применение в качестве сцепных получили фрикцион­ные муфты, в которых крутящий момент передается за счет сил трения.

Рис. 2.20. Схемы фрикционных муфт: а — дисковая; б — конусная; в — цилиндрическая; 1 — ведущая полумуфта; 2 — ведомая полумуфта

а б 6

В зависимости от формы поверхностей трения различают следую­щие фрикционные муфты: дисковые, конусные, ленточные и пневмока — мерные. Схематически устройство этих муфт показано на рис. 2.20, на котором стрелками указано движение ведомой муфты.

Крутящий момент, передаваемый муфтой, зависит от силы трения, разви­ваемой между трущимися поверхностями, и плеча 9 среднего радиуса, на кото­ром приложена эта сила трения. В свою очередь, сила трения определяется нормальным давлением и коэффициентом трения. Для получения макси­мальных значений силы трения в большинстве случаев трущиеся поверхно­сти муфт покрываются специальными фрикционными материалами — компо­зиционными пластмассами, заполнителем в которых является асбест.

Чтобы уменьшить габариты муфт при необходимости передавать значительные крутящие моменты, применяются муфты с несколькими поверхностями трения (многодисковые, двухконусные и т. д.).

В зависимости от назначения усилие прижатия поверхностей тре­ния в муфте может быть постоянным, если выключение муфты произво­дится лишь на короткие промежутки времени, или периодическим, если муфта включается на короткие промежутки времени. Для создания по­стоянного усилия применяются предварительно затянутые пружины. Выключаться и включаться периодически работающая муфта может ры­чажной системой с воздействием на нее мускульной силы человека или (что теперь является основным) с помощью гидравлической или пневма­тической системы управления. В некоторых машинах включение или выключение муфт производится электромагнитными устройствами.

На быстроходных валах, у которых проскальзывание поверхностей трения муфты при включении больше, чем у тихоходных, обычно приме­няются дисковые муфты с несколькими поверхностями трения.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики