Подшипники

Подшипниками называются детали, которые воспринимают и пере­дают на раму, корпуса или станины опорные реакции, возникающие на цапфах валов и вращающихся осей. Различают подшипники скольже­ния и качения.

Подшипники скольжения. По своей конструкции подшипники скольжения делятся на неразъемные (глухие) и разъемные. Неразъем­ные относятся к простейшим подшипникам, применяемым при неболь­ших угловых скоростях вращения валов и осей.

Выполняются они (рис. 2.16) в виде втулок / из антифрикционных материалов, запрессованных непосредственно в корпусную деталь(раму или станину) или в отдельную деталь, прикрепляемую к раме. Главный недостаток всех этих подшипников состоит в том, что устранить увели­ченный зазор, образуемый в результате износа втулки и цапфы, можно только заменой втулки.

Более современными являются разъемные подшипники, конструкция одного из которых показана на рис. 2.17. Этот подшипник состоит из корпуса 1 и крышки 2, между ними болтами зажаты нижний 4 и верхний 3 вкладыши. Вкладыши подшипника изготавливаются из антифрикцион­ных материалов или покрываются ими по внутренней поверхности.

В разъем между вкладышами перед их расточкой устанавливаются металлические прокладки 5, которые по мере износа трущихся частей уда­ляются, позволяя уменьшить зазор между цапфой и вкладышем.

Рис.2.17. Подшипник скольжения разъемный: 1 — корпус; 2 — крышка; 3 ~ вкладыш верхний; 4 — вкладыш нижний; 5 — набор прокладок

Существует множество и других конструкций подшипников сколь­жения. Однако подшипники скольжения обладают рядом недостатков: большие потери энергии на трение; необходимость использования доро­гих антифрикционных материалов; большие размеры в осевом направ­лении; сложность в эксплуатации. Вместе с тем подшипники скольже­

ния имеют и некоторые неоспоримые преимущества: малые размеры подшипника в радиальном направлении; работоспособность при очень больших скоростях; бесшумность; разъемность; работоспособность в химически активных средах.

Рис. 2.16. Подшипник скольжения глухой: 1 — антифрикционная втулка; 2 — корпус подшипника.

Значительные потери на трение приводят к нагреву подшипников, вследствие чего ухудшается смазка и повышается износ.

Смазка подшипников скольжения может быть местной и централи­зованной, а по характеру действия — периодической и непрерывной. При местной смазке каждый подшипник смазывается отдельным смазочным устройством (масленкой), а при централизованной — одно устройство распределяет смазку между рядом подшипников.

В современных сложных машинах с быстроходными валами основ­ной является централизованная смазка, при которой масло с помощью масляного насоса под давлением нагнетается через масляные фильтры в подшипники. По такой схеме выполняется, например, смазка двигате­лей внутреннего сгорания. Более простым способом непрерывной смаз­ки является смазка разбрызгиванием, широко применямая в различного рода редукторах.

Рис. 2.18. Подшипники качения: а — радиальный однорядный шарико­вый; б — шариковый двухрядный радиальный; в — шариковый упорный; г — роликовый двухрядный сферический (самоустанавливающийся); е — конический радиально-упорный; ж — игольчатый (радиальный).

Подшипники качения. Конструкции подшипников качения ос­новных типов показаны на рис. 2.18. По форме тела качения подшипни­ки делятся на шариковые, роликовые и игольчатые. Роликоподшипники по сравнению с шарикоподшипниками обладают большей нагрузочной способностью. По направлению действия нагрузки, воспринимаемой под­шипником, они делятся на радиальные, упорные и радиально-упорные.

По числу рядов тел вращения подшипники могут быть одно- и двухрядными.

Чтобы ролики или шарики находились на одинаковом расстоянии один от другого, в подшипниках предусмотрены сепараторы, представля­ющие собой штампованные кольца с отверстиями для роликов или ша­риков.

Шариковые подшипники применяют в передачах с малыми и сред­ними нагрузками.

Роликовые подшипники устанавливают в передачах с большими на­грузками, которые могут быть почти в 2 раза больше, чем для шариковых.

Радиальные подшипники предназначены для передачи радиальных усилий при точной установке вала, а радиальные сферические — для тех случаев, когда нельзя гарантировать строгую соосность опор. Роликовые подшипники не допускают нагружения даже незначительными осевыми усилиями.

Основным преимуществом подшипников качения является значи­тельно меньший, чем у подшипников скольжения, коэффициент трения. Так, для шарикоподшипников приведенный коэффициент трения / = 0,001-0,003, для роликоподшипников он примерно вдвое больше, а для подшипников скольжения / = 0,02-0,04. Кроме того, подшипники качения просты в монтаже и обслуживании, расходуют малое количе­ство смазки, имеют сравнительно низкую стоимость и малые габариты в осевом направлении. •

Основными недостатками подшипников качения являются значи­тельные габариты в радиальном направлении, невозможность разъема в осевой плоскости и плохое восприятие ударных нагрузок.

Номинальный размер, определяющий подшипник, — диаметр расточ­ки внутреннего кольца. Подшипники разных серий при одном и том же внутреннем диаметре имеют различные наружные размеры.

Подшипники качения очень чувствительны к абразивному износу. Поэтому они должны быть хорошо изолированы от проникновения пыли. Для этой цели их закрывают крышками или специальными уплотнитель­ными деталями, которые носят название сальников и монтажных уплот­нителей.

Для смазки подшипников качения применяются консистентные смазки и жидкие минеральные масла.

Основные условные обозначения подшипников.

Порядок расположения знаков условных обозначений подшипни^ к°в с внутренним диаметром от 10 до 495 мм следующий:

I___________________________________ серия ширин

Первые две цифры определяют внутренний диаметр подшипника. Обозначения внутренних диаметров подшипников от 10 до 20 мм дол­жны соответствовать указанным в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Внутренний диаметр

Обозначение

подшипника, мм

10

00

12

01

15

02

17

03

Внутренние диаметры подшипников (втулок) от 20 до 495 мм вклю­чительно обозначают частным от деления значения этого диаметра на 5. Обозначения серий по наружному диаметру приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Циф­

ра

8:9

1:7

2

5

3

6

4

Серия

Сверх

легкая

Особо

легкая

Лег­

кая

Легкая

широ­

кая

Сред­

няя

Средняя

широкая

Тяже­

лая

Типы подшипников указаны в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

Типы подшипников

Обозначение

Шариковый радиальный

0

Шариковый радиальный сферический Роликовый радиальный с короткими

1

цилиндрическими роликами

2

Роликовый радиальный со сферическими

3

роликами

4

Роликовый игольчатый

6

Шариковый радиально-упорный Роликовый конический

7

Шариковый упорный, шариковый упорно­радиальный

8

Роликовый упорный, роликовый упорно­радиальный

9

Конструктивная разновидность подшипников обозначается двумя цифрами от 00 до 99. Основные конструктивные разновидности подшип­ников определяются по ГОСТ 3395-75.

Примеры условных обозначений подшипников качения (ос­новные обозначения подчеркнуты).

75-3180206 Е Т202: шариковый радиальный однорядный легкой широкой серии с диаметром отверстия 30 мм, имеет два армированных уплотнения, класс точности 5, радиальный зазор по 7-му ряду, сепаратор из пластического материала.

12М42-201: шариковый радиальный однорядный легкой серии с диаметром отверстия 12 мм, класс точности 2, радиальный зазор по 4-му ряду, момент трения по 12-му ряду.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики