МАШИНЫ ДЛЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

7.1. Общая характеристика рабочего процесса.

Классификация и рабочие органы машин для земляных работ

Земляные работы являются составной частью строительства боль­шинства инженерных сооружений. Они включают в себя: отрывку кот­лованов, траншей и мелиоративных каналов; возведение насыпей, пло­тин; устройство закрытых проходок в грунте в виде шахт и туннелей под различные подземные сооружения; бурение горизонтальных, наклон­ных и вертикальных скважин при бестраншейной прокладке трубопро­водов под насыпями железных и шоссейных дорог, для установки свай­ных опор в плотных грунтах, для закладки зарядов взрывчатых веществ при разработке грунтов взрывом и т. п.

По характеру рабочего процесса, составу операций и последова­тельности их выполнения земляные сооружения делят на выемки и насыпи. Выемка образуется в результате удаления излишков грунта за ее пределы, а насыпь — путем отсыпки грунта, внесенного извне, с его послойным уплотнением. Последняя операция обусловлена необходи­мостью восстановления плотного состояния грунта в насыпи, которое было им утрачено при отделении от массива вследствие разрыхления. Удаленный из выемок грунт укладывают в отвалы, а для отсыпки насы­пей его доставляют из карьеров или резервов, расположенных вблизи сооружаемой насыпи. Если выемки чередуются с насыпями, как, напри­мер, в дорожном строительстве, то извлекаемый из выемок грунт обыч­но используют для отсыпки насыпей. Для каждой из перечисленных технологических схем производства земляных работ — выемка-отвал, резерв-насыпь — характерны операции отделения грунта от массива, его перемещения и отсыпки. При возведении насыпей добавляется опе­рация уплотнения грунта, а общей для насыпей и выемок является пла­нировочная операция, которой эти инженерные сооружения доводятся до проектных размеров. При планировке срезаются выступы и засыпа­ются впадины подобно разработке резервов и отсыпке насыпей, но только в размерах микрорельефа планируемой поверхности. Ту же структуру рабочего процесса имеет разработка карьеров строитель­ных материалов (песка, гравия и т. п.), а также добыча полезных иско­паемых открытым способом. Отличие заключается в том, что ни выем­ка (забой), ни отвал не являются инженерными сооружениями, а плани­ровку дна карьера (подошвы забоя) выполняют лишь для удобства пе­

редвижения по нему машин и подготовки устойчивого основания для их работы.

Отделение грунта от массива — разрушение — является основной операцией процесса его разработки. Наибольшее распространение в строительстве (около 85 % от общего объема земляных работ) получил механический способ разрушения грунтов, при котором грунт отделяет­ся от массива вследствие контактного силового воздействия на него зем­леройного рабочего органа. Энергоемкость этого способа составляет 0,05­0,6 кВт. ч/м3. Прочные грунты и горные породы разрушают взрывом с использованием взрывчатых веществ, которым закладывают в специ­ально пробуренные скважины. Этот способ наиболее дорогой, но позволя­ет существенно сократить сроки производства работ. Около 12% грун­тов разрабатывают гидромеханическим способом путем отделения грунта от массива струей воды под высоким давлением или в сочетании с механическим способом. Энергоемкость процесса составляет 0,15-2 кВт. ч/м3.

Рабочие органы машин, предназначенные только для отделения грунта от массива механическим способом, используют лишь в случае разработки весьма прочных грунтов на стадии их предварительного разрыхления. Большей частью рабочие органы также перемещают и отсыпают грунт в отвалы, насыпи или транспортные средства, выпол­няя эти операции после отделения грунта от массива и его захвата или совмещая полностью или частично перечисленные операции во време­ни. Грунт может перемещаться к месту отсыпки только за счет движе­ний рабочего органа или за счет перемещения всей машины. В конст­рукциях землеройных машин непрерывного действия завершающую стадию транспортирования грунта выполняет специальный транспор­тирующий орган, например типа ленточного конвейера. Отсыпают грунт путем освобождения от него рабочего или транспортирующего органа в конце транспортной операции. В случае гидромеханической разра­ботки грунт переносится к месту намыва в потоке воды, а при взрыв­ном способе отбрасывается в стороны расширяющимися газами, обра­зующимися вследствие взрыва. Грубую планировку земляных по­верхностей выполняют теми же землеройными рабочими органами путем более четкой координации их движения, а для точной планировки при­меняют специальные рабочие органы или машины. Уплотнение грунта заключается в компактной укладке его частиц, вследствие чего умень­шается объем грунта и увеличивается его плотность. Для этого приме­няют специальные машины и оборудование. Частично грунт может
уплотняться также перемещающимися по его поверхности транспорт­ными средствами.

В общем комплексе работ на строительном объекте земляные ра­боты чаще всего выполняют раньше других. В этом случае им предше­ствует подготовка строительной площадки: удаление камней, срезка кус­тарника, корчевка пней, планировка и засыпка ям и т. п. Большую часть этих работ выполняют землеройными машинами, оборудованными спе­циальными рабочими органами. В связи с этим машины для подгото­вительных работ рассматривают вместе с машинами для земляных ра­бот. К подготовительным работам также относят предшествующее раз­работке рыхление прочных и мерзлых грунтов.

Машины для земляных работ классифицируют по назначению, ре­жиму работы, степени подвижности и другим признакам. Классифика­ция по назначению условна, поскольку приводы, ходовые устройства и другие структурные элементы современных машин позволяют исполь­зовать одну и ту же их базовую часть для работы с различными видами сменного рабочего оборудования, нередко различного по назначению. Универсальность машин существенно расширяет область их примене­ния, способствует их лучшему использованию по времени, особенно в условиях небольших объемов однотипных работ, выполняемых строи­тельной организацией, более эффективной организации технического обслуживания. Универсальные машины классифицируют по основным видам выполняемых ими работ, определяемым по технико-эксплуатаци­онным, экономическим и другим соображениям. Различают землерой­ные машины для отрывки и перемещения грунта в пределах зоны дося­гаемости рабочего оборудования (одно- и многоковшовые экскаваторы), землеройно-транспортные машины для послойной разработки грунта и перемещения его на большие расстояния (бульдозеры, скреперы, грейде­ры, грейдер-элеваторы), машины для подготовительных работ, машины и оборудование для уплотнения грунтов, для бурения скважин, в том числе в прочных и мерзлых грунтах при их разрушении взрывом, оборудова­ние для гидромеханической разработки, а также машины и оборудование для разработки грунта в особых условиях. Машины для планировочных работ относятся к группе землеройно-транспортных машин и частично к экскаваторам (экскаваторы-планировщики).

По режиму работы рассматриваемые машины бывают цикличного и непрерывного действия. К последним относятся многоковшовые экс­каваторы, некоторые виды землеройно-транспортных машин, оборудова­ние для гидромеханической разработки грунтов, а также некоторые виды

машин для работы и особых условиях. Остальные машины работают в цикличном режиме, выполняя операции рабочего цикла последовательно или с их частичным совмещением во времени.

Рис. 7.1. Основные виды рабочих органов машин для земляных работ: а — зуб рыхлителя; б, в, г, д, ж — экскаваторные ковши прямой и обратной лопат, драглайна, погрузчика, грейфера, планировщика; з — ковш скрепера; и — отвал бульдозера.

По степени подвижности машины для земляных работ относятся большей частью к передвижным самоходным или прицепным, за исклю­чением некоторых видов оборудования для уплотнения грунтов, бурения скважин под взрыв, оборудования гидромеханизации, а также некоторых машин и оборудования для работы в особых условиях. Эти машины длительное время работают на одной строительной площадке, они не имеют собственных ходовых устройств и по этим признакам относятся к полустационарным. По другим признакам на машины для земляных работ распространяются положения, приведенные ранее в общей клас­сификации строительных машин.

Рабочие органы, с помощью которых грунт отделяется от массива (зубья ковшей, бульдозерных отвалов, рыхлителей — рис. 7.1), называют землеройными. В конструкциях землеройных и землеройно-транспорт­ных машин, рабочий процесс которых состоит из последовательно вы­полняемых операций отделения грунты от массива, его перемещения и отсыпки, землеройные рабочие органы совмещают с транспортирующи­ми — ковшами (экскаваторы, скреперы) или отвалами (бульдозеры, грей­деры), называя первые ковшовыми, а вторые — отвальными. Ковшовый рабочий орган представляет собой емкость с режущей кромкой, осна­щенной зубьями (рис. 7.1, б—г, е) или без них (рис. 7.1, д, ж, з). Ковши с режущими кромками без зубьев чаще применяют для разработки мало­связных песков и супесей, а ковши с зубьями — в основном для разра­ботки суглинков, глин и прочных скальных грунтов. В режиме разработ­ки грунта ковш перемещается так, что его режущая кромка или зубья внедряются в грунт, отделяя его от массива. Разрыхленный грунт по­ступает в ковш для последующего перемещения в нем к месту разгрузки. Отвальные рабочие органы оборудуют в нижней части ножами (рис. 7.1, и), в этом случае их называют ножевыми. Для разрушения более прочных грунтов на ножи дополнительно устанавливают зубья. Рабочий процесс отвального рабочего органа аналогичен описанному выше.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики