Скреперы

Скрепером (рис. 7.9) называют землеройно-транспортную машину с рабочим органом в виде ковша, которая может производить послойное копание с набором грунта в ковш и грубым планированием разрабаты­ваемой поверхности, транспортирование набранного грунта, его выгрузку с разравниванием и частичным уплотнением ходовыми колесами и воз­врат в забой в исходное положение.

Скреперы используют на земляных работах различных видов строи­тельства для разработки грунтов I—IV категории (III—IV категории чаще всего в разрыхленном состоянии). Часто, особенно при работе на прочных грунтах, загрузка скреперов производится погрузчиком или экскаватором.

Скреперы выполняют в виде прицепных и полуприцепных конст­рукций к гусеничным и колесным тракторам или в виде самоходных
машин. Прицепные скреперы могут иметь двух — или одноосную конст­рукцию. У них масса скрепера и грунта передается на опорную поверх­ность почти целиком через колеса скрепера. У полуприцепных скрепе­ров масса воспринимается колесами как скрепера, так и тягача. Целесо­образная дальность транспортирования грунта зависит от подъездных путей и скоростных характеристик базовых тракторов. Обычно она не превышает 500-700 м для прицепных скреперов, 1000-2500 м для полу­прицепных и 2500 м — для самоходных.

Рис. 7.9. Общий вид скрепера: / — кабина; 2 — колесо; 3 — седель­но-сцепное устройство; 4 — гидроцилиндры поворота; 5 — гидроци­линдры подъема ковша; 6 — поперечная балка; 7 — упряжные тяги; 8 — заслонка; 9 — ковш; 10 — задняя стенка; 11 — заднее колесо; 12 — задняя рама; 13 — нож.

Самоходные скреперы выполняют на базе одно — или двухосных ко­лесных тягачей или в виде специализированных конструкций, например с дизель-электрическим приводом и мотор-колесами. Известны конструк­ции гусеничных самоходных скреперов, у которых ковш встроен между

гусеницами, а передняя заслонка может использоваться как бульдозерный отвал. Такие скреперы применяют в тяжелых условиях на грунтах с низкой несущей способностью. На базе одно — и двухосных тягачей созда­ют также двухмоторные скреперы, у которых на задней скреперной оси установлен второй двигатель и трансмиссия (для привода задних колес), управление ими осуществляется из кабины тягача. Такие скреперы при­меняют для работы в тяжелых грунтовых и эксплуатационных условиях, например, при длительных подъемах в груженом состоянии, больших ук­лонах, слабой несущей способности грунта и т. д. Скреперы с ковшом большого объема снабжают спереди гидроуправляемыми сцепными уст­ройствами и толкающей плитой, обеспечивающими быстрое соединение двух скреперов для их поочередной загрузки и разъединение для раздель­ной доставки грунта к месту выгрузки. Известны, кроме того, большегруз­ные скреперные поезда с двумя-тремя ковшами и всеми ведущими колеса­ми, которые обычно создают на базе двухмоторных скреперов.

При обычной системе загрузки грунтом скреперы всех видов (при­цепные, полуприцепные, двухмоторные самоходные и с дизель-электричес — ким приводом и всеми ведущими колесами), кроме скреперов со сцепкой для спаренной работы и скреперных поездов, обеспечивают самозагрузку только в легких грунтовых условиях. В остальных случаях для эффектив­ной работы при загрузке надо применять толкач в виде бульдозера с уси­ленным отвалом, специальный бульдозер-толкач с отвалом укороченной длины, снабженным амортизаторами, или трактор — толкач с толкающими плитами, оборудованными амортизаторами. Одномоторные скреперы с обыч­ной загрузкой используют только с толкачами, которые обычно работают в комплекте из четырех-пяти скреперов. Скреперы с принудительной загруз­кой, обычно элеваторной, обеспечивают самозагрузку, но не могут работать при наличии в грунте больших камней и каменных включений.

Для прицепных и полуприцепных скреперов к гусеничным тракто­рам максимальные транспортные скорости обычно не превышают 10-15 км/ч, полуприцепных — 30-40 км/ч, самоходных — 50-60 км/ч. Практически достигаемые транспортные скорости движения скреперов часто не превышают 20-25 км/ч, даже для самоходных скреперов с рес­сорной подвеской колес. Только при тщательной подготовке транспорт­ных путей и наличии подвески колес получают скорости выше указанных.

Скреперы классифицируют по объему ковша, способам загрузки и разгрузки, типу управления и другим конструктивным признакам. При­цепные скреперы имеют ковш с геометрической вместительностью 3-25 м3, полуприцепные — 4,5-25 м3, самоходные — 8-40 м3.

По способу загрузки разделяют скреперы с принудительной (транс­портером — элеватором) и свободной (тяговым усилием) загрузкой.

По способу разгрузки разделяют скреперы со свободной разгруз­кой вперед или назад, принудительной разгрузкой (обычно вперед) и полупринудительной вперед, назад или в середине, через щель. На скре­перах с элеваторной загрузкой применяют принудительную разгрузку через сдвигаемое днище ковша путем выдвижения задней стенки. Наи­более распространена принудительная разгрузка, обеспечивающая воз­можность работы на влажных и липких грунтах.

Передние заслонки в скреперах гидравлически управляемые, с помо­щью которых можно регулировать зев между заслонкой и ножами. Для скреперов применяют гидравлическое управление.

Ножи на скреперах устанавливают по одной линии для проведения планировочных операций и с выступающей средней частью — для земля­ных работ, где такая установка обеспечивает лучшее заполнение, особен­но в конце набора ковша.

Схема самоходного скрепера, представляющего собой комбинацию одноосного тягача с одноосным ковшовым прицепом, показана на рис. 7.9. Рабочим органом машины является ковш. Боковым стенкам и дни­щу ковша для усиления жесткости обычно придают коробчатую форму. Передняя балка обеспечивает жесткость всей конструкции, к ней присо­единяют гидроцилиндры подъема и опускания ковша.

Ковши всех скреперов снабжают буферами — пространственными фер­мами коробчатого сечения, на которые воздействуют толкачи. К балкам фермы приваривают кронштейны для крепления оси задних колес. В буферах уста­навливают направляющие балки, по которым на роликах передвигается задняя стенка. Ножи ковша изготавливают составными, что обеспечивает смену толь­ко одной части при затуплении и поломке. Режущую часть ножа наплавляют твердыми сплавами для повышения ее износостойкости. Для уменьшения со­противления при разработке тяжелых грунтов ковши снабжают зубьями. Тяговый расчет скрепера

Сопротивление, возникающее в конце наполнения, равняется сумме четырех сопротивлений:

W = Wm+Wp+WH+W’, (7.27)

где Wm — сопротивление перемещению груженого скрепера; W — со­противление резанию; Wh — сопротивление наполнение;^ — сопротив­ление перемещению призмы волочения.

Wm={Gc+GXf±i), кН, (7.28)

где G — вес скрепера в кН; — вес грунта в ковше в кН; / — коэффи­циент сопротивления передвижению; і — уклон поверхности движения.

Таблица 7.7

Значения коэффициента наполнения ковша скрепера kH для различных грунтов

Грунт

Без толкача

С толкачом

Сухой рыхлый песок

0,5-0,7

0,8-1,0

Супесь и средний суглинок

0,8-0,9

1,0-1,2

Тяжелый суглинок и глина

0,6-0,8

0,9-1,2

(7.29)

Вес грунта в ковше скрепера Gz =

где q — геометрическая вместимость ковша в м3; уг — плотность грун­та в естественном залегании в кг/м3; kH — коэффициент наполнения ковша грунтом (табл.7.7); g — ускорение свободного падения; kp — коэф­фициент разрыхления грунта в ковше скрепера (табл. 7.8).

Таблица 7.8.

Значения коэффициента разрыхления грунта в ковше скрепера kp для различных грунтов

Грунт

Влажность в %

Плотность грунта в естествен­ном залегании в т/м3

кР

Сухой песок

1,5-1,6

1,0-1,2

Влажный песок

12-15

1,6-1,7

1,1-1,2

Легкая супесь

7-10

1,5-1,7

1,1-1,2

Супеси и суглинки

4-6

1,6-1,8

1,2-1,4

Средний суглинок

15-18

1,6-1,8

1,2-1,3

Сухой пылеватый суглинок

8-12

1,6-1,8

1,2-1,3

Тяжелый суглинок

17-19

1,65-1,8

1,2-1,3

Сухая глина

1,7-1,8

1,2-1,3

W = kbh, кН, (7.30)

где к — удельное сопротивление резанию в кН/м2, имеет следующие значения:

пески и слабые песчаные грунты 50-70

супеси и суглинки 80-100

тяжелые суглинки и глины До 120

Принимать значения к свыше 100-120 кН/m2 не рекомендуется,

так как более плотные грунты необходимо предварительно разрыхлять.

При выборе величины h можно руководствоваться следующими данными:

q в м3 6 10 15

h в см:

для суглинка 4-6 8-10 12-14

для супеси 6-8 10-12 14-16

Полное сопротивление наполнению W складывается из сопротив­ления силы тяжести поступающего в ковш грунта Wн и сопротивления трению грунта в ковше W.

Сопротивление силы тяжести поднимаемого столба грунта опреде­ляется по формуле:

Wu = bhHy^g, кН, (7.31)

где b — ширина резания в м; h — толщина стружки в м; уг — плотность грунта в кг/м3; Н — высота наполнения ковша в м.

Ориентировочные значения Н следующие:

Вместимость ковша в м3 <3 6 10 15

Высота наполнения ковша Н в м 1,00-1,13 1,25-1,5 1,8-2,0 2,3

Сопротивление трению W грунта по грунту в ковше возникает в

результате давления боковых призм, располагающихся по обе стороны

столба грунта при его перемещении в вертикальном направлении внут­ри ковша:

W[ = 2Рц2 = xbH2ysg, кН, (7.32)

где

х = ■

1 + tg-(p2

Ф2 — угол внутреннего трения грунта. 166

tg(p2 _sin (р2

Значения х и угла внутреннего трения для различных грунтов при­ведены в табл.7.9.

Таблица 7.9.

Значения х и угла внутреннего трения для различных грунтов

Грунт

Угол внутреннего трения ф2 в град.

X

Глина

14-19

0,24-0,31

Суглинок

24-30

0,37-0,44

Песок

35-45

0,46-0,50

Сопротивление перемещению призмы волочения равно

Wn = уЬН1угц28 > КН (7.34)

где у — коэффициент объема призмы волочения перед заслонкой и но­жами ковша, у = 0,5-0,7 , наибольшее значение относится к сыпучим грунтам; Н — высота наполнения, м; b — ширина резания, м; у — плот­ность грунта в кг/м3; (р2 = 0,3-0,5 — коэффициент трения грунта по грунту (суглинки, пески).

Производительность скрепера как машины периодического (цикли­ческого) действия равна отношению среднего объема грунта, разрабаты­ваемого за один рабочий цикл, к средней длительности цикла.

Продолжительность рабочего цикла t слагается из времени копа­ния tKon, движения с грунтом 1Йг, разгрузки t, движения с порожним ковшом tdn, переключения передач nnetnep (ппер ~ число переключений передач), поворотов п tnoe (ппов — число поворотов) и времени подхода толкача t :

тол

t = t +/.. + /+/, . + /1 t + п t + t. (7.35)

ц коп д. г р о. п пер пер пов пов тол

Интервалы времени tKon, ідг, t, tdn вычисляют подлине соответству­ющих участков пути и скорости движения скрепера. Часть интервалов времени рабочего цикла принимают на основании опытных данных.

По мере увеличения объема перевозимого грунта удельная стоимость транспортирования уменьшается, поэтому затраты времени на набор в ковш дополнительного количества грунта могут быть оправданы при не­обходимости транспортировать его на большое расстояние. При перевоз­ке грунта на небольшие расстояния (200-300 м) более экономичным мо­жет быть наполнение ковша всего на 80-90% номинальной вместимости.

Большое значение имеет вопрос взаимодействия скрепера с толка­чом. Эффективность самозагружающихся скреперов снижается по мере удлинения пути транспортирования грунта, когда уменьшается влияние простоев из-за ожидания толкача. При больших расстояниях транспор­тирования целесообразно использовать самоходные скреперы, обладаю­щие высокой маневренностью, способностью преодолевать крутые подъе­мы и двигаться с большой скоростью по дорогам с плохой проходимос­тью. Но для ускорения набора грунта в этом случае нужны и мощные толкачи (гусеничные тракторы с бульдозерным отвалом или специаль­ной буферной плитой, колесные толкачи).

Толкачи должны иметь бесступенчатую трансмиссию для плавно­го подъезда к скреперу и предотвращения отрыва от него во время набо­ра грунта.

На тяжелых грунтах и при больших расстояниях транспортирова­ния грунта применяют два последовательно движущихся толкача.

Комментарии закрыты.

Реклама
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Рубрики