Дорожные фрезы

Дорожные фрезы входят в группу передвижных грунтосмеситель­ных машин, оснащенных одним активным рабочим органом фрезерного типа; они производят обработку грунта непосредственно на строительном объекте. Их широко применяют для дорожного строительства во многих странах (СНГ, Германии, Польше, США, Чехии, Англии, Японии и др.).

Дорожные фрезы состоят из базовой машины, рабочего органа с трансмиссией и дозировочно-распределительной системы.

Фрезы отличаются мощностью силового оборудования, шириной и глубиной обработки грунтового слоя, конструкцией фрезерного ротора, компоновкой рабочего оборудования на базовой машине.

Дорожные фрезы классифицируют:

— по способу передвижения — на самоходные, прицепные, полу — прицепные и навесные;

— по схеме привода ротора — с боковым приводом, центральным приводом;

— по типу силовой трансмиссии — с механической, гидродина­мической;

— по типу ходового оборудования — гусеничные и колесные;

— по расположению рабочего органа — с консольным расположе­нием ротора и ротором, встроенным внутрь машины;

— по способу привода ротора — с приводом от специального двига­теля и двигателя базовой машины.

Характерные схемы компоновки рабочего оборудования дорожных фрез приведены на рис. 10.2.

в)

а)

Рис. 10.2. Схемы компоновок дорожных фрез: а, б, в — навесные фрезы на базе пневмоколесного, гусеничного тракторов и автомо­бильного шасси; г, д — полунавесные фрезы на базе пневмоколесно­го трактора и одноосного пневмоколесного тягача; е — полунавес — ная фреза на базе одноосного тягача со специальным двигателем для привода ротора фрезы; ж, з — самоходные фрезы на одноосном и двухосном пневмоколесных тягачах; и, л — прицепные фрезы к гусеничному трактору и одноосному тягачу со специальным двигателем для привода ротора фрезы; к — прицепная фреза к гусеничному трактору с приводом от двигателя тягача.

В настоящее время промышленностью широко выпускаются фрезы на пневмоколесных тракторах. Достоинством их является малая масса, высокие

транспортные скорости, допустимость выезда для разворотов на смежный уча­сток с готовым слоем укрепленного грунта без опасения его деформирования. К недостаткам колесного варианта с консольной подвеской фрезы на тракторе (рис. 10.2, а) относится недостаточная продольная устойчивость машины.

Наиболее удобной для работы является полунавесная компоновка тягача с фрезерным агрегатом на отдельной раме с задней колесной опорой (рис. 10.2, г, д, е). При такой компоновке обеспечивается достаточ­ная стабильность толщины обрабатываемого слоя. В то же время полу­навесная компоновка несколько ограничивает маневренность машины из-за значительного радиуса ее разворота.

Фрезы прицепного типа относятся к моделям прошлых лет. Это были модели с приводом фрезы от двигателя трактора-тягача и с соб­ственным двигателем для привода фрезы.

Дорожные фрезы на гусеничном тракторе относятся к навесным моделям средней мощности. По параметрам фрезерного рабочего органа они показали достаточную пригодность для обработки супесчаных и су­глинистых грунтов (рис. 10.2, б).

Промышленностью серийно выпускается дорожная фреза полунавесного типа. Она создана на базе пневмоколесного трактора (рис. 10.2, г). Трактор имеет ходоуменьшитель, ходовую часть со всеми ведущими колесами и обеспечивает 12 скоростей движения вперед и четыре скорости назад в пределах 0,1-4 км/ч.

Ротор дорожной фрезы (рис. 10.3) предназначен для размельчения грунта и перемешивания его с вяжущими материалами. Этот ротор рас­положен перпендикулярно продольной оси машины. По длине вала рото­ра установлено определенное число лопастей, смещенных одна относи­тельно другой на определенный угол. В сечении ротора могут быть рас­положены две, три или четыре лопасти, поэтому на роторе образуются двух-, трех — или четырехзаходные винтовые линии.

В зависимости от конструктивного исполнения лопастей возможны различные виды крепления ножей: жесткое, шарнирное и упругое (рис. 10.3). Для роторов с жесткими и шарнирными лопастями применяют болто­вое или клиновое крепление.

Роторы дорожных фрез могут обрабатывать грунт в направлении сверху вниз (рис. 10.4, а), т. е. осуществлять резание, начиная от дневной поверхности грунта, или снизу вверх (рис. 10.4, б), от нижней части грун­тового слоя к дневной поверхности.

Схема резания грунта определяет место подачи вяжущего под ко­жух фрезы. Кожух ротора образует рабочую камеру, в которой происхо­

дит измельчение грунта и перемешивание его с вяжущими материалами, и формирует поверхность слоя готовой смеси. Он может быть выполнен плавающим или жестко закрепленным.

HanpaS/іение движения


а) 6) 6)

Рис. 10.3. Схемы роторов: а — с жесткими лопастями; 6-е упру­гими лопастями; в — с шарнирными лопастями; 1- лопасть;

2 — вал; 3 — секция; 4 — ось; 5 — амортизатор.

Рис. 10.4. Схемы резания грунта: а — в направлении сверху вниз;

6-е направлении снизу вверх; 1 — дозатор вяжущего; 2 — вал ротора; 3 ~ лопасть; 4 — кожух.

Плавающий кожух не связан с ротором. При любом заглублении ротора он свободно лежит на грунте, надежно закрывая рабочую камеру. Кожух, жестко закрепленный относительно ротора, при заглублении и выглублении последнего перемещается вместе с ним. При этом ротор может быть закреплен либо на раме базового шасси, либо при помощи тяги на кронштейне, смонтированном на базовом агрегате.

Качество измельчения грунта ротором дорожной фрезы зависит в большей степени от постоянства размеров стружек, срезаемых лопастями при поступательном движении машины. Постоянство размеров стружки обеспечивается тогда, когда трансмиссия дорожной фрезы кинематически связана с трансмиссией привода ведущих колес или ведущих звездочек тяговой машины. В этом случае изменение скорости передвижения фре­зы влечет за собой изменение частоты вращения ротора.

Дозировочно-распределительная система фрез. Дозировочно­распределительная система дорожных фрез предназначена для дозирова­ния и распределения жидких вяжущих материалов и воды. От качества распределения вяжущих материалов в обрабатываемом грунте зависит однородность по прочности дорожного основания или покрытия.

Из цистерны автобитумовоза, который движется впереди фрезы, жидкость засасывается насосом 3 через шланг / и трехходовой кран 2 (рис. 10.5, а). При закрытом кране 5 в соответствующем положении трехходового крана 2 происходит циркуляция жидкости через трубопро­вод 7. При необходимости введения жидкости в грунт открывают кран 5, а кран 2 устанавливают в такое положение, при котором жидкость по­ступает к шестеренному насосу 3, имеющему привод 4 от двигателя со сменными звездочками. Отдозированная жидкость подается в сопла рас­пределительной трубы 6. Изменение нормы дозирования вяжущего или воды производится сменой пары звездочек цепной передачи. Подбор пар звездочек в соответствии со скоростью движения фрезы произ­водят по тарировочным таблицам.

Рис. 10.5. Схема дозировочно-распределительного оборудования для жидких вяжущих и воды: а — с дорожной фрезой ДС-18;

6-е фрезой ДС-74.

Дозировочно-распределительная система фрез на гусеничных трак­торах отличается простой конструкцией. Однако из-за отсутствия в ней
приборов контроля производительности насоса и поступательной скоро­сти движения фрезы отклонения от заданной нормы расхода вяжущего могут быть значительными. Кроме того, такая система дозирования вя­жущего не позволяет произвести быстрое отключение подачи битума к соплам, что приводит к перерасходу вяжущего и снижает качество работ на этом участке.

Более совершенной является дозировочно-распределительная сис­тема с фрезой ДС-74, выполненная на колесном шасси и обеспечиваю­щая точное дозирование вяжущего и воды. Она может быть настроена на внешний и внутренний режимы циркуляции вяжущего, режим дозирова­ния и распределения, а также на режим промывки системы (рис. 10.5, б).

Режим внешней циркуляции вяжущего осуществляется следующим образом. При работающем насосе 3 от гидромотора 17 вяжущее из авто­битумовоза по всасывающему шлангу 18 через фильтр 16 и трехходовой кран 2 по сливному шлангу 8 возвращается в автобитумовоз (при этом кран 5 находится в положении “закрыто”). Внешняя циркуляция ис­пользуется для уравнивания температуры битума в автобитумовозе, а также для обогрева части коммуникации системы фрезы перед распре­делением вяжущего в грунт. Кроме того, эту циркуляцию применяют для равномерного распределения добавок, вводимых в вяжущие или воду.

Режим внутренней циркуляции достигается установкой трех­ходового крана 2 в положение, обеспечивающее поступление вяжущего к расходомеру 15 при открытом кране 5 и закрытых соплах 10 на рас­пределительной трубе. В этом случае вяжущее проходит по всей систе­ме коммуникаций фрезы и сливается в автобитумовоз. Такая циркуля­ция позволяет проверить работу всех элементов системы и произвести их обогрев.

Режим дозирования и распределения вяжущего осуществляется при закрытом кране 5 при помощи расходомера 15 распределительной трубы 9 и сопл 10. Избыточное количество вяжущего (сверх дозируемо­го расходомером) через трехходовой кран 2 сливается в автобитумовоз. Расход вяжущего зависит от скорости движения фрезы. Скорость опре­деляют через дополнительное колесо 14 по счетному указателю 13.

Расчетная норма дозирования вяжущего контролируется по показа­нию расходомера.

Промывка системы производится после окончания работы фре­зы. В систему заливают промывочную жидкость (дизельное топливо, керосин), а всасывающий 18 и сливной 8 шланги соединяют трубопе — ремычкой.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики