Конструкции асфальтосмесительных установок. Агрегаты питания
Агрегаты питания предназначены для непрерывного предварительного дозирования минеральных материалов (песка и щебня) с целью равномерного питания сушильного барабана и сортировочно-дозировочной системы. Агрегаты питания являются связующим звеном между складом материалов и сушильным барабаном.
В состав агрегатов питания входят расходные емкости — бункера, дозаторы, транспортирующие устройства. Агрегаты питания должны обеспечивать возможность получения асфальтобетонных смесей любого стандартного рецептурного состава.
В основном агрегаты питания имеют четыре расходных бункера /, каждый вместимостью 4-25 м3 с однорядным их расположением. Бункера (рис. 11.3) установлены на раме 2, которая опирается на фундаментные опоры. Под каждым бункером размещены дозаторы 5, которые равномерным потоком подают минеральный материал на ленту транспортера 3. На одной из боковых стенок бункеров установлены сводооб — рушители 6, препятствующие образованию сводов минеральных материалов на стенках бункеров и обеспечивающие выход материалов плотной массой на стол или ленту дозатора-питателя 4.
Бункера агрегатов питания загружаются материалами с временных или постоянных складов АБЗ при помощи грейферных кранов, одноковшовых погрузчиков или бульдозеров с применением эстакад или транспортеров.
В качестве дозаторов объемного или объемно-весового дозирования применяют кареточные, ленточные, пластинчатые и вибрационные питатели. Производительность дозаторов регулируется специальными устройствами или секторными затворами, установленными у течек бункеров. Первоначально устанавливают производительность дозаторов по количественной потребности тех или иных фракций минерального материала в соответствии с рецептурным составом выпускаемой смеси. В процессе работы производится автоматическое или ручное регулирование производительности дозаторов в зависимости от загруженности расходных бункеров сортировочно-дозировочного агрегата смесительной установки.
В агрегатах питания для дозирования щебня большее применение находят кареточные, пластинчатые и вибрационные питатели, а для дози-
рования песка — ленточные. Иногда питатели объемного дозирования оборудуют контрольно-весовыми устройствами или применяют переносные весы с ящиком для контрольного измерения производительности дозатора за определенное время дозирования.
Рис. 11.4. Вибрационный дозатор-питатель: 1 — бункер; 2 — сводо — обрушитель; 3 — вибровозбудитель; 4 — вибролоток; 5 — секторный затвор; 6 — рычажно-весовая система; 7 — ленточный датчик-питатель; 8 — звуковой сигнал; 9 — пульт управления; 10 — весовая головка; 11- сервомеханизм. |
Схема вибрационного дозатора с контрольно-весовым устройством представлена на рис. 11.4. Первоначальная производительность его устанавливается секторным затвором, приводимым в действие вручную штурвалом или электродвигателем при дистанционном управлении. В процессе работы необходимая производительность корректируется автоматической весовой головкой или с пульта управления. Весовая головка соединена с рычажной весовой системой ленточного питателя.
Кареточные питатели (рис. 11.5) имеют простое конструктивное устройство и находят широкое применение в агрегатах питания. Кареточный питатель имеет качающийся стол 3 с возвратно-поступательным движением. Ход стола не превышает обычно 40-60 мм. Число двойных ходов в минуту находится в пределах 40-60. Стол питателя установлен на роликах и приводится в движение посредством водила 4 и шатуна 5 от редуктора механизма качания 6. Обычно один механизм качания приводит в действие все столы агрегата питания.
Рис. 11.5. Кареточный дозатор-питатель. |
Производительность дозатора регулируется секторным затвором 9, приводимым в действие сервомеханизмом 8. Для удобства настройки и контроля имеется шкала 7. Для предотвращения образования сводов минерального материала в бункере / на его боковой стенке установлен вибратор 2.
Отдозированный минеральный материал от каждого питателя-дозатора по лоткам поступает на ленту собирающего конвейера агрегата питания, который транспортирует материал непрерывным потоком непосредственно в сушильный барабан.
Агрегаты питания просты по конструкции, компактны, легко поддаются автоматическому управлению. Их применение значительно повышает эффективность работы системы питания асфальтосмесительной установки. При выпуске битумоминеральных смесей дозирование компонентов полностью обеспечивается агрегатами питания.
Сушильные агрегаты предназначены для сушки и нагревания минеральных компонентов смеси до необходимой рабочей температуры. Сушильный агрегат состоит из цилиндрического сушильного барабана, вращающегося на опорных роликах, привода вращения сушильного барабана и топки с форсункой.
Сушка, т. е. выпаривание поверхностной и гигроскопической влаги и нагревание песка и щебня до температуры 160-250°С, происходит вследствие радиационного излучения факела, конвективного переноса тепла от горячих газов к ссыпающемуся с лопастей материалу и частично от соприкосновения с горячими деталями сушильного барабана.
Высокая эффективность сушки достигается при непосредственном контакте поверхности минеральных материалов с потоками горячих газов. Для этой цели лопасти многократно поднимают минеральный материал и сбрасывают его в поток горячих газов. Чем равномернее распределен ссыпающийся материал по поперечному сечению барабана, тем лучше он омывается потоком горячих газов и тем полнее и быстрее идет передача тепла от газов материалу.
По способу сушки различают барабаны с противоточной и поточной сушкой. При поточной сушке горячие газы и высушенный материал движутся в одном направлении, при противоточной — движутся в противоположных направлениях. Перепад температур между дымовыми газами и материалом составляет 150-200°С. При поточной сушке температура дымовых газов составляет 350-400°С, а при противоточной — 180-200°С. Коэффициент использования тепла горячих газов в барабанах с противоточной сушкой выше, чем в барабанах с поточной сушкой, поэтому сушильные барабаны с противоточной сушкой получили широкое распространение.
Сушильный агрегат (рис. 11.6) имеет цилиндрический сушильный барабан, опирающийся на опорные ролики через бандажи. Стальные бандажи прикреплены к наружной поверхности барабана при помощи компенсаторов для компенсации разных температурных деформаций барабана и бандажей. Цилиндрические обечайки барабанов изготовляют сварными из вальцованных стальных листов или труб соответствующего диаметра. Компенсаторы сушильных барабанов показаны на рис. 11.7. Упругие эллиптические компенсаторы (рис. 11.7, а) хорошо зарекомендовали себя на сушильных барабанах малых диаметров и только со стороны дымовой коробки. Упругие тангенциальные компенсаторы (рис.
11.7, б) широко применяют на сушильных барабанах любых диаметров. Эти компенсаторы крепят к обечайке сваркой или болтами. Болтовое крепление компенсаторов является более надежным. Жесткие регулируемые компенсаторы (рис. 11.7, в) широко распространены, хотя регулирование их теплового зазора является трудоемким процессом.
Рис. 11.6. Сушильный агрегат: 1 — загрузочная и дымовая коробки; 2 — сушильный барабан; 3 — рама; 4,11- бандажи сушильного барабана; 5 — компенсатор; 6 — упорный ролик; 7 — привод; 8 — зубчатый венец; 9 — защитный кожух; 10 — опорный ролик; 12 — кожух охлаждения барабана; 13 — разгрузочная коробка; 14 — топка; 15 — запальная форсунка; 16 — датчик горения топлива; 17 — форсунка; 18 — регулировка подачи топлива; 19 — топливопровод; 20 — разгрузочный (ссыпной) лоток; 21 — вентилятор охлаждения барабана и распыла топлива. |
На сушильных барабанах больших диаметров во избежание деформации обечайки шаг установки компенсаторов I должен быть не более 2-2,5 ширины компенсатора; подбандажную плиту (пояс обечайки в зоне крепления компенсаторов) изготовляют шириной (4- 5) <5 и толщиной (1,5-2) b (здесь b — ширина бандажа; 5 — толщина стенки барабана). Шарнирные тангенциальные компенсаторы (рис. 11.7, г) применяют на сверхмощных сушильных барабанах и обжиговых печах при производстве керамзита и цементного клинкера.
Со стороны загрузки сушильные барабаны имеют торцовую стенку с отверстием для ввода материала и удаления дымовых газов, к которой примыкают загрузочное устройство и дымовая коробка.
Рис. 11.7. Типы компенсаторов: 1 — бандаж; 2 — эллиптический компенсатор; 3 — обечайка барабана; 4 — подбандажная плита; 5 — тангенциальный компенсатор; 6 — опорный башмак; 7 — регулировочные прокладки; 8 — шарнирный компенсатор. |
Наиболее часто загрузочное устройство состоит из лотка, проходящего через дымовую коробку и установленного под углом 60-70° к горизонтальной оси для устранения зависания влажного материала (рис. 11.8, а).
Рис. И.8. Загрузочные устройства: а — ссыпной лоток;
6 — ленточный конвейер;
в — виброжелоб;
1 — сушильный барабан;
2 — дымовая коробка.
При такой конструкции загрузочного устройства создаются неблагоприятные условия движения дымовых газов (живое сечение резко уменьшается, скорость движения дымовых газов возрастает), в результате чего увеличивается вынос мелких частиц. Для улучшения условий выхода газов из сушильных барабанов иногда применяют подачу материала в нижнюю часть барабана ленточным конвейером или виброжелобом (рис. 11.8, б, в). При подаче материала конвейером привод ленты переносят на задний барабан, а в зоне разгрузки устанавливают защитный кожух. Однако лента конвейера подвергается воздействию высоких температур и быстро выходит из строя.
Известен способ загрузки сушильных барабанов при помощи коль- Внутреннее устройство сушильного барабана разделяют на три |
Рис. 11.9. Сушильный барабан: 1 — загрузочный торец; 2 — отверстие выхода дымовых газов; 3 — отгребающие лопасти; 4 — подъемно-сбрасывающие лопасти; 5 — обечайка барабана; в — разгрузочные лопасти; 7 — отверстие выхода материала. Во второй зоне применяют подъемно-сбрасывающие лопасти 4, расположенные параллельно оси барабана. Перемещение материала вдоль барабана обеспечивается благодаря наклону барабана к горизонту под углом 3-6°. В некоторых конструкциях для изменения производительности применяют регулирование угла наклона барабана. Подъемно-сбрасывающие лопасти сушильных барабанов (рис. 11.10) разделяют на корытообразные мелкие (рис. 11.10, а) — встречаются наиболее часто из-за простоты конструкции; закрытые глубокие (рис. 11.10, б); криволинейные мелкие (рис. 11.10, в); серповидные (рис. 11.10, г); закрытые мелкие (рис. 11.10, д); закрытые глухие (рис. 11.10, е); плоские радиальные (рис. 11.10, ж); плоские, отклоненные вперед по ходу движе- |
ния (рис. 11.10, з); плоские, отклоненные назад относительно хода движения (рис. 11.10, и). Существуют также другие типы лопастей.
Рис. 11.10. Подъемно-сбрасывающие лопасти. |
Закрытые глубокие лопасти (рис. 11.10, б) по рекомендации доктора технических наук, профессора Н. М. Михайлова выпускают со следующими размерами: I = 0,2D; /; = 0,085D; d = 0,6D; а = 25-30°.
Во второй зоне лопасти устанавливают в несколько рядов по длине барабана с расстоянием между рядами 50-100 мм. Для лучшей передачи тепла от газов к материалу лопасти в соседних рядах смещают на полшага. Длина лопастей в осевом направлении / = 0,6~0,8 м. Лопасти в более холодной части барабана приваривают, в более горячей их желательно крепить болтами во избежание деформации из-за неравномерного нагрева лопастей и обечайки.
В третьей зоне — зоне разгрузки, устанавливают плоские лопасти под углом 20-30° к оси барабана, что ускоряет продвижение материалов и предохраняет их от пережога радиационным излучением (что особенно важно для известняковых материалов). Иногда в третьей зоне устанавливают серповидные лопасти (рис. 11.10, г), которые проносят материал над факелом и ссыпают по его периферии. Серповидная форма лопастей целесообразна при малых размерах топки, когда сгорание топлива происходит в сушильном барабане.
Полное отсутствие лопастей в третьей зоне нежелательно, так как материал лежит во вращающемся барабане довольно узкой лентой
и большая часть поверхности барабана подвергается интенсивному радиационному и конвективному нагреву от факела топки и может быстро выйти из строя. Длина третьей зоны составляет 0,4-0,6 диаметра барабана.
Вращение сушильного барабана осуществляется шестеренным, цепным или фрикционным приводом.
Шестеренный привод (рис. 11.11, а) состоит из ведущей шестерни 3 и ведомого зубчатого венца 2, закрепленного на барабане / при помощи компенсаторов. При высокой надежности и долговечности шестеренный привод имеет следующие недостатки: высокую стоимость вен — цовой шестерни, особенно для барабанов больших диаметров; нарушение зацепления между ведущей шестерней и зубчатым венцом ввиду возможного прогиба барабана и сложности регулирования зацепления при монтаже зубчатого венца.
Рис. 11.11. Приводы сушильных барабанов: а — шестеренчатый; б — цепной охватывающего типа; в — цепной тангенциального типа; 1- обечайка сушильного барабана; 2 — делительная окружность ведомого зубчатого венца; 3 — ведущее зубчатое колесо; 4 — обводные ролики; 5 — натяжное зубчатое колесо;Е’№ — окружное усилие, ведущего звена, приложенное к зубчатому колесу. |
Цепной привод сушильных барабанов состоит из ведущей звездочки 3 (рис. 11.11, б, в), зубчатого венца 2 цепной передачи, закрепленного на сушильном барабане 1 при помощи компенсаторов, натяжной звездочки 5 и цепи.
На рис. 11.11, б показана цепная передача охватывающего типа с вращением ведущей звездочки и ведомого зубчатого венца в одну сторону, а на рис. 11.11, в — тангенциального типа с наружным зубчатым венцом 2 и вращением ведущей 3 и ведомой 2 звездочек в разные
стороны. Преимуществом цепной передачи охватывающего типа является простота конструкции.
Недостатки этой передачи заключаются в неравномерности натяжения цепи при возможном прогибе барабана и неточности монтажа зубчатого венца цепной передачи, которая усугубляется также и тем, что натяжные звездочки или ролики выполнены неподпружиненными; неблагоприятном расположении ведущей звездочки под барабаном, которое создает дополнительное усилие в опорных роликах, равное усилию натяжения в рабочей ветви цепи.
Цепная передача тангенциального типа с наружным ведомым зубчатым венцом сложнее по конструкции. Для этой передачи требуется установка натяжной звездочки 5 на пружинный амортизатор, применение ведущей и натяжной звездочек относительно большого диаметра для обеспечения достаточного угла охвата ведомого зубчатого венца цепью (а6 = 20-30°).
Достоинство этого типа привода состоит в том, что усилие натяжения рабочей ветви цепи, равное окружному усилию зубчатого венца, почти не передается на опорные ролики сушильного барабана.
Следует отметить, что хотя долговечность цепного привода несколько ниже чем зубчатого, однако небольшая стоимость, простота обслуживания и ремонта, меньшие требования к точности монтажа делают цепную передачу, особенно тангенциального типа, более перспективной по сравнению с зубчатой (шестеренчатой).
Зубчатые венцы цепной передачи состоят из обода с зубьями (рис. 11.12). Конструкции зубчатых венцов отличаются выполнением зубьев и их расстановкой на бандаже. На рис. 11.12, а изображен зубчатый венец из фрезерованных секторов, приваренных к бандажу и образующих непрерывную линию зубьев. На рис. 11.12, б показан венец с длинными зубьями, при которых снижаются требования к точности их изготовления и шагу расстановки на ободе. На рисунке 7.12, в представлен венец с короткими зубьями. Они имеют профиль зуба обычной звездочки, а втулочно-роликовая цепь своими роликами ложится на впадины звездочки (зуба). Короткие зубья сложнее в изготовлении, но крепление их к ободу более надежное.
Фрикционный привод вращения сушильных барабанов встречается довольно редко. Вращение барабану передается от приводных опорных роликов 1 через опорные бандажи 2 (рис. 11.13) вследствие сил трения между приводными опорными роликами и бандажами. Для обеспечения надежной работы все четыре опорных ролика выполнены ведущими.
Опорные ролики с каждой стороны сушильного барабана либо насажены на общий вал, либо соединены трансмиссионными валами.
Рис. 11.12. Зубчатые венцы цепных передач: а — секторный венец с нормальным шагом зубьев и вогнуто-выпуклой формой зуба; б — зубчатый венец с прореженными зубьями и прямолинейно-выпуклой формой зуба; в — зубчатый венец с прореженными зубьями и выпуклой формой зуба; 1 — приводная цепь типа ПРИ; 2 — обечайка барабана; 3 — компенсатор; 4 — бандаж зубчатого венца; 5 — зубчатый сектор; 6 — прямолинейно-выпуклый зуб; 7 — выпуклый зуб. |
Преимуществом фрикционного привода по сравнению с цепным является простота конструкции и меньшая стоимость. Фрикционный привод с одним двигателем и трансмиссионными валами можно применять для сушильных барабанов малой производительности. Для больших сушильных барабанов все ролики оснащают индивидуальными приводами.
При зубчатом приводе каждый бандаж опирается на два опорных ролика. На больших сушильных барабанах для снижения контактных напряжений ролики устанавливают попарно на балансирных опорах (рис. 11.14).
Кроме опорных роликов один из бандажей снабжают еще двумя упорными роликами, которые представляют собой мощные диски, закрепленные на осях, расположенных с обеих сторон бандажа. Назначение их состоит в том, чтобы воспрепятствовать передвижению сушильного барабана вдоль оси. При правильной установке опорных роликов их оси должны быть строго параллельны оси сушильного барабана, однако в конструкциях опорных устройств роликов редко предусматривают приспособления для контроля точности их установки. Смещение барабана
по роликам в осевом направлении (вверх на уклон или вниз под уклон) вызывается возможным перекосом роликов, как показано на рис. 11.15.
Рис. 11.13. Фрикционный привод сушильного барабана. |
Рис. 7.14. Установка балансирных роликов: 1 — бандаж; 2 — ролик; 3 — риски установки роликов; 4 — балансир; 5 — опора балансира; 6 — рама. |
Рис. 11.15. Схема перекоса ролика: 1 — барабан; 2 — опорный ролик; 3 — бандаж; Т — окружная сила трения пары ролик-бандаж; Тсм — сила, смещающая барабан вдоль оси.
При перекошенном ролике направление вектора силы трения составляет с осью барабана некоторый угол, приводящий к возникновению осевой силы, которая может смещать барабан как вниз (под уклон), так и вверх (на подъем). Если два каких-либо ролика развернуты так, что создаются осевые силы различного направления, то на беговых поверхностях бандажа и ролика быстро возникает шелушение и волнообразование. Боковые поверхности упорного ролика и бандажа обычно обрабатываются по конусу, что обеспечивает чистое качение одного по другому, так как вершины обоих конусов находятся на пересечении осей бандажа и упорного ролика (рис. 11.16).
Рис. 11.16. Схема установки упорных роликов: а — наклонная; б — прямая; 1 — обечайка сушильного барабана; 2 — подбандажная плита; 3 — прямой бандаж; 4 — наклонно установленные ролики; 5 ~ прямо установленные ролики; 6 — конусный бандаж 6) |
Упорный ролик иногда снабжен специальным устройством, при помощи которого его можно передвигать вдоль оси барабана, что позволяет прижимать ролик к бандажу. Однако в этом нет необходимости, так как ролики должны обеспечивать упор лишь в случае передвижения барабана вверх или вниз. Чрезмерное прижатие бандажа к ролику и быстрый износ последнего свидетельствуют о неправильной установке опорных роликов и необходимости их регулирования.
Разгрузочный торец сушильного барабана входит в кожух разгрузочной коробки. Для сушильных барабанов малых диаметров наиболее часто применяют разгрузочные коробки с самотечным осыпанием материала из барабана на ссыпной лоток 4 (минуя топку) разгрузочной коробки 2, установленный к горизонтальной оси под углом 45° для обеспечения свободного осыпания сухого материала в приемную воронку 5 горячего элеватора / (рис. 11.17, а). Преимущество разгрузочных коробок данного типа заключается в их простоте и надежности, недостаток — в большой длине лотка и необходимости заглубления приемной воронки горячего элеватора ниже поверхности пола, что в большой степени затрудняет ремонт и обслуживание горячего элеватора и увеличивает его длину.
3 4 5 в Рис. 11.17. Разгрузочные устройства сушильных барабанов: а — ссыпной лоток; б — ротационный элеватор. |
Ввиду отмеченных недостатков сушильных барабанов больших диаметров выгрузку материалов из сушильного барабана осуществляют при помощи ротационного элеватора 3 (рис. 11.17, б), соединенного с обечайкой 4 сушильного барабана. Ротационный элеватор поднимает лопастями материал на уровень выше оси барабана и ссыпает его в приемную воронку 6, откуда по лотку 2 материал ссыпается в приемную воронку 7 горячего элеватора 1.
Сушильный барабан с ротационным элеватором показан на рис. 11.18. Применяя ротационный элеватор, возможно поднять нижнюю точку горячего элеватора выше поверхности пола и закрепить его непосредственно на раме сушильного барабана, что очень важно для обслуживания элева
тора (особенно при засыпке избыточным количеством сухого материала при поломках), а также в передвижных установках для сокращения сроков монтажа. Внутреннюю поверхность лотков загрузочной и разгрузочной коробок футеруют сменными листами из износоустойчивой стали. Плотность соединений обечайки вращающегося барабана и неподвижных кожухов дымовой коробки и топки обеспечивается лабиринтными или подпружиненными секторными уплотнениями 8 из износоустойчивой стали или термостойкой графитизированной резины. Стенки сушильного барабана, особенно в околотопочной зоне, могут нагреваться до очень высокой температуры. Во избежание высокого нагрева стенок и для уменьшения потерь тепла барабан закрывают кожухами. Нагретый под кожухом воздух подается дутьевым вентилятором в топку, что снижает потери тепла стенками барабана и улучшает процесс горения топлива.
12 3 4 5 6 7 8 9 Ю 11 12 Рис. 11.18. Сушильный барабан с ротационным элеватором: 1 — барабан; 2 — бандаж; 3 — опорный ролик; 4 — рама сушильного барабана; 5 — рама топки; 6 — фундаментные опоры; 7 — ротационный элеватор; 8 — уплотнительные пластины; 9 — топка; 10 — зажигательный конус; 11- разгрузочный лоток; 12 — форсунка. |
Тепловая изоляция непосредственно наружной поверхности барабана нежелательна, так как под слоем теплоизоляции возможен чрезмерный нагрев обечайки, что неблагоприятно отражается на ее прочности, ибо даже открытый барабан после окончания работы и прекращения подачи топлива оставляют вращаться на 10-15 мин для равно
мерного охлаждения обечайки и предупреждения ее прогиба от собственной массы.
Со стороны разгрузочной коробки барабана установлена топка, работающая на жидком или газообразном топливе. Околотопочную зону сушильного барабана с внутренней стороны можно футеровать плитами из жаростойкой стали. Топку сушильного барабана изготовляют из листовой стали и внутри футеруют огнеупорным кирпичом или жаростойким бетоном. Возможно применение нефутерованных топок из жаростойкой стали. Швы между кирпичами должны быть не более 1 мм и заполняться раствором из огнеупорной глины с магнезитовым порошком, Швы каждого ряда смещают для предотвращения выпадания сразу нескольких кирпичей.
Между металлической обечайкой и футеровкой прокладывают листовой асбест, основным назначением которого является компенсация их различного расширения в процессе работы топки.
Для увеличения срока службы футеровки топку устанавливают на раме агрегата при помощи специального крепления, позволяющего периодически, по мере появления одностороннего износа, поворачивать ее вокруг продольной оси.
Топка является ответственной частью сушильного агрегата. От качества работы топки с форсункой (топочного агрегата) зависит термический кпд и расход топлива, а также качество приготовляемой смеси.
Режим горения и полнота сгорания топлива зависят от конструкции топки, конструкции форсунки и способа распыла топлива, т. е. от режима работы топочного агрегата в целом.
Процесс горения тяжелого топлива (мазута, наиболее часто применяемого для работы сушильных барабанов асфальтосмесительных установок) происходит в две стадии: газификации капель топлива (пироге — нетического разложения) и сгорания продуктов газификации. Процесс газификации тяжелого топлива начинается при температуре около 600°С и интенсивно возрастает при 700°С и выше. Чем выше температура воздушно-топливной смеси и мельче распылено топливо, тем быстрее идет газификация и короче горящий факел.
Применение длиннофакельных форсунок ведет к увеличению времени газификации и догорания топлива, которые протекают на значительной части длины сушильного барабана. В сушильном барабане в горящий факел попадает материал с температурой не выше 220~250°С, что приводит к снижению температуры факела и возможной конденсации топлива на поверхности частиц каменного материала. Кроме того,
горящий в барабане факел теряет много тепла лучеиспусканием, что также ведет к снижению температуры факела и скорости газификации и, как следствие, к увеличению неполноты сгорания.
Химическая неполнота сгорания является следствием плохого смешивания воздуха с топливом и недостатка воздуха.
Механическая неполнота сгорания является следствием грубого распыла топлива, плохой его газификации и большой длины факела.
Известно несколько типов топочных устройств, применяемых на сушильных агрегатах (рис. 11.19): закрытая топка, топка с зажигательным конусом, топки с газификацией вследствие рециркуляции (возвратного движения) горячих газов, открытая топка с паровым распылом и топка с предварительной высокотемпературной подготовкой топлива в змеевиках.
Рис. 11.]9. Типы топок сушильных барабанов: 1 — топка; 2 — торцовая стенка; 3 — форсунка воздушного распыливания топлива; 4 — зажигательный конус; 5 — корпус; 6 — камера сгорания; 7 — направляющий аппарат; 8 — форсунка парового распиливания топлива; 9 — змеевик; А — подача топлива; Б — подача воздуха; В — подача первичного воздуха; Г — подача вторичного воздуха; Д — подача пара. |
В закрытых топках (рис. 11.19, а) распыливание топлива воздушное или воздушно-механическое, воздух для сжигания топлива подается в топку дутьевым вентилятором через форсунку.
Достоинства закрытых топок: простота конструкции, простота ремонта и изготовления в производственных условиях на АБЗ. Недостатки: воздух необходимо подавать вентилятором, медленная газификация топлива в потоке холодного воздуха, что приводит к удлинению факела, и большая длина топок (L = 1,5D и более).
‘ т ‘ т ‘
В топках с зажигательным конусом (рис. 11.19, б) распыливание топлива воздушное или воздушно-механическое, но через форсунку подается воздух только для распыливания топлива в количестве 10-20 % необходимого воздуха (т. е. около 1~2 кг воздуха на 1 кг топлива), а недостающий воздух для сгорания топлива подсасывается через кольцевые пространства между форсункой, зажигательным конусом и топкой.
Достоинства топок с зажигательным конусом по сравнению с закрытыми: небольшая мощность дутьевого вентилятора, быстрый подогрев и испарение топлива в зажигательном конусе и более полное сгорание топлива непосредственно в топке.
Недостатки топок с зажигательным конусом: сложность конструкции и изготовления футеровки зажигательного конуса в производственных условиях (жаростойкий бетон или футеровочный кирпич специальной формы).
В показанной на рис. 11.19, в топке с газификацией топлива в предварительной камере, через форсунку подается воздух только на распыливание топлива. В предварительной камере происходит газификация топлива, а горение заканчивается в основном пространстве топки. В результате эффекта эжекции часть горячих газов по специальным каналам проходит вокруг камеры газификации (рециркулирует) и поступает к предварительной камере, где нагревает воздушно-топливную смесь, обеспечивая быструю газификацию топлива.
Достоинства топки с газификацией топлива в предварительной камере: быстрая и полная газификация, 100 %-ное сгорание топлива, короткий факел, малый коэффициент избытка воздуха (а= 1,05-1,1), так как топливо в основной камере горит как газ. Недостатки топок с газификацией топлива в предварительной камере: сложность конструкции, изготовление камеры газификации из керамического материала высокой термостойкости, высокое давление распыливающего воздуха.
В топке с газификацией топлива в основной камере, представленной на рис. 11.19, г, через форсунку подается воздух только на распыливание топлива; недостающий воздух для горения топлива поступает в кольцевое пространство между торцовой стенкой и топкой. В топке вследствие эжектирующего действия форсунки и вторичного воздушного потока происходит завихрение продуктов горения (рециркуляция горячих га
зов), благодаря чему обеспечивается подогрев вторичного воздуха до высокой температуры и быстрое сгорание топлива.
Достоинства топок с газификацией топлива в основной камере: простота конструкции, сравнительно небольшая мощность дутьевого вентилятора, быстрый прогрев воздуха и хорошая газификация топлива, короткий факел, малый коэффициент избытка воздуха (а = 1,05-1,1) и полное сгорание топлива. Недостаток топок с газификацией топлива в основной камере заключается в необходимости применения форсунки с большим конусом распыливания топлива.
В топке с паровым распылом (рис. 11.19, д) топливо распыливается паром давлением 0,6-0,8 МПа. Воздух на сжигание топлива поступает в топку через открытый торец вследствие разрежения, создаваемого в сушильном барабане дымососом.
Достоинство топок с паровым распыливанием: простота конструкции. Недостатки: паровоздушная смесь выходит из форсунки с очень большой скоростью и создает сильный шум; горение топлива происходит только с поверхности факела (внутри факела горение отсутствует, так как пар не поддерживает горения), ввиду чего факел получается очень длинным; большой коэффициент избытка воздуха и высокий процент неполноты сгорания топлива.
В топке с предварительной высокотемпературной подготовкой топлива в змеевиках (рис. 11.19, е) топливо, проходя по змеевику и нагреваясь, подается в форсунку, в которую поступает и первичный воздух. Вторичный воздух поступает в топку через открытый торец. Газификация происходит в короткой предварительной камере, омываемой снаружи холодным воздухом, горение газифицированного топлива — в основной камере.
Достоинства топок с предварительной высокотемпературной подготовкой топлива: короткофакельное горение топлива, полное его сгорание, низкий коэффициент избытка воздуха (а = 1,05-1,1), возможность изготовления предварительной камеры из недорогих материалов. Недостатки таких топок: сложность регулирования нагрева топлива (мазута) в змеевике путем перемещения змеевика внутри топки; возможность закоксовывания и прогорания стенок змеевика при скорости движения топлива в нем менее 0,5 м/с и температуре топлива в змеевике выше 300°С.
Существенно влияет на эффективность и экономичность работы топливной системы предварительный подогрев топлива, а также и воздуха, поступающего в форсунки.
Для нагрева топлива используют паровые или масляные теплообменники, возможно использование тепла отработавших газов из сушильного барабана или электронагревателей.
На рис. 11.20 показана наиболее распространенная схема подогрева топлива, применяемая в смесителе Д-508, в котором топливо подогревается паровым змеевиком и самотеком поступает к насосу.
Рис. 11.20. Открытая система нагрева топлива: 1 — топливный бак; 2 — паровой змеевик; 3 — фильтр; 4 — насос; 5 — редукционный клапан; 6 — форсунка; 7 — манометр; 8 — дутьевой вентилятор. |
5 |
г |
При нагреве топлива выше 95°С возрастает упругость паров, что приводит к разрыву потока на линии между нагревателем и насосом и снижению подачи насоса.
По этой причине температура нагрева мазута в системе не должна превышать 90°С, хотя для распыливания и полного сгорания его она должна быть более высокой (до 250-270°С).