Конструкции нагревателей битума

Электронагреватели. Для разогрева битума наиболее часто при­меняют открытые электронагреватели (рис. 11.33), состоящие из несу­щего элемента — асбоцементной трубы с навитой по наружной поверх­ности нихромовой спиралью из ленты сечением 10×0,8 мм2 длиной 27 м или сечением 12×1 мм2 длиной 35 м.

Рис. 11.33. Спиральный нагреватель низкой проводимости:

1 — нихромовая ленточная спираль; 2 — клеммное соединение;

3 ~ асбоцементная труба.

Перед работой нагреватель должен быть погружен в битум, а при работе не должен оголяться для исключения загорания битума. Расстоя­ние от дна хранилища до спирали должно быть не менее 150-200 мм, При работе нагревателей в обводненном битуме они быстро разрушаются.

Нагреватели с высокой проводимостью из стальной проволоки ди­аметром 5-6 мм представляют собой спираль (рис. 11.34), вставленную в асбоцементную трубу; концы проволоки пропущены через стенку трубы и закреплены. Для улучшения термостатической циркуляции би­тума в стенке трубы просверливают или пробивают отверстия, а торцы ее оставляют открытыми.

Рис. 11.34. Спиральный нагреватель высокой проводимости:

1 — асбоцементная труба; 2 — клеммное соединение;

3 — горячекатаная стальная проволока.

Достоинство нагревателей с высокой проводимостью заключается в доступности материала и его низкой стоимости.

Пластинчатые (пакетные) нагреватели изготовляют из листовой гоф­рированной жести (рис. 11.35). В стальном листе прорезают полосы, листы собирают в пакеты и изолируют деревянными рейками толщиной 40 мм и листовым асбестом. С внешней стороны пакеты закрепляют стальными уголками, через которые осуществляется растягивание полос нагревателя распорными болтами. Преимущество пластинчатых нагревателей — боль­шая теплопередающая поверхность. Недостатки — трудоемкость изготовле­ния, низкая температура нагрева битума (не выше 110- 115°С) и длительность разогрева из-за низкой температуры нагревателей. Основные параметры нагревателя: поверхность нагрева 4 м2, рабочее напряжение 50-60 В, мощ­ность 5.5 кВт. темпепатупа на воздухе 200°С. масса 20 кг.

Рис. 11.35. Пластинчатый (пакетный) нагреватель: 1 — выводная клемма; 2 — нагревательный лист; 3 — рамка каркаса; 4 — стяж­ной болт; 5 — крайний изолятор; 6 — средний изолятор;

7 — промежуточная клемма.

Коаксиальные (соосные) пакетные нагреватели состоят из отдель­ных элементов (рис. 11.36), собранных в ряд по 40-50 шт. и соединенных последовательно. Каждый элемент коаксиального нагревателя состоит из центрального горячекатаного стального стержня диаметром 12-14 мм, дли­ной 700 мм и наружной трубы диаметром 25,4 мм, длиной 600 мм. В нижней части стержени трубы соединены сваркой, внутреннее простран­ство заполнено кварцевым песком с жидким стеклом.

Рис. 11.36. Батарея коаксиальных нагревателей: 1 — выводная клемма; 2 — промежуточная клемма; 3- коаксиальный нагревательный элемент; 4 — деревянная рамка; 5 — стяжной болт; 6 — стержень нагревателя; 7 — наружная труба;

8 — изоляционная засыпка; 9 — донышко.

Питание коаксиальных нагревателей производится от сварочных транс­форматоров с силой тока 400-500 А. Достоинство коаксиальных нагрева­телей — простота, доступность, низкая стоимость и безопасность работы.

Трубчатые электронагреватели (ТЭНы) (рис. 11.37) представляют собой трубку из мягкой стали, реже — красной меди или латуни, внутри которой находится спираль из нихрома. Пространство между спиралью и трубкой заполнено тонкомолотым электроизоляционным материалом: периклазом, кварцевым песком или электрокорундом.

Выводные концы спирали — контактные стержни имеют винтовую резьбу и помещены в фарфоровые изоляторы. При высокой надежности и долговечности ТЭНы имеют малую мощность и относительно высо­кую стоимость на единицу мощности. Для разогрева вязких нефтепро­дуктов и битума удельная мощность передачи энергии поверхностью трубки составляет 2,5-2,8 Вт/см2, а предельно допустимая удельная мощность — 3,0 Вт/см2.

Разогрев битума при помощи излучателей инфракрасных лучей (длина волны 0,76-750 мкм) находится еще на стадии эксперимента. Источники инфракрасных излучений разнообразны. Их разделяют на четыре типа: генерирующие тепловые лучи (нихромовые спирали или керамические стержни с металлическими рефлекторами, электрические

лампы — теплоизлучатели и лампы накаливания); генерирующие инф­ракрасные лучи при прохождении тока через газ или пары металла; смешанного типа (электрические дуговые лампы); генерирующие тепло­вые лучи при нагреве излучателя от сжигания газа.

Рис. 11.37. Трубчатый электронагреватель: 1 — изолятор;

2 — выводной стержень; 3 — корпус; 4 — нихромовая спираль; 5, 6- клеммные гайки.

Для разогрева битума применяют источники только первого типа. Наибольшей надежностью и меньшей стоимостью обладают излучатели с открытой спиралью и металлическим отражателем (рис. 11.38). Теп­ло инфракрасного излучателя передается битуму через металлическую поверхность теплообменника, которая должна составлять 12-15 м2 на 1 т/ч производительности битумооазогоевателя.

Рис. 11.38. Инфракрасный теплоизлучатель: 1 — отражатель;

2 — нихромовая спираль; 3 — огнеупорное основание; 4 — кронш­тейн для крепления; 5 — клеммная коробка.

Недостатки системы разогрева битума инфракрасными лучами состоят в высокой стоимости нагревателей и трудоемкости их монтажа (при большом числе маломощных излучателей), больших габаритных размерах и необходимо­сти строгого контроля за режимом нагрева во избежание перегрева битума.

Оценивая конструкции и особенности эксплуатации электро­нагревателей битума, необходимо отметить их низкую экономичность. 1 кВт. ч электроэнергии при стоимости 2 коп и кпд использовании энер­гии 0,9 дает полезной энергии 3600 х 0,9 = 3240 кДж, или около 1600 кДж/коп., а 1 кг мазута при стоимости менее 4 коп и кпд использования энергии даже 0,4 дает полезной энергии 45 000 х0,4 = 18 000 кДж, или 4500 кДж на 1 коп. стоимости энергии.

Таким образом, затраты на энергию при электрическом нагреве битума в 2,5-4 раза больше затрат на огневой нагрев. При большой производительности затраты на электроэнергию будут очень велики. По этой причине в передвижных цистернах электронагреватели исполь­зуют только для поддержания рабочей температуры битума.

Системы огневого нагрева битума. Системы огневого нагрева битума применяют в битумохранилищах для нагрева битума до темпера­туры перекачивания, в битумонагревательных котлах для обезвожива­ния и нагрева битума до рабочей температуры, а также в автобитумово­зах и автогудронаторах — для поддержания рабочей температуры биту­ма. Системы огневого нагрева битума просты по конструкции, надежны в эксплуатации, имеют малый расход металла.

Для нагрева битума в битумохранилищах наиболее простой и безопас­ной является система с зоной горения топлива в жаровой трубе (рис. 11.39). Система состоит из горизонтальной жаровой трубы, вертикальных труб — воздухоподводящей и вытяжной, пропущенных через кровлю битумох­ранилища.

Топливная система состоит из бака для топлива с регулировочным краном, малого топливопровода, воронки с нижним топливопроводом. Воздухоподводящая труба должна быть выше кровли битумохранилища на 1,5-2 м, воронка должна быть расположена на 1,5-2 м ниже верхнего края воздухоподводящей трубы. Расстояние между малым топливопро­водом и воронкой — 0,4-0,5 м, расстояние между нижним топливопро­водом и кирпичной кладкой зоны горения — 0,5-1 м. Топливо самоте­ком стекает из малого топливопровода в воронку и по нижнему топли­вопроводу — в зону горения.

Скорость подачи топлива регулируют по числу падения капель из малого топливопровода в воронку. Для нормальной работы системы разогрева битума достаточно 60-100 капель топлива в минуту. В зоне падения капель днище жаровой трубы должно быть выполнено из кир­пича. Теплопроизводительность ограничивается подачей воздуха, осуще­ствляемой естественной тягой дымовой трубы. По способу регулирова­

ния подачи топлива систему называют капельницей. При достаточном уровне битума над жаровой трубой капельница работает надежно и бе­зопасно. Хотя температура дымовых газов и стенок дымовой трубы не очень велика, однако для исключения возгорания битума от стенок дымо­вой трубы ее выполняют двойной в зоне от жаровой трубы и высотой

1- 1,5 м над самым верхним уровнем битума.

Достоинства систем огневого нагрева битума заключаются в про­стоте конструкции и обслуживания, экономичности. Недостатками — высокая опасность возгорания битума и топлива, применяемого для рабо­ты топки.

Рис. 11.39. Система огневого нагрева битума в битумохранилище:

1 — воронка; 2 — топливный бак; 3 — верхний топливопровод;

4 — топливный кран; 5 — кровля битумохранилища; 6 — верхний уровень битума; 7 — нижний рабочий уровень битума; 8 — основ­ной отсек; 9 — дополнительный отсек; 10 — змеевик дополнитель­ного отсека; 11 — насосная установка; 12 — заслонка шиберная;

13 — стенка битумохранилища; 14 — изоляционный слой;

15 — жаровая труба; 16 — слой кирпичей; 17 — воздухоподводящая труба; 18 — нижний топливопровод.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики