МАШИНЫ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ
15.1. Машины для летнего содержания автомобильных дорог и покрытий аэродромов
15.1.1. Поливочно-моечные машины
Поливочно-моечные машины предназначены для поливки и мойки дорожных покрытий, поливки зеленых насаждений, тушения пожаров, подвоза воды и других специальных видов работ. В зимнее время поливочно-моечные машины используют в качестве базовых для навески плужно-щеточного оборудования снегоочистителей.
По назначению поливочно-моечные машины разделяют (рис. 15.1) на специализированные поливочные и моечные и наиболее распространенные универсальные поливочно-моечные. Поливочно-моечные машины базируются на автомобильных шасси, а также на грузовых полуприцепах и прицепах. По типу насосной установки поливочно-моечные машины можно разделить на машины с низким (до 1,0 МПа) и с высоким давлением воды (более 1,0 МПа). Повышенное давление воды при мойке дорожных покрытий позволяет уменьшить ее расход на единицу площади покрытия вследствие более высокой кинетической энергии водяных струй, однако требует дополнительных конструктивных мер, предупреждающих преждевременное дробление этих струй и их аэродинамическое торможение.
Поливочно-моечные машины оборудованы сменными рабочими органами в виде щелевых поливочных и моечных насадок. Поливочные насадки обычно устанавливают симметрично относительно продольной оси машины, повернутыми вверх под углом 15-20° и более к горизонту и разворачивают в стороны на угол 10°.
Моечные насадки обычно устанавливают повернутыми вниз под углом 10-12° к горизонту (рис.15.2) и несимметрично повернутыми вправо относительно продольной оси машины для перемещения смываемых загрязнений с проезжей части дороги в сторону дорожного лотка, откуда загрязнения удаляются с помощью подметально-уборочных машин. Поливочно-моечные машины снабжают двумя передними или двумя передними и одной боковой моечными насадками; последний вариант позволяет значительно увеличить ширину мойки дорожного покрытия.
Кроме того, к основным видам рабочих органов относится водяная моечная рампа в виде горизонтальной трубы с форсунками, установленной под углом в плане, равным 70-80°, к продольной оси машины.
Рис. 15.1. Классификация поливочно-моечных машин. |
Угол установки форсунок водяной рампы относительно горизонтального дорожного покрытия существенно больше, чем у моечных насадок, а длина моющих секторов меньше, что обеспечивает более высокую скорость водяных струй на линии встречи с дорожным покрытием и соответственно меньший расход воды на единицу площади его. Главный недостаток водяной рампы заключается в том, что ширина мойки обычно не превышает габаритной ширины машины, тогда как при использовании моечных насадок ширина мойки в 1,5~2,5 раза больше габаритной ширины машины и достигает 6-8 м.
В последнее время на поливочно-моечных машинах применяют принципиально новый вид рабочего органа — водяное сопло для мойки дорожных лотков. Оно позволяет создать при движении машины вдоль лотка перемещающийся водяной вал. Накапливающийся избыток воды с мусором периодически уходит в сточные колодцы ливневой канализации.
Дополнительное оборудование поливочно-моечных машин включает передний косоустановленный отвал снегоочистителя, цилиндрическую подметальную щетку со стальным или синтетическим ворсом. Некоторые зарубежные модели поливочно-моечных машин оборудованы водосгонным косоустановленный ножом, что улучшает качество очистки сильно загрязненных поверхностей и позволяет уменьшить удельный расход воды. Дополнительным также является оборудование для поливки зеленых насаждений и тушения пожаров. Рабочее оборудование поливочно-моечной машины содержит сварную цистерну с верхней горловиной и нижним центральным клапаном с механическим, гидравлическим и электрогидравлическим управлением из кабины водителя для перекрытия подачи воды к насосу. Центральный клапан оборудован сетчатым фильтром. Центробежный водяной насос с приводом от коробки отбора мощности устанавливают на раме автомобиля. Сечение трубопроводов должно обеспечивать скорость воды не менее 0,2-0,3 м/с при минимальных местных сопротивлениях. Поливочные и моечные насадки имеют шарнирное или конусное крепление для установки под необходимыми углами во взаимно перпендикулярных плоскостях.
Расчет поливочно-моечной машины включает определение рациональных параметров процесса поливки и мойки дорожного покрытия и баланса лющности, расчеты водяной системы и гидрооборудования, цистерны, нагрузок на оси, тягово-динамические, устойчивости и управляемости машины, производительности и др. Главным параметром поливочно-моечной машины является вместимость цистерны.
При определении параметров процесса мойки дорожного покрытия необходимо, задаваясь параметрами насосной установки и водяной системы машины, найти эффективную ширину мойки Вм (рис. 15.2) или решить обратную задачу. Взаимодействие моющих секторов с дорожным покрытием происходит по прямой (реже ломаной) линии Ср.„ участок C, Dt которой определяет необходимое минимальное перекрытие моющих секторов. Центральный угол каждого моющего сектора (р = 50-60° определяется рациональной конструкцией моющих насадок. Вдоль линии встречи CtD2 образуется водяной вал, который движется поступательно со скоростью, равной скорости машины, и одновременно смещается вдоль этой линии встречи
со скоростью v = vm sin Д где Р — угол между линией встречи и перпендикуляром к направлению движения машины. Свободно лежащие на дороге загрязнения захватываются и уносятся водяным валом.
Рис. 15.2. Схема взаимодействия моечного оборудования с дорожным покрытием. |
В установившемся режиме мойки равновесие линии встречи CtD} определяется равенством количества движения насыщенного загрязнениями водяного вала в направлении векторов v и vsin (3 и проекций на эти направления результирующих количества движения моющих секторов, которые в наиболее простом случае направлены вдоль биссектрисы АЕ каждого моющего сектора и равны 0,5 mvcmp (1 + cosa), где т — масса расходуемой воды через соответствующую насадку в течение промежутка времени t, т = Qt; а — угол наклона биссектрисы АЕ к горизонтали; vcmp — скорость элементарной водяной струи моющего сектора в точке Е.
Необходимо учитывать, что скорость vcmp значительно меньше начальной скорости струи, м/с, в критическом сечении насадки:
vo = 100 Ц (15Л)
где /і _ гидравлический коэффициент расхода, /л = 0,8-0,95; р — давление воды на входе в насадок, МПа; g — ускорение свободного падения; р — плотность воды, рв = 1000 кг/м3.
Снижение скорости v обусловлено увеличением площади моющего сектора, перпендикулярной его биссектрисе АЕ, пропорционально удлинению этой биссектрисы. В направлении движения машины скорость v геометрически суммируется со скоростью vu = 3-6 м/с. Условие равновесия количества движения воды по линии встречи CfDr позволяет определить оптимальный угол поворота этой линии:
_ sin 5
где <5 — угол поворота биссектрисы моющего сектора относительно направления движения машины.
Зная угол Д можно определить ширину Вм мойки, а также объемный расход воды qeo на единицу площади мойки, зависящий от удельной массовой загрязненности дорожного покрытия. При использовании моющих насадок, давлении р = 0,3~0,4 МПа и qc = 0,1 кг/м2 обычно принимают <7Я0Рв = 1 кг/м2. Уменьшение количества движения моющих секторов по сравнению с оптимальным, равновесным значением, например, вследствие падения расхода Q или давления р, приводит к прорыву загрязненной воды из водяного вала под моющие секторы и резкому ухудшению качества мойки дорожного покрытия; увеличение данного количества движения обеспечивает рост объема водяного вала и переход системы в новое равновесное состояние с увеличенной шириной В мойки. Ограничениями в последнем случае являются устойчивость водяных струй при повышении давления р.
Гидравлический расчет водяной системы поливочно-моечной машины базируется на уравнении Бернулли:
10 5р
Р„=Р+ “
(15.3) |
-V?, +УХ
2g ^
где рн, р — давления воды соответственно на выходе из насоса и на входе в моечные или поливочные насадки, МПа; рв — плотность воды, рн = 1000 кг/м3; v, v — скорость водяного потока соответственно на выходе из насоса и в критическом сечении насадки, м/с; v — скорость водяно
го потока в отдельном г-м участке трубопровода; А( — коэффициенты соответственно местных сопротивлений и скоростных потерь г-го участка; / d — длина и диаметр i-ro участка трубопровода.
Уравнение тягово-динамического баланса поливочно-моечной машины:
97 4 N in
w<gukpk]Фсч < — iL±sLt (15 4)
ПдвГк
где W — сопротивление движению машины, Н; GM — вес машины с полной цистерной, Н; К — коэффициент распределения веса машины с полной цистерной на ведущую ось, определяется на основании расчета координат центра масс машины; К. — коэффициент перераспределения веса машины на ведущую ось вследствие действия инерционных сил при разгоне, К — 1,1-1,3 (большее значение принимают при движении на низших передачах); <р — коэффициент сцепления, при движении в рабочем режиме по влажной поверхности дороги <рсч = 0,4-0,6, в транспортном режиме по сухой поверхности (р^ = 0,7-0,8; Nge — номинальная мощность двигателя, кВт; і и Г)тр — передаточное отношение и кпд трансмиссии машины при движении на соответствующей передаче; пдв
— частота вращения вала двигателя при номинальной мощности, мин-1; г
— динамический радиус качения ведущего колеса, м.
Сопротивление движению W (Н) определяют отдельно для рабочего W, и транспортного W режимов:
раб г r тр “
^ =Gjf+id + 8"j/g); (15.5)
Кр = G,, (/ + h + Kj’1g) + {y„„ + V» f, (15.6)
где / — коэффициент сопротивления качению колес машины, / = 0,02; ia — уклон дороги, ід= 0,07-0,09; <5 и 5р — коэффициенты учета вращающихся масс при движении соответственно с рабочей и транспортной скоростями машины с полной цистерной, 5 = 1+0,05(1+ і2)GM/(G — вес машины с фактической загрузкой цистерны); g — ускорение свободного падения; / и f ~ ускорение машины при движении соответственно на низших и высших передачах, / = 1,7-2 м/с2 и /’ = 0,15-0,3 м/с2; vmp
— транспортная скорость машины; — скорость встречного ветра, us = 3-5 м/с; Fe — коэффициент аэродинамического торможения машины; FK = 1,8-3,6 Н с2 / м2.
Уравнение мощностного баланса поливочно-моечной машины составляют для рабочего и транспортного режимов с учетом потерь мощности на пробуксовывание колес:
где Q — массовая подача водяного насоса, кг/с; р — плотность воды, рв = = 1000 кг/м3; рн — давление, создаваемое насосом, МПа; г]тр и г)’тр — кпд трансмиссии при движении машины соответственно с рабочей vu и транспортной v скоростями; Г)пр — кпд привода водяного насоса; г] — объемный кпд насоса, цн = 0,6-0,75; 8 — коэффициент буксования,
8 = 0,15-0,2.
Техническая производительность поливочно-моечной машины (м2/ч)
(15.8) |
П = 3600(В — В )v
тех пер’ а
где В — ширина поливки или мойки дорожного покрытия, м; В — ширина перекрытия проходов машины, Впср = 0,1-0,2 м; vm — рабочая скорость, V = 3-6 м/с.
Эксплуатационная производительность
(15.9) |
П = 3600VK р К / (q Т)
ЭКС в в’ 4 т в ‘
где V — полезная вместимость цистерны, м3; Кн — коэффициент наполнения цистерны, К = 0,9-0,95; Кв — коэффициент использования машины по времени, Кв = 0,85; qe — норма расхода воды, при мойке qe = 1 кг/м2, при поливке q = 0,25 кг/м2; Т — цикл разлива цистерны, с, Т — + t2
+ 2t3 + tr tf — время разлива, t, = VKKjBqvм (Kt — коэффициент, характеризующий неравномерность движения машины вследствие маневрирования, Kt = 1,2, при работе в ночное время Kt =/;/,- время наполнения цистерны; / — время пробега машины к месту заполнения цистерны; t4 — вспомогательное время)].
Коэффициент, характеризующий эффективность очистки дорожного покрытия поливочно-моечными и подметально-уборочными машинами:
К = / — а / q ^ 0,8-0,85,
эф ‘ ост 1 н ’ ’
где а и q — соответственно начальное и остаточное количества за-
‘ н ~ ост
грязнений на единицу площади дорожного покрытия, кг/м2, при расчетах обычно принимается q = 0,1 кг/м2.