Подметально-уборочные машины

Подметально-уборочные машины предназначены для удаления заг­рязнений с твердых дорожных и аэродромных покрытий, очистки город­ских территорий, сбора и транспортирования смета. Загрязнения на до-

рожном покрытии увеличивают проскальзывание колес автомобильного транспорта, особенно в сырую погоду. Качественная очистка дорожных покрытий может повысить коэффициент сцепления колес с дорогой на 12-15% и среднюю скорость движения транспорта, снизить непроизво­дительные потери энергии на пробуксовывание колес, В загрязнениях на поверхности дороги 10-40% составляют мелкодисперсные пылева­тые частицы, которые при движении транспорта взвешиваются в воз­духе, преимущественно на высоте до 1,5-2 м. Скорость осаждения час­тиц диаметром 0,1 мм составляет 0,3 м/с, а диаметром 10’3 мм умень­шается до 3-Ю’5 м/с. Запыленность воздуха над дорогой существенно снижает долговечность автомобильных двигателей и ухудшает санитар­но-гигиенические дорожные условия. Современные подметально-убороч­ные машины должны обеспечивать также обеспыливание воздушной среды в полосе дороги.

Классификация подметально-уборочных машин показана на рис. 15.3. Подметальные машины отделяют и перемещают смет без его подборки косоустановленной цилиндрической щеткой в сторону от направления движения машины. Поэтому их используют преимущественно для под­метания загородных дорог, внутридворовых территорий и для уборки сне­га в зимний период.

Более высокое качество очистки обеспечивают вакуумно-убороч­ные машины, оснащенные вакуумным подборщиком и пневматической системой транспортирования смета в бункер-накопитель, и вакуумно­подметальные машины, на которых вакуумный подборщик используют в комбинации с подметальными щетками. По качеству очистки вакуумно­подметальные машины имеют преимущество, так как щетки эффективно подают смет в вакуумный подборщик. Однако вакуумно-уборочные ма­шины могут работать на более высоких скоростях с большей производи­тельностью, поскольку скорость их движения не ограничена максималь­ной скоростью взаимодействия ворса щеток с дорогой. Мощные вакуум­но-уборочные машины применяют для летней очистки аэродромов на­ряду со струйными уборочными машинами, оснащенными газоструйным соплом и аналогичным по конструкции газоструйным снегоочистите­лем. Общим недостатком машин с вакуумным подборщиком или газо­струйным соплом является высокая энергоемкость рабочего процесса.

Рис. 15.3. Классификация подметально-уборочных машин.

Рабочими органами подметально-уборочных машин бывают цилин­дрические, конические (лотковые) и ленточные щетки. Цилиндрические щетки диаметром окружности вращения до 1 м имеют горизонтальную ось вращения. Конические (лотковые) щетки с расположением ворса по

образующей поверхности конуса с углом при вершине примерно 60° и осью вращения, наклоненной под углом 5-7° к вертикали, предназначены для направленного отброса смета. Наименее распространены вследствие малой надежности и эффективности ленточные щетки в виде бесконеч­ной цепи с закрепленными на ней щеточными секциями, которые одновре­менно с отделением смета от дороги транспортируют его в бункер.

На малогабаритных машинах для уборки тротуаров, особенно с на­весным и прицепным рабочим оборудованием, используют одноступен­чатую систему транспортирования смета в бункер непосредственно вор­сом щетки — прямым забросом или когда бункер расположен позади щетки (рис. 15.4), обратным забросом “через себя”. Для этих способов характерна малая вместимость бункера (до 1 м3). Кроме того, последний способ требует более высокой окружной скорости щетки и компенсации износа ворса. Наиболее широко используют многоступенчатое механи­ческое транспортирование смета с параллельным оси вращения цилиндрической щетки шнековым подборщиком и цепочно-скребковым транспортером. Недостаток такой системы заключается в ее низкой надежности и большой металлоемкости.

Рис. 15.4. Схемы рабочего оборудования подметально-уборочных машин: а — с прямым забросом смета; 6-е обратным забросом смета; в — с забросом смета лопастным метателем; г — с забро­сом смета ленточной щеткой; д — со шнековым и цепочно-скреб­ковым транспортерами; е — со щеточно-вакуумным подборщиком и гравитационным отделением смета; ж — со струйно-вакуумным подборщиком и инерционным отделением смета; 1 — бункер; 2 — цилиндрическая щетка; 3 — лопастной метатель; 4 — ленточная щетка; 5 — скребковый транспортер; 6 — шнек; 7 — всасывающий трубопровод; 8 — фильтр; 9 — напорный трубопровод; 10 — ваку­умный вентилятор; 11 — вакуумный подборщик: 12 — сдувающие сопла; 13 — циклон; 14 — коническая щетка.

Перспективным является механическое транспортирование смета в бункер промежуточным лопастным метателем. При щеточно-вакуумном (пневматическом) транспортировании вспомогательная цилиндрическая щетка уменьшенного диаметра подает смет в вакуумный подборщик; на машинах может быть также установлен промежуточный транспортер. В струйно-вакуумном подборщике щеточный ворс заменен сдувающими соплами, воздушные потоки которых обеспечивают отрыв загрязнений от дорожного покрытия и перемещение их к всасывающему трубопроводу. Отделение крупного смета в бункере обеспечивается гравитационным способом. Пылеватые частицы задерживаются тканевыми фильтрами с устройствами для их периодической регенерации встряхиванием, вибраци­ей, обратной продувкой и др. При струйно-вакуумной системе транспорти­рования через фильтр в атмосферу выбрасывается не более 20-25 % воздуха, остальная его часть без очистки от пыли подается в сдувающие сопла, частично замыкая систему циркуляции воздуха.

Способы разгрузки подметально-уборочных машин: гравитацион­ный, когда смет высыпается из бункера под действием собственного веса при открытии люка или задвижек; самосвальный — поворотом бункера или контейнера; принудительный — эжектированием вбок или назад с помощью подвижной стенки — выталкивателя с механическим или гид­равлическим приводом. При небольшой вместимости бункера (до 2-3 м3) целесообразна разгрузка смета непосредственно на обслуживаемом участке. Поэтому некоторые машины оборудуют сменными стандартны­ми контейнерами, а также механизмами выгрузки смета в контейнеры или приемный бункер мусоровоза. В качестве дополнительного оборудо­вания подметально-уборочных машин используют выносной вакуумный подборщик для уборки опавших листьев и загрязнений из труднодос­тупных мест, электромагнитный брус для подбора металлического мусо­ра на шоссейных дорогах и аэродромах и др.

По способу обеспыливания воздушной среды при подметании раз­личают влажное обеспыливание путем мелкодисперсного разбрызгивания воды под давлением 0,2-0,3 МПа через форсунки перед подметальными Щетками и пневматическое обеспыливание, совмещенное с вакуумной системой транспортирования смета. Норма расхода воды при влажном обеспыливании 0,02-0,025 кг на 1 м2 поверхности дороги; при увеличе­нии расхода происходит прилипание смета к щетке и дорожному покры­тию и резкое снижение качества подметания. Перспективным является термовлажное обеспыливание подачей водяного пара в зоны интенсив­ного пылеобразования.

В качестве базовых машин для монтажа подметально-уборочного оборудования применяют маневренные автомобили малой и средней гру­зоподъемности, самоходные шасси, колесные тракторы и одноосные или двухосные прицепы.

Расчет подметально-уборочной машины включает в себя оп­ределение рациональных параметров процесса взаимодействия рабочих органов с дорожным покрытием и нагрузок на оси машины, выбор базо­вой машины, расчет систем транспортирования смета, разгрузки его и обеспыливания, прочностные расчеты кузова и рабочих органов, тягово­динамические расчеты, определение баланса мощности и производитель­ности, расчеты маневренности, устойчивости, управляемости и др.

При взаимодействии цилиндрической щетки с дорожным покры­тием можно выделить четыре характерных положения отдельных прут­ков ворса (рис. 15.5).

Рис. 15.5. Схема взаимодействия цилиндрической щетки с дорож­ным покрытием; I — начало контакта ворса с покрытием; II — квазивертикальное расположение ворса; III — конец контакта ворса с покрытием; IV — конец выпрямления ворса.

В начале контакта очередного прутка ворса с дорогой (положение

I) под действием растягивающей центробежной силы он занимает ради­альное положение под углом к вертикальной оси. По мере дальнейшего поворота щетки с угловой скоростью со происходит изгиб прутка и на­капливание в нем потенциальной энергии упругой деформации (поло­жение II), при этом ворс перемещает своими концами загрязнения вдоль дорожного покрытия. В конечный момент контакта с дорогой пруток
находится в изогнутом состоянии (положение III), затем резко разгиба­ется, отбрасывая загрязнения и смет со скоростью v под углом а = 20° к горизонту и вновь занимая радиальное положение (IV). За время воз­врата прутка ворса в радиальное положение щетка успевает совершить поворот на некоторый угол у. Радиальное положение IV является сред­ним, относительно которого пруток определенное время совершает зату­хающие изгибные колебания в плоскости вращения щетки.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики