Рабочие режимы машин на дорожно-строительном объекте

Режим работы машины отражает степень ее загрузки за рассмат­риваемый период по времени и мощности.

Рабочий режим СДМ по времени устанавливает распределение рас­сматриваемого календарного периода на время, в течение которого ма­шина выполняет свои основные или дополнительные функции, имеет перерывы в работе для ТО и ремонта, перебазируется с одного объекта на другой, простаивает по организационным причинам и метеорологи­ческим условиям.

На основе разработанных режимов выявляется степень использо­вания, определяется производительность машин и комплексов машин.

Для установления норм производительности машин наиболее важными являются режимы применительно к рабочей смене и году. Время рабо­ты машины в течение года определяется по формуле:

гг! (Д календ Д перер)^ c.J см,

Г= і+KJJ ■ (17ЛЗ)

где Дшяенд — количество календарных дней в году; Дперер ~ перерывы в работе машин по всем причинам, кроме перерывов для ТО и ремонта, дн.; Ксм — коэффициент сменности; tcM — продолжительность смены, ч; Рц — время нахождения машин в ТО и ремонте в расчете на 1 ч сменно­го рабочего времени машины, дн.

Определение Т отдельной машины следует производить с учетом показателей надежности и времени проведения капитального ремонта. Это связано с тем, что в процессе увеличения наработки с начала экс­плуатации возрастает количество отказов, и капитальный ремонт отдель­ной машины проводится один раз в 2-4 года.

Фактически простои СДМ в капитальном ремонте превышают нормативные в 5,5 раза, что приводит к отклонению времени работы машин в год его проведения от среднего значения до 40%. Существую­щая методика определения времени работы машины в течение года не учитывает снижения работоспособности машины при увеличении нара­ботки с начала эксплуатации или посте капитального ремонта. Так, для самоходных скреперов простои во время технического обслуживания и текущих ремонтов составляют от 5 до 35% годовой наработки в зави­симости от процесса старения машин.

Средняя продолжительность простоя в ТО и ремонте составляет (0,15-0,20) Т, а ошибка в планировании рабочего времени отдельной машины в течение года без учета наработки с начала эксплуатации или после капитального ремонта превышает 10%. Для исключения таких значительных погрешностей необходимо рабочее время каждой машины определять с учетом наработки с начала эксплуатации или после капи­тального ремонта, а время простоя ее в капитальном ремонте планиро­вать только на год его проведения. Это возможно при применении вы­числительной техники для учета производственной и технической экс­плуатации каждой машины парка.

С учетом комплексного показателя надежности К время работы маши­ны в течение заданного периода может быть определено по формуле:

Т — (Д — Д )К t К (17.14)

ч ^календ ^ перер т. и см см. ‘ ‘

Сумма дней перерывов в работе машины по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и текущих ремонтов, опреде­ляется по формуле:

Д =Д +Д+Д +Д +Д, (17.15)

^ перер ^ вых пб ^ мет ^ непреа ^ к. р.* v ‘

где Двых ~ количество праздничных и выходных дней за год; Дпб — дни, затрачиваемые на перебазировку машины в течение года; Д — простои по метеорологическим условиям (принимаются по данным гидрометеос­лужбы применительно к конкретной температурной зоне, табл. 17.3), дн.; Днепреа ~ непредвиденные перерывы в работе машины; Дкр~ дни пребы­вания машины в капитальном ремонте.

При определении перерывов в работе следует учитывать, что для экскаваторов, погрузчиков и бульдозеров неблагоприятными условия­ми являются дождь, снегопад и низкая температура, а для автогрейдеров — ,скреперов и катков — дополнительно и промерзание грунта; для крано­вого оборудования — дождь и ветер силой более 10 м/с. Совпадение дней, неблагоприятных по метеоусловиям, с выходными и праздничными учитывается поправочным коэффициентом, равным 0,7-0,8. Время, зат­рачиваемое на перебазирование машин, определяется на основании рас­смотрения фактического использования их на планируемый год, по объек­там с учетом расстояния до базы механизации, количества технических обслуживаний и ремонтов, производимых в стационарных мастерских. Средняя продолжительность перебазирования машин составляет 4-6% общего количества календарных дней без выходных и праздничных. Вре­мя пребывания машин в капитальном ремонте принимают на основании инструкций по проведению планово-предупредительного ремонта строи­тельных машин. Время на доставку машин на капитальный ремонт и обратно принимается с учетом расстояний между объектами и ремонт­ным заводом. Ежегодный объем капитального ремонта активной части основных фондов в подрядном строительстве в странах СНГ значите­лен, осуществляется ремонт 60 тыс. автомобилей, 18 тыс. экскаваторов, 50 тыс. тракторов, свыше 10 тыс. стреловых кранов. Фактическая про­должительность простоев машин в капитальном ремонте — 30-75 ка­лендарных суток. Сокращение сверхнормативных простоев техники в ремонте только на 50 % равносильно приросту экскаваторного парка на 6,5 тыс. шт., скреперного — на 2,5 тыс., бульдозерного — на 10,4 тыс.

Рациональные режимы работы СДМ обеспечивают эффективное их использование на строительной площадке. Максимально возможное использование машин в течение года и смены зависит от конструктив­
ных особенностей, выбора рациональных параметров рабочего места, повышения эргономических показателей, автоматизации процесса управ­ления и технического состояния машин. От выбора рациональных схем и технологий зависит продолжительность работы различных строитель­ных машин под нагрузкой. Работа под нагрузкой составляет 60-75% общего срока службы. На выполнение наиболее энергоемких операций у экскаваторов приходится 60-65% времени (копание, поворот на выгруз­ку), у скреперов — 56-70% (набор, транспортировка и отсыпка грунта), у погрузчиков — 46-50% (набор, движение с груженым ковшом), у бульдо­зеров — 58-69% (резание и перемещение грунта), у кранов — 45-50% (подъем груза и поворот стрелы с грузом).

Таблица 17.3.

Распределение дней, неблагоприятных для работы машины во второй климатической зоне

Неблагоприятные кли­

Квартал года

Всего за

матические условия

I

II

III

IV

год

Скорость ветра более 10м/с

6,2

4,7

1,9

5,3

18,1

Дождь

0,6

3,9

4,7

1,8

11

Промерзание грунта

90

61

151

Температура ниже -30°С

Снегопад

5,2

2,8

8

Комментарии закрыты.

Реклама
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Рубрики