СКЛАДЫ ЦЕМЕНТА
Правильной организации перевозки, разгрузки и хранения цемента следует придавать особое значение.
При наличии вблизи от полигона центрального цементного склада цемент может подвозиться автоцементовозами или контейнерами с центрального склада к бетоносмесительному отделению и выгружаться непосредственно в элеватор расходных бункеров.
На цементных складах вне зависимости от их емкости, конструкции и принятого для разгрузки транспортного оборудования, Должны быть предусмотрены: а) надежная изоляция цемента от грунтовых и поверхностных вод, а также от атмосферных осадков; б) .возможность раздельного хранения разных видов, сортов и партий цемента.
Для предотвращения слеживания цемента высота его складирования должна быть не более 2 м для портландцемента, а для цемента с гидравлическими добавками—1,5 м. Бункерные и силосные склады, в которых цехмент хранится слоем значительно большей высоты, оборудуются механизмами, позволяющими выполнять перекачку цемента и ручными рушителями. При поворачивании или шуровании последними уничтожаются образующиеся в силосах и бункерах цементные своды и пробки. Выдача цемента из небольших бункеров осуществляется через специальный затвор в виде вертикального цилиндра, выполненного из 3-мм стали. Нижняя часть цилиндра окаймлена уголками с приваренным к ним кольцом. Между уголками и кольцом имеется 3-мм зазор, в котором ходит тарельчатый перекрыватель. Из силосов цемент разгружается обычно при помощи шнековых или барабанных питателей.
Цементные склады могут быть закромные, бункерные и силосные. Выбор типа склада определяется, в основном расчетной производительностью бетонного завода и сроком работы, на который он рассчитан.
На бетонных установках производительностью менее 5 м^/час следует хранить цемент только в расходных бункерах; при этом необходима особо четкая организация его подвозки с центрального склада в контейнерах или автоцементовозах.
Закромный тип склада не позволяет полностью механизировать подачу цемента в бетоносмесительное отделение и значительно ухудшает условия труда рабочих, поэтому его применение должно ограничиваться только временными установками при невозможности обеспечения подвозки цемента с центрального склада.
Цемент, хранящийся в бункерах или силосах, под действием собственного веса поступает на транспортные средства, передаю-
щие его к бетоносмесительному отделению; эти типы складов полностью удовлетворяют требованиям комплексной механизации приготовления бетонной смеси.
Несмотря на значительный расход металла, все большее распространение получают инвентарные сборно-разборные силосные склады, монтируемые из отдельных укрупненных блоков в течение 15—20 дней. Несмотря на большую первоначальную стоимость, металлические силосы даже при двухкратном их использовании оказываются более экономичными, чем деревянные или железобетонные.
При доставке цемента автоцементовозами наиболее целесообразно использование разработанных ВНИИСтройдормашем инвентарных складов цемента емкостью 20, 40 и 80 т. Такой склад на 20 т состоит из приемного бункера емкостью 4,5 м3, двух шнеков производительностью по 5—6 г цемента в час, основного бункера и вентиляционной установки при общем весе оборудования и стальных конструкций в 1,8 г. Цемент из цементовоза поступает в приемный бункер через прикрытое резиновым фартуком отверстие, затем вертикальным шнеком перемещается в основной бункер, из которого через второй вертикальный шнек подается на весы или в дозатор. Склады на 40 и 80 т комплектуются соответственно из двух или четырех 20-т секций.
При доставке цемента в контейнерах разгрузка контейнеров осуществляется при помощи стационарных или передвижных автомобильных кранов. При небольших бетонных установках контейнеры при помощи крана-укосины могут разгружаться в расходный бункер бетоносмесительного отделения.
Разгрузка цемента, прибывающего в обычных вагонах навалом, наиболее часто производится механическими лопатами, количество которых определяется из условия обеспечения ими разгрузки прибывающих вагонов в течение 1,5—2 час., принимая часовую производительность 1 щита механической лопаты в 20 т. Для облегчения движения механических лопат и сокращения потерь цемента между дверями вагонов и приемным устройством в момент разгрузки устанавливается переносный металлический лоток с боковыми бортами высотой в 250—300 мм.
На полигонах может применяться также самоходный разгрузчик РП-4, позволяющий подавать цемент из крытых вагонов в склад. Производительность разгрузчика РП-4 колеблется от 15 до 25 т/час при обслуживании его двумя рабочими. Общий вес разгрузчика 1 167 кг, суммарная установленная мощность двигателей 10,1 кет, скорость передвижения—рабочая 0,02 м/сек и транспортная 0,325 м/сек, управление разгрузчиком —дистанционное, кнопочное. После разгрузки на полу вагона остается 10—Ъ-мм слой цемента, который необходимо подчищать вручную.
Перегрузочные операции с цементом на складе и подача его к расходным бункерам бетоносмесительного отделения могут осуществляться шнеками, транспортерами, элеваторами или аэрожелобами.
Шнеки используются главным образом для горизонтального транспорта цемента, так как при перемещении с подъемом производительность их резко снижается. Небольшие габариты шнеков позволяют применять их в стесненных условиях. Для обеспечения нормальных условий работы винта следует заполнять шнек не более чем на 25% его сечения, обеспечивая при этом постоянную и равномерную загрузку шнека цементом, и ограничивая скорость
Рис, 35- Аэрожелоб для транспортирования цемента м ~ вид сбоку, б — план; в — диффузор к воздуховоду; г — разрез; О — звено боковой разгрузки; е — узел разветвления; ж — поворот под углом 90°; 1 — пористая прокладка; 2 — воздуховод; 3 — лоток для движения цемента; 4 — фланец |
вращения винта. С увеличением диаметра шнека следует уменьшать число оборотов винта, принимая при диаметре шнека 200 мм— 70, при диаметре от 300 до 400 мм—50 и при диаметре 500 мм— 40 об/мин.
Элеваторы служат для вертикального подъема цемента. Обычно применяются элеваторы, ковши которых, закрепленные на ленте, перемещаются со скоростью 1,25 м/сек. Для уменьшения распыла цемента все детали элеватора заключаются в металлический кожух. Нижняя часть элеватора — башмак с натяжной станцией—размещается в приямке, откуда поступающий цемент поднимается ковшами кверху и при переходе их через приводную станцию высыпается в разгрузочную течку. При устройстве приямка необходимо предусмотреть его надежную изоляцию от грунтовых вод и атмосферных осадков, возможность контроля степени натяжения ленты и ремонта башмака элеватора.
Аэрожелоб (рис. 35) состоит из отдельных секций длиной 2 м, выполненных из 2-мм листовой стали, образующей короб, разделенный по высоте пористой перегородкой на две части. Нижняя часть является воздуховодом и в нее вентилятором нагнетается
юздух, а верхняя — лотком для транспортирования цемента. По — шедний, насыщаясь воздухом, проходящим из воздуховода через зористую перегородку, приобретает свойство текучести и с значительной скоростью перемещается по 2—4%-ному уклону аэроже- поба-
Аэрожелоб шириной 250 мм при уклоне 2% имеет производительность 50 ті час и соответственно при 3%—70 т/час, при 4%—
Ю т/час. Для обеспечения нормальной и длительной работы аэро — келобов поступающий в них воздух должен очищаться от пыли іростейшим фильтром, установленным на вентиляторе.
Небольшие затраты на строительство, простота эксплуатации, «алый расход электроэнергии и надежность работы аэрожелобов являются существенными их преимуществами.
Принцип аэрации цемента с успехом применяется для обеспе — . яения разгрузки силосов и крупных бункеров и оказывается значительно эффективнее, чем применяемый для этой цели сжатый зоздух. Для придания текучести цементу необходимо около 25% тлощади дна силоса или бункера выложить аэрокоробками, представляющими покрытый пористой прокладкой воздуховод с общей высотой 55—65 мм. Наличие аэрации исключает необходимость устройства в силосах конусной части и обеспечивает вы- щузку цемента при плоском днище с уклоном в 5—6%, что упрощает конструкцию и увеличивает емкость силосов.