ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ
Расстояние перевозки бетонной смеси самосвалами не ограничивается при условии что в пути не происходит ее расслаивания ет нарушения заданной подвижности. При хороших дорогах вполне зозможно доставлять смесь на расстояние 15—20 км.
Возможность транспортирования более 1 часа, считая от момента выгрузки смеси из бетономешалки до укладки ее в формы, должна подтверждаться проверкой подвижности смеси на месте укладки и испытанием образцов бетона, изготовленных по доставке ее к месту укладки.
В зарубежной практике расстояние перевозки смеси в автобе- тоноразвозках самосвального типа ограничивается, как правило, 24 км. Для повышения устойчивости бетонной смеси против расслоения в США рекомендуют применять воздухововлекающие добавки, обеспечивающие вовлечение в нее от 3 до 6% воздуха, и ограничивают подвижность транспортируемой смеси осадкой конуса в 10 см._
Для определения объема бетонкой смеси, доставляемой самосвалами, следует при помощи мерной линейки замерить толщину ее слоя (Л) в средней части кузова и по полученной величине, согласно табл — 26, определить объем. Мерная линейка (рис. 37)
представляет заостренный стальной стержень длиной 1 м и диаметром 12 мм с верхним концом, согнутым в кольцо. На стержне под кольцом имеется шпилька, на которую надевается трубка длиной 0,5 м, свободно скользящая по стержню и заканчивающаяся диском. Верхняя половина стержня градуирована через 1 см с нанесением. цифр через 5 см по порядку снизу вверх, причем нулевое деление поставлено на высоте, равной высоте трубки, т. е<
на 0,5 м от заостренного конца стержня. При определении объема •бетонной смеси стержень линейки погружают в смесь, пока его. заостренный конец не дойдет до дна кузова, затем поворотом выводят шпильку из паза трубки и опускают ее до момента соприкосновения диска с поверхностью бетонной смеси; отметка на стержне против верхнего края трубки указывает толщину h смеси в кузове.
Таблица 26
Объем бетонной смеси (в мг) при различной загрузке кузова самосвала
Толщина слоя бетонной смеси ft в см |
Тип самосвала |
||
ГАЗ-93 |
ЗИЛ-585 |
МАЗ-205 |
|
20 |
0,84 |
0,88 |
|
21 |
0,88 |
0,91 |
— |
22 |
0,92 |
0,96 |
— |
23 |
0,96 |
1,01 |
— |
24 |
1 |
1.06 |
— |
25 |
1,03 |
1,11 |
1,5 |
26 |
— |
1,16 |
1,56 |
27 |
— |
1,21 |
1,62 |
28 |
— |
1,26 |
1,68 |
29 |
— |
1,31 |
1,74 |
30 |
— |
1,36 |
1.8 |
31 |
— |
1,41 |
1,86 |
32 |
— |
1,46 |
1,92 |
33 |
— |
1,51 |
1,98 |
34 |
— |
1,56 |
2,04 |
35 |
— |
1,61 |
2,1 |
40 |
— |
— |
2,4 |
При перевозке бетонной смеси имеют место значительные потери раствора, вытекающего у заднего борта самосвала, и потери смеси через боковые и передний борта, которые в процессе транспортирования с завода на полигон составляют от 1,5 до 2% от общего объема доставляемой смеси. Опыт ряда строительств показывает, что резкое снижение этих потерь достигается при наращивании боковых и переднего бортов самосвала стальными полосами высотой 200—250 ми. Для устранения потерь смеси через задний борт подъемы в грузовом направлении на дорогах и эстакадах не должны превышать 10° и следует после каждой разгрузки самосвала тщательно очищать кромки заднего борта.
Эксплуатационные мероприятия, снижающие потери бетонной смеси, заключаются в хорошем содержании дорог, в ограничении скорости движения самосвалов 16—20 кмічас и недопущении резкого их торможения в пути.
Примерные данные о стоимости транспортирования бетонной смеси самосвалами и их производительности приведены в табл. 27.
Подсчеты показывают, что при одинаковой стоимости материалов на центральном заводе и на местной установке экономически оправдана подвозка бетонной смеси на расстояние не более 15 км.
Ориентировочные показатели стоимости доставки бетонной смеси и производительности самосвалов
|
В зимних условиях для уменьшения потерь тепла в процессе транспортирования смеси рекомендуется устраивать в кузове самосвала второе днище и впускать в образованную таким образом полость отработанные газы мотора. Изнутри к днищу кузова привариваются четыре швеллера № 8: три вдоль и один у заднего борта поперек кузова (рис. 38). В днище кузова у переднего борта прорезается отверстие для подвода отработанных мотором газов, а у заднего борта—два отверстия для выхода концов труб обогрева. Затем на днище укладывают трубы обогрева и накрывают их стальными листами, которые после приварки к бортам и заднему швеллеру образуют дно кузова.
Выхлопные газы к трубам обогрева кузова подходят по трубе, один конец которой соединен с глушителем, а второй подведен снизу к воронке кузова, которая при опускании последнего надвигается на трубу.
Автотранспортный трест Главленинградстроя в зимних условиях утепляет передний и боковые борта кузова самосвала слоем минеральной ваты в 8—10 мм, закрытой листами 2-мм стали, приваренной к ребрам кузова.
Следует избегать перегрузок смеси. Примерное снижение температуры смеси на каждый градус разницы температуры смеси и наружного воздуха составляет: а) за 1 мин. транспортирования для самосвалов ГАЗ-93—0,004; ЗИЛ-585—0,0037; МАЗ-205—0,003°;
б) на одну перегрузку — 0,035°; в) за время укладки — 0,11°.