ЭЛЕКТРОПРОГРЕВ

Электропрогрев сборных элементов производится путем пропу­скания через бетон переменного тока, а также может осуществ­ляться обогревом бетона с помощью термоактивной опалубки или электрических нагревательных приборов (электрообогрев).

Массивные сборные детали (фундаментные и стеновые блоки, панели, балки и т. п.), а также пакеты мелких однородных элемен­тов могут обрабатываться посредством электропрогрева. Послед­ний обеспечивает быстрый разогрев элементов и более короткие сроки их созревания, при этом не требуется, как при пропарива­нии, громоздкое и дорогостоящее оборудование.

Кроме того, стеновые блоки и панели, изготовленные с помощью электропрогрева, будут менее влажными, чем пропаренные, что для этих конструкций имеет существенное значение, особенно в зимних условиях.

При схеме электропрогрева, показанной на рис. 141, применяе­мой Мосэнергостроем (Москва, Перово поле), металлическая бор­товая опалубка используется в качестве электродов. При отсутст­вии за ней надлежащего ухода (очистка и смазка минеральным маслом) она может подвергаться интенсивной коррозии.

Прогреваемые элементы необходимо чем-либо защищать от вы­паривания влаги, а при 4—8-часовом предварительном их выдер­живании возможно применение для этого обмазок (жидкое стекло, этинолевый лак, полиамидные смолы и др.). Укрытие* кроме паро­водонепроницаемого слоя, в зимнее время должно иметь сверху

Рис, 141. Принципиальная схема электропрогрева
крупных стеновых блоков при напряжении 120—
200 в на заводе Мосэнергостроя

1 — стальные борта, 2 — деревянные борта

Рис, 142. Безэлектродный электропрогрев с использованием
в качестве электродов металлических разделительных стенок
групповых форм

1 — металлические разделительные стенки; 2 — изолирующее днище

опалубки

теплоизоляционный слой. Последний может быть рекомендован и в летних условиях с целью экономии электроэнергии и для вырав­нивания температуры внутри и на поверхности элемента. Отсутст­вие температурного градиента резко снижает скорость выпари­вания влаги.

Рис. 143. Электропрогрев через арматуру элементов толщиной до 30 см в групповой форме

1 — деревянная увлажненная разделительная стенка из 25-мм досок;

2 — арматурный каркас; 3 — деревянное днище опалубки; 4 — изолирующее основание (пол полигона); 5—дополнительные электроды с шагом фаз вдоль

элемента

Распределение тока в конструкции может осуществляться:

а) посредством электродов, аналогично монолитным конструк-! циям («Инструкция по электропрогреву железобетона и каменной кладки», Минметаллургхимстрой, 1954 г.);

б) через металлическую бортовую оснастку форм при непрово­дящих ток их днищах и торцах; ,

в) при пакетном способе прогрева через металлические разде-’ лительные стенки групповых форм по предложению В. С. Каплина (рис. 142) или по предложению М. Ш. Труб — через арматуру из­делий при деревянных увлажненных разделительных стенках, (рис. 143), при этом для увлажнения стенок следует вымачивать их в слабом водном растворе поваренной соли;

г) путем накладных электродных панелей (щитов). При этом изделия толщиной до 15 см можно прогревать с одной стороны без подогрева днища. При более толстых изделиях можно заклады­вать в днище специальные электроды с выводом их на нулевую фазу трансформатора (рис. 144) или с включением их в разные фазы.

Во всех случаях необходимо обращать особое внимание на не­допустимость соприкасания арматуры изделий с: электродами или металлическими токоподводящими стенками.

Применяемое напряжение зависит от толщины прогреваемых изделий и от расстояния между электродами. Обычно электропро­грев ведется при пониженных напряжениях 50—ПО в путем исполь­зования трансформаторов специальных (ЗТБ-20, ТБ-35, ТМ-75/6, УПБ-60) или сварочных (СТ-23, СТЭ-24, СТЭ-32, СТЭ-34). Можно также использовать автотрансформаторы мощностью 25, 100 и

250 кви (марок АОСК, АОМК> АТС К, АТМК) с плавной регули­ровкой напряжения и с учетом допустимой длительности их непре­рывной работы (не более 12—16 час.).

і

Расстояние между электродами в зависимости от величины тре­буемого напряжения можно ориентировочно назначать, пользуясь данными, приведенными в табл. 41.

Таблица 41

Расстояние между электродами в см в зависимости от требуемой мощности

Напряжение в в

Мощность в квт}м8

5

6

7

8

9

10

51

28

26

25

23

22

21

65

37

34

32

30

28

24

87

51

47

43

41

38

36

105

69

58

54

51

48

46

127

79

68

62

60

57

55

220

147

124

115

108

102

96

Величина требуемой мощности зависит от условий теплообмена прогреваемого элемента (температура наружного воздуха, утепле­ние и др.) и от скорости подъема температуры. Для густоармиро — ванных конструкций величина выделяемой мощности может быть большей, чем указано в табл. 41, а следовательно, и напряжение для их прогрева должно быть ниже, чем для неармированных.

При прогреве однородных изделий пакетами в групповых фор­мах изделия внутри пакета можно соединять последовательно или параллельно. Так, например, пакет из четырех элементов толщиной по 30 см каждый с металлическими разделительными стенками между ними можно прогревать напряжением 65 в, подключая каж­дый элемент к софитам, т. е. параллельно. Этот же пакет можно

греть под напряжением 220 в, если его подводить только к крайним стенкам пакета, т. е. соединяя все четыре элемента внутри пакета последовательно. Можно, наконец, сгруппировать элементы по 2 шт. и греть под напряжением 127 в.

При применении сетевого напряжения 127 или 220 в необходи­мо обращать особое внимание на соблюдение правил техники без­опасности. Зона прогрева должна быть обязательно ограждена и установлена соответствующая сигнализация и блокировка.

Режимы электропрогрева должны быть более мягкими, чем при паропрогреве. В особенности это относится к периоду разогрева изделия до заданной температуры. В отличие от паропрогрева, когда при разогреве градиенты температуры и влажности направ­лены внутрь изделий, при электропрогреве они направлены изнутри изделия наружу. Поэтому резкий и преждевременный подъем тем­пературы при электропрогреве хотя и не приводит к снижению ран­ней прочности бетона, но зато существенно снижает дальнейший ее прирост против прироста прочности бетона, прогретого с предвари­тельным 2—3-часовым выдерживанием и с плавным (12—15° в час) подъемом температуры.

Температура прогрева должна быть максимальной, но не выше указанной в табл. 42.

Таблица 42

Предельные температуры изотермического прогрева

Вид и марка цемента

Модуль поверхности 1 ’

10

і до 15

до 20

Шлако — и пуццолановый портландце­мента марок 300—400 …………………………………….

80

65

50

Портландцемент марок 300—400 . • .

70

60

50

Портландцемент марки 500 ………………..

60

50

40

Примечания. 1. Наивысшая температура прогрева бетона должна наз­начаться с учетом рода электропрогрева (глубинный, периферийный, электро* термос) и требуемой при этом прочности бетона.

2. При прогреве бетона на пуццолановом. а также шлакопортландцементе необходимо особо тщательно предохранять бетон-от испарений им влаги.

3. При температуре наружного воздуха ниже —15° указанные в таблице тем­пературы 60—80° (во избежание чрезмерного повышения требуемой мощности) на каждые — 5° следует снижать на 5°.

Электропрогрев бетонов на высокомарочных (500 и выше) порт — ландцементах, по данным С. А. Миронова, В. Н. Сизова и В. П. Га­нина, можно проводить также и при температурах 60—80°. При этом сроки прогрева сокращаются и во избежание пересушивания не должны превышать указанных на рис. 145.

Бетон следует прогревать лишь до достижения им 50% проч­ности от проектной. При необходимости получения после прогрева 70% проектной прочности (от #2в) рекомендуется вводить в бетон добавку CaClg или NaCl. Величина такой добавки при электропро­греве, по данным В. Н. Сизова и В. П. Ганина, должна составлять 1 % от веса цемента. Указанные добавки особенно эффективны при

Продолжительность изотермич. прогреба б час

Рис, 145. График нарастания относительной прочности бе­тонов на высокомарочных портландцементах марки 500— 600 при электропрогреве. Разогрев и остывание по 4 часа, прогрев до 50% R28 без добавок и до 70% #2в с добавками 1 -^80° с добавкой Ю/Л NaCl иди I % СаС12; 2-f*=60° с добавкой 1% NaCl или 1% СаС12 ; ,5—/-= 80° без добавки: 4 — t = 60° без добавки

электропрогреве стеновых и фундаментных блоков. Длительность изотермического прогрева бетона с добавками 1% СаС12 или NaCl может быть сокращена в среднем в 1,5—2 раза и ее, ориентиро­вочно, по указанным выше данным, можно принимать по графикам рис. 146, 147.

Добавки солей, кроме сокращения сроков прогрева, позволяют увеличить расстояние между электродами ориентировочно в 2 раза

Длительность изотермического прогреби 8 часах

Рис. 147. График нарастания относительной прочности бетона на шлакопортландцементе марки 300—400 при электропрогреве

/ — t = 80° с добавкой 1% NaCl или 1% СаС12;

2—1=* 80°. без добавок: 3 — / к= 60° с добавкой 1% NaCl или 1% СаС1а ; 4 — t е= 60°, без добавки

за счет соответствующего снижения удельного сопротивления бе — тона. Следовательно, детали и блоки толщиной 0,8—1 м можна прогревать также и при пониженном напряжении (50—ПО в).

Опыт треста Мосэнергострой по электропрогреву шлакобетон­ных стеновых блоков и панелей, треста Магнитострой по прогреву фундаментных блоков и других изделий, а также опыт работы ряда других полигонов с электропрогревом (Кольстрой, Орскметаллург- строй, Тагилстрой, Ангарск и др.) показывает, что электропрогрев указанных сборных бетонных и железобетонных элементов на по­лигонах может применяться и является достаточно эффективным.

Комментарии закрыты.

Реклама
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Рубрики