Организация работы автотранспорта
Додя транспортных расходов в общей сумме производственных затрат постоянно растет. Для их максимального снижения необходима точная организация производства. Большая роль в этом принадлежит рационализации транспортних операций.
Все перевозки строительных грузов по взаимосвязи с основным производством мргут быть разделены на внешние и внутренние (внутриплощадочные). В условиях индустриального строительства значительная часть грузов от предприятий строительной индустрии доставляется непосредственно к рабочим местам. Таким образом устраняется различие между внешним и внутриплощадочным транспортом.
Снижение стоимости, трудоемкости и повышение темпов транспортных и погрузочно-разгрузочных работ может быть достигнуто применением комплексной механизации, рационально подобранными комплектами транспортных и погрузочно-разгрузочных машин.
При определении наиболее рационального вида транспорта для перевозки определенного груза и при выборе транспортных средств следует учитывать следующие факторы:
♦ условия транспортировки (длина пробега, состояние дороги, ее ширина, наличие поворотов и уклонов пути, а также условия загрузки и разгрузки);
♦ характер груза (его состояние, масса и объем). Транспортабельность перевозимого груза — способность груза сохранять в процессе перевозки свое первоначальное качество;
♦ характеристики транспортного средства (его тип, грузоподъемность, размеры и вместимость кузова, скорость).
Транспортное средство должно обладать достаточной маневренностью и мобильностью. Маневренность — возможность установки транспортного прибора • под погрузку и разгрузку в стесненных условиях с минимальными затратами времени. Мобильность — возможность приведение в транспортное состояние и перебазирование к месту погрузки или разгрузки с минимальными затратами времени.
Маршруты движения транспортных средств устанавливают в зависимости от территориального размещения грузоотправителей и грузополучателей, расстояния и объемов перевозок, типа подвижного состава. В строительстве существует две основные схемы автотранспортных перевозок: маятниковая и челночная. При маятниковой схеме применяются автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями. Загрузка подвижного состава строительными грузами производится в прямом направлении, в обратном, как правило, — холостой пробег. При этом тягачи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки транспортных средств, а продолжительность цикла tu будкт равна
где tn — продолжительность погрузки автопоезда, включая маневры;
tr— продолжительность пробега автопоезда с грузом;
t — продолжительность разгрузки, включая маневры;
tx — продолжительность холостого пробега.
Маятниковая схема эффективна при наличии приобъектных складов или при массовом строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.
При челночной схеме один седельный тягач работает последовательно с двумя или более полуприцепами. Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются, а имеют место лишь незначительные потери времени (5—7 мин) на прицепке и отцепке полуприцепов.
t = 2t +1 +1 +1,
Ц np ot r. x’
где tnp— время на прицепку прицепа или полуприцепа на заводе стройдсталей или на складе;
tm — время на отцепку прицепа или полуприцепа на приобъектном складе или в зоне монтажа.
Сменная производительность автотранспортной единицы Г1С и необходимое количество таких единиц п могут быть определены по формулам:
Vqk‘;
где t, — фактическое количество часов работы транспортных единиц (без учета времени, затраченного на выезд и возвращение в гараж);
t — суммарное время погрузки и разгрузки транспортной едиицы, ч;
/— плечо перевозки груза в один конец, км; vcp— средняя скорость движения, км/ч; q — грузоподъемность транспортной единицы, т;
к, — коэффициент использования грузоподъемности транспортной единицы (в зависимости от характера грузов равен 0,5—1,0);
G — грузопоток за расчетный период, т;
t2 — продолжительность расчетного периода переработки грузопотока, ч; к2 — коэффициент сменности работы автотранспортных средств.
Важными характеристиками при организации и планировании транспортнотехнологических процессов являются грузооборот и грузопоток. Грузооборот (суточный, месячный, годовой) — количество грузов в тоннах, перевозимых в единицу времени. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км). Грузопоток — количество грузов, перемещаемых по какому-либо транспортному участку в единицу времени.
Основные показатели работы транспорта — выполнение установленных графиков перевозок; их объем (в т) и исполненная транспортная работа (в т-км); производительность транспортных средств, определяемая объемом перевозок и транспортной работой, отнесенной к единице грузоподъемности; себестоимость перевозок. Другими показателями могут быть среднее paccf ояігие перевозок, техническая скорость, среднесуточный пробег, коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства и коэффициент использования парка.
Выбор транспортного средства производится в зависимости от расстояния перевозок, наличия и состояния дорожной сети, сроков, стоимости перевозок, характера грузов и требований к их сохранности, а также способов погрузки и разгрузки.