Погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке
Для создания оптимальных условий безопасного и высокопроизводительного труда рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, планируют площадки приема материалов с уклоном не более 5%, укрепляют их покрытия, обеспечивают стоки поверхностных вод, организуют возможность свободного въезда и
выезда автотранспорта преимущественно по кольцевой схеме. В соответствующих местах устанавливают знаки: «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др. Грузы,, подъемные механизмы и транспортные средства размещают с учетом минимального расстояния переноса груза с места захвата до места установки или укладки.
Машины из-за узкой специализации подчас недоиспользуются в течение смены, так как объем выполненных работ не всегда соответствует полносменной загрузке. Условием широкого применения сменных рабочих органов является быстросъемная их замена (за 2—3 мин) при помощи гидрозамков (рис. 3.1).
Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используется значительный парк общестроительных и специальных машин и механизмов. Однако их трудоемкость сохраняется еще высокой. На погрузочно-разгрузочных работах занято около 10% общей численности рабочих в строительстве.
При разгрузке кирпича вручную с соблюдением всех необходимых правил предосторожности потери составляют около 7%, нередко бой кирпича достигает 10-12%, причем для разгрузки 1 т кирпича требуется затратить 1 чел.-ч. Применение для данной операции вилочных погрузчиков позволяет сократить время разгрузки до 0,037 чел.-ч, при этом потери кирпича составляют не более 1 %.
Для механизации малообъемных, рассредоточенных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в условиях строительной площадки целесообразно использовать одноковшовые колесные погрузчики как наиболее маневреные и
мобильные. К их достоинствам можно отнести способность самостоятельного набора и транспортировки грузов, высокую маневренность в зоне выполнения работ, что особенно важно при плотной городской застройке, реконструкции.
Для погрузчиков с рабочими органами в виде крановой стрелы техническая производительность П определяется по формуле ‘
где tu — продолжительность цикла; q — грузоподъемность погрузчиков, т; kr — коэффициент использования по грузоподъемности; кв — коэффициент использования по времени с учетом технологических пе — . рерывов.
На внутриобъектных и межобъектных перевозках сыпучих, кусковых и жидких материалов используются самосвальные мототележки вместо более дорогих автосамосвалов.
Переработка штучных грузов выполняется практически механизированным способом (рис. 3.2) и составляет около 30% общего объема погрузочно-разгрузочных работ в строительстве, а по трудоемкости — менее 2% всех затрат труда рабочих, занятых на выполнении этого вида работ.
0
Рис. 3.2. Гистограмма объемов и трудоемкости погрузочно-разгрузочных работ
в строительстве: 1 — штучные грузы; 2 — мелкоштучные, тарно-штучные
и упаковочные грузы; 3 — сыпучие грузы; 4 — жидкие и вязкие грузы
Удельный вес мелкоштучных грузов в общем объеме перевозок строительных грузов составляет 4%. Но на выполнение транспортно-грузовых операций при их перевозках приходится свыше 30% трудозатрат. Причем это преимущественно ручной, тяжелый, малопроизводительный труд. Поэтому задача механизации ручного труда при перевозке таких грузов является чрезвычайно актуальной. Механизация транспортно-грузовых операций с мелкоштучными грузами возможна лишь при их укрупнении с помощью средств контейнеризации и пакетирования.
Для хранения, перемещения и складирования грузов (при массе брутто 0,25 т и более) используется несущая тара, как многооборотное средство пакетирования при межзаводских и междуведомственных перевозках. Она может быть складной, каркасной, стоечной, ящичной (втом числе с открываемой или отсутствующей стенкой), сетчатой, конической.
В качестве несущей тары с вместимостью более 1 м3 используются грузовые контейнеры многократного применения, служащие для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок. Грузовые контейнеры с массой брутто Юти более являются крупнотоннажными, от 2,5 до 10 т — среднетоннажными, менее 2,5 т — малотоннажными. Для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов в основном используются универсальные контейнеры; для газов, жидких и сыпучих грузов — контейнеры-цистерны; для других специфических грузов — специализированные контейнеры (индивидуальные, групповые, изотермические).
Выгрузка вязких нефтепродуктов из железнодорожных вагонов — довольно сложная технологическая операция. Известно множество способов разогрева застывшего и загустевшего нефтепродукта, например острым паром.