Принципы проектирования и разработки генерального плана промышленного узла
Предприятия, размещаемые в промышленных районах, независимо от их ведомственной принадлежности необходимо объединять в промышленные узлы с общими вспомогательными производствами, инженерными сооружениями и сетями, а при соответствующих условиях и с кооперацией основного производства. Такое объединение позволяет наиболее эффективно использовать общественный труд, материальные и денежные ресурсы как при строительстве, так и эксплуатации предприятий.
Промышленные узлы в зависимости от степени кооперирования входящих в них промышленных предприятий делятся на три типа: I тип — промышленные узлы, в которых отдельные предприятия кооперированы по подсобному хозяйству, транспорту, инженерным сетям, культурно-бытовому обслуживанию, строительной базе, селитебной территории и т. п.; II тип — промышленные узлы, в которых отдельные предприятия кооперированы еще к по исходному сырью и по специализированным производствам; III тип — промышленные узлы, в которых отдельные предприятия кооперированы также и по основному производству; такие промышленные узлы представляют собой производственные комплексы.
Промышленные предприятия или группы предприятий (промышленные узлы) надлежит размещать на территории, предусмотренной схемой или проектом районной планировки, генеральным планом населенного пункта и проектом планировки промышленного района.
Предприятия, объединенные в группу (промышленный узел), должны размещаться на возможно близких, допускаемых нормами расстояниях друг от друга, с наименьшей протяженностью общих для групп коммуникаций. Образование между предприятиями участков земли, не используемых под застройку, дороги, транспортные устройства и не предусмотренных под будущее расширение предприятий или объектов, общих для промышленного узла, не допускается.
При размещении предприятий необходимо учитывать организацию внешних производственных, транспортных и других связей с окружающими предприятиями и инженерными сетями, а также с местами расселения трудящихся.
Производственные вредности, выделяемые предприятиями, не должны оказывать отрицательного воздействия на людей, а также на оборудование и продукцию близ расположенных предприятий.
В жилых районах не допускается размещать предприятия, требующие устройства железнодорожных подъездных путей или прокладки их через жилые районы, а также имеющие грузооборот с интенсивностью движения более 40 автомобилей в сутки в одном направлении.
Для размещения групп или отдельных предприятий, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов и других сооружений, а также мест отвалов и отходов производства следует выбирать участки под строительство на землях несельскохозяйственного назначения или для него непригодных, имея в виду возможность использования этих земель и в случаях, когда для их освоения необходимо осуществление специальных инженерных мер.
Размещение групп или отдельных предприятий является весьма ответственным делом, требующим специальной подготовки и опыта, и должно производиться с учетом наиболее рационального использования государственных земель.
Планировка территорий промышленных узлов, как и площадок предприятий, взаимное расположение зданий, сооружений и транспортных путей должны создавать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономичное использований земельных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.
При решении генеральных планов промышленных узлов и отдельных предприятий разрабатывают основы организации промышленных территорий, для чего предусматривают функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требований, грузооборота, видов транспорта и очередности строительства; обеспечение рациональных производственных, транспортных и инженерных связей на предприятиях, между ними и с населенными пунктами; создание путей для пассажирского и пешеходного сообщения, обеспечивающих безопасное и с наименьшей затратой времени передвижение людей между местами работы и
расселения; возможность расширения и реконструкции предприятий за счет
75
использования свободных участков на промышленной площадке, повышения этажности, минимального использования резервных участков за пределами предприятия с учетом возможного развития прилегающей селитебной территории и обеспечения выхода к зеленым массивам и водоемам; организацию единой системы культурно-бытового и других видов обслуживания людей (коммунально-бытового, медицинского, общественного питания, торговли, отдыха и др.); создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих предприятий и населенного пункта.
Территория промышленных узлов (группы предприятий) по ее функциональному использованию должна быть разделена на следующие зоны: площадки предприятия; общественные центры, общие объекты вспомогательных и подсобных производств; склады.
При проектировании в состав промышленного узла, как правило, следует включать всю группу близ расположенных предприятий независимо от характера их производства и ведомственной принадлежности. При этом промышленный узел может формироваться из вновь строящихся, расширяемых и реконструируемых предприятий, строительство которых намечено планом развития народного хозяйства.
Следует особо подчеркнуть важное градообразующее и градостроительное значение промышленной застройки и, в частности, промышленных районов. Городские территории могут разделяться на зоны: селитебную, санитарнозащитную, промышленную, коммунально-складскую (возможно объединение с промышленной), внешнего транспорта, отдыха и спорта и др.
В практике встречаются следующие системы планировки промышленных узлов: полосового типа, состоящие из предприятий одного или близких по производственным вредностям классов (такие узлы в большинстве случаев проектируют в виде полосы, проходящей параллельно жилой территории); глубинного типа, состоящие из предприятий различных классов производственных вредностей. Чаще всего такие узлы проектируют в глубину от жилой территории.
При глубинной системе планировки промышленного узла может предусматриваться один или несколько глубоких пассажирских или грузовых вводов. Вводы, идущие от жилой зоны вдоль пассажирской магистрали, предназначенные для людских потоков, чередуются с вводами от внешнего транспорта, предназначенного для грузовых потоков.