Принципы проектирования и разработки генерального плана промышленного узла

Предприятия, размещаемые в промышленных районах, независимо от их ведомственной принадлежности необходимо объединять в промышленные уз­лы с общими вспомогательными производствами, инженерными сооружениями и сетями, а при соответствующих условиях и с кооперацией основного произ­водства. Такое объединение позволяет наиболее эффективно использовать об­щественный труд, материальные и денежные ресурсы как при строительстве, так и эксплуатации предприятий.

Промышленные узлы в зависимости от степени кооперирования входя­щих в них промышленных предприятий делятся на три типа: I тип — промыш­ленные узлы, в которых отдельные предприятия кооперированы по подсобному хозяйству, транспорту, инженерным сетям, культурно-бытовому обслужива­нию, строительной базе, селитебной территории и т. п.; II тип — промышленные узлы, в которых отдельные предприятия кооперированы еще к по исходному сырью и по специализированным производствам; III тип — промышленные уз­лы, в которых отдельные предприятия кооперированы также и по основному производству; такие промышленные узлы представляют собой производствен­ные комплексы.

Промышленные предприятия или группы предприятий (промышленные узлы) надлежит размещать на территории, предусмотренной схемой или проек­том районной планировки, генеральным планом населенного пункта и проек­том планировки промышленного района.

Предприятия, объединенные в группу (промышленный узел), должны раз­мещаться на возможно близких, допускаемых нормами расстояниях друг от дру­га, с наименьшей протяженностью общих для групп коммуникаций. Образова­ние между предприятиями участков земли, не используемых под застройку, до­роги, транспортные устройства и не предусмотренных под будущее расширение предприятий или объектов, общих для промышленного узла, не допускается.

При размещении предприятий необходимо учитывать организацию внеш­них производственных, транспортных и других связей с окружающими предпри­ятиями и инженерными сетями, а также с местами расселения трудящихся.

Производственные вредности, выделяемые предприятиями, не должны оказывать отрицательного воздействия на людей, а также на оборудование и продукцию близ расположенных предприятий.

В жилых районах не допускается размещать предприятия, требующие устройства железнодорожных подъездных путей или прокладки их через жилые районы, а также имеющие грузооборот с интенсивностью движения более 40 автомобилей в сутки в одном направлении.

Для размещения групп или отдельных предприятий, железных и автомо­бильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов и дру­гих сооружений, а также мест отвалов и отходов производства следует выби­рать участки под строительство на землях несельскохозяйственного назначения или для него непригодных, имея в виду возможность использования этих зе­мель и в случаях, когда для их освоения необходимо осуществление специаль­ных инженерных мер.

Размещение групп или отдельных предприятий является весьма ответ­ственным делом, требующим специальной подготовки и опыта, и должно про­изводиться с учетом наиболее рационального использования государственных земель.

Планировка территорий промышленных узлов, как и площадок предприя­тий, взаимное расположение зданий, сооружений и транспортных путей долж­ны создавать наиболее благоприятные условия для производственного процесса и труда на предприятиях, рациональное и экономичное использований земель­ных участков и наибольшую эффективность капитальных вложений.

При решении генеральных планов промышленных узлов и отдельных предприятий разрабатывают основы организации промышленных территорий, для чего предусматривают функциональное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарно-гигиенических и противопожарных требо­ваний, грузооборота, видов транспорта и очередности строительства; обеспече­ние рациональных производственных, транспортных и инженерных связей на предприятиях, между ними и с населенными пунктами; создание путей для пас­сажирского и пешеходного сообщения, обеспечивающих безопасное и с наименьшей затратой времени передвижение людей между местами работы и

расселения; возможность расширения и реконструкции предприятий за счет

75

использования свободных участков на промышленной площадке, повышения этажности, минимального использования резервных участков за пределами предприятия с учетом возможного развития прилегающей селитебной террито­рии и обеспечения выхода к зеленым массивам и водоемам; организацию еди­ной системы культурно-бытового и других видов обслуживания людей (комму­нально-бытового, медицинского, общественного питания, торговли, отдыха и др.); создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой при­легающих предприятий и населенного пункта.

Территория промышленных узлов (группы предприятий) по ее функцио­нальному использованию должна быть разделена на следующие зоны: площад­ки предприятия; общественные центры, общие объекты вспомогательных и подсобных производств; склады.

При проектировании в состав промышленного узла, как правило, следует включать всю группу близ расположенных предприятий независимо от харак­тера их производства и ведомственной принадлежности. При этом промышлен­ный узел может формироваться из вновь строящихся, расширяемых и рекон­струируемых предприятий, строительство которых намечено планом развития народного хозяйства.

Следует особо подчеркнуть важное градообразующее и градостроитель­ное значение промышленной застройки и, в частности, промышленных райо­нов. Городские территории могут разделяться на зоны: селитебную, санитарно­защитную, промышленную, коммунально-складскую (возможно объединение с промышленной), внешнего транспорта, отдыха и спорта и др.

В практике встречаются следующие системы планировки промышленных узлов: полосового типа, состоящие из предприятий одного или близких по про­изводственным вредностям классов (такие узлы в большинстве случаев проек­тируют в виде полосы, проходящей параллельно жилой территории); глубинно­го типа, состоящие из предприятий различных классов производственных вред­ностей. Чаще всего такие узлы проектируют в глубину от жилой территории.

При глубинной системе планировки промышленного узла может преду­сматриваться один или несколько глубоких пассажирских или грузовых вводов. Вводы, идущие от жилой зоны вдоль пассажирской магистрали, предназначен­ные для людских потоков, чередуются с вводами от внешнего транспорта, предназначенного для грузовых потоков.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики