Индустриальные методы строительства. Унификация, типизация и стандартизация

Выполнение программы строительства возможно лишь на основе приме­нения индустриальных методов производства работ.

Индустриализация является основным направлением развития строитель­ства. Она означает превращение строительного производства в механизирован­ный поточный процесс сборки и монтажа зданий из крупноразмерных кон­струкций, их элементов и блоков, имеющих максимальную готовность. Изго­товленные на специальных заводах такие конструкции называют сборными. Их производство с применением передовой технологии и их механизированный монтаж позволяют уменьшить затраты труда, расход материалов, повысить ка­чество строительства, сократить его сроки и снизить стоимость.

Важнейшими признаками индустриализации строительства являются комплексная механизация и автоматизация строительно-монтажных работ, максимальная сборность применяемых конструкций и массовость их производ­ства на заводах сборных железобетонных изделий, домостроительных комби­натах, заводах металлических конструкций и т. п.

Сборные конструкции выполняют из различных материалов. Наибольшее применение в современном строительстве получил сборный железобетон. Пер­спективными являются деревянные строительные конструкции, выпуск кото­рых с каждым годом увеличивается. Наряду со стальными крупноразмерными конструкциями в практике строительства все большее распространение полу­чают сборные конструкции из легких металлических сплавов, пластических масс и др.

Преимущество индустриальных методов массового строительства дока­зано практикой. Его технология основана на применении типовых сборных де­талей и конструкций. Типизацией называют отбор лучших с технической и экономической стороны решений отдельных конструкций и целых зданий, предназначенных для многократного применения в массовом строительстве.

Количество типов и размеров сборных деталей и конструкций для здания должно быть ограничено, так как изготовлять большое количество одинаковых изделий и вести их монтаж легче. Это позволяет также снизить стоимость стро­ительства. Поэтому типизация сопровождается унификацией, которая предпо­лагает приведение многообразных видов типовых деталей к небольшому числу определенных типов, единообразных по форме и размерам. При этом в массо-

вом строительстве унифицируют не только размеры деталей и конструкций, но и основные их свойства (например, несущую способность для плит, тепло — и звукоизоляционные свойства для панелей ограждения). Унификация деталей должна обеспечивать их взаимозаменяемость и универсальность.

Под взаимозаменяемостью понимается возможность замены данного из­делия другим без изменения параметров здания. Например, взаимозаменяемы плиты покрытия шириной 3000 и 1500 мм, так как вместо одной широкой пли­ты можно уложить две узкие. Возможна взаимозаменяемость по материалу и конструктивному решению тех или иных изделий.

Универсальность позволяет применять один и тот же типоразмер деталей для различных видов зданий. Наиболее совершенные типовые детали и кон­струкции, предложенные проектными организациями и проверенные в практи­ке строительства, стандартизируют, после чего они становятся обязательными для применения в проектировании и для заводского изготовления.

Стандартные строительные элементы регламентируются Государствен­ными общесоюзными стандартами (ГОСТами), в которых для деталей и кон­струкций установлены определенные формы, размеры и их качество, а также технические условия изготовления. Несоблюдение ГОСТов преследуется зако­ном.

При разработке проектов зданий используют конструкции, изделия и де­тали, сведенные в каталоги, которые периодически обновляются с учетом воз­росшего уровня строительной науки и техники. Поскольку основные размеры строительных конструкций и деталей определяются объемно-планировочными решениями зданий, унификация их базируется на унификации объемно­планировочных параметров зданий, которыми являются шаг, пролет и высота этажа.

Шагом при проектировании плана здания является расстояние между ко­ординационными осями, которые расчленяют здание на планировочные эле­менты и определяют расположение вертикальных несущих конструкций (стен, колонн, столбов). В зависимости от направления в плане здания шаг может быть поперечным или продольным.

Пролетом в плане называют расстояние между координационными осями несущих стен или отдельных опор в направлении, соответствующем длине ос­новной несущей конструкции перекрытия или покрытия.

В большинстве случаев шаг представляет собой меньшее расстояние

между осями, а пролет — большее. Координационные оси здания для удобства

83

применения маркируют, т. е. обозначают в одном направлении (более протя­женном) цифрами, а в другом — заглавными буквами русского алфавита.

Высотой этажа является расстояние по вертикали от уровня пола ниже — расположенного этажа до уровня пола вышележащего этажа, а в верхних эта­жах и одноэтажных зданиях — до верха отметки чердачного перекрытия.

Использование в проектах единого или ограниченного числа размеров шагов, пролетов и высот этажей дает возможность применять и ограниченное число типоразмеров деталей. Таким образом, мы видим, что унификация объ­емно-планировочных решений зданий является непременным требованием для унификации строительных изделий.

Унификация объемно-планировочных параметров зданий и размеров кон­струкций и строительных изделий осуществляется на основе Единой модуль­ной системы (ЕМС), т. е. совокупности правил координации размеров зданий и их элементов на основе кратности этих размеров установленной единице, т. е. модулю.

В Российской Федерации в качестве основного модуля (М) принята вели­чина 100 мм. Все размеры здания, имеющие значение для унификации, должны быть кратны М. Для повышения степени унификации приняты производные модули (ПМ): укрупненные и дробные. Укрупненные модули 6000, 3000, 1500, 1200, 600, 300, 200 мм, обозначаемые соответственно 60М, З0М, 15М, 12М, 6М, ЗМ, 2М, предусмотрены для назначения размеров объемно-планировочных элементов здания и крупных конструкций. Дробные модули 50, 20, 10, 5, 2 и 1 мм, обозначаемые соответственно 1/2М, 1/5М, 1/10М, 1/20М, 1/50М и 1/100М, служат для назначения размеров относительно небольших сечений конструктив­ных элементов, толщины плитных и листовых материалов. ЕМС предусматрива­ет три вида размеров: номинальные, конструктивные и натурные.

Номинальный (Ьн ) — проектный размер между координационными осями здания, а также размер конструктивных элементов н строительных изделий между их условными гранями (с включением примыкающих частей швов или зазоров). Этот размер всегда назначают кратным модулю.

Конструктивный (Ьк) — проектный размер изделия, отличающийся от но­минального на величину конструктивного зазора.

Натурный (Ьф) — фактический размер изделия, отличающийся от кон­структивного на величину, определяемую допуском (положительным и отрица­тельным), значение которого зависит от установленного класса точности изго­товления детали и регламентировано для каждого из них.

84

Как указывалось ранее, требования экономической целесообразности, предъявляемые как к зданию в целом, так и к его отдельным элементам, выдви­гают задачу в процессе проектирования производить анализ принимаемых ре­шений не только с функциональной и технической стороны, но и с точки зре­ния целесообразности материальных затрат. Такую оценку здания называют технико-экономической.

В зависимости от вида здания, его конструктивного решения применяют те или иные критерии (признаки) технико-экономической оценки. Основные из них следующие: соответствие конструкции предъявляемым к ней требованиям (техническим, эксплуатационным и др.); соответствие индустриальным, с уче­том требований сегодняшнего дня, методам производства работ (степень сбор — ности, транспортабельности и др.); стоимость конструкции (абсолютная или относительная) для данного вида здания с учетом обеспечения ее необходимых эксплуатационных качеств в установленный срок (например, стоимость одной фермы, 1 м фундамента, 1 т металлических конструкций и др.); трудоемкость изготовления и устройства конструкций, формирующих здание (в человеко­часах, человеко-днях, машино-сменах) (в трудоемкость устройства входят все трудозатраты, связанные с окончательной сборкой, монтажом, заделкой швов и т. п.); масса конструкции — абсолютная или отнесенная к единице измерения (площадь, объем и др.); расход основных строительных материалов на одно из­делие или на единицу измерения конструкции (например, расход арматуры на балку или 1 м балки).

Перечисленные критерии технико-экономической оценки необходимо всегда выражать числовыми значениями, так называемыми технико­экономическими показателями, которые могут быть абсолютными или относи­тельными. При оценке с аналогичными показателями другой конструкции или конструктивного решения здания в целом показатели ее принимаются за еди­ницу или 100%.

При проектировании вначале устанавливают, какие конструктивные ре­шения по всем требованиям пригодны для проектируемого здания с учетом его класса и конкретных условий эксплуатации, а затем после технико­экономического сравнения выбирают наиболее рациональное решение.

В практике проектирования все более широкое распространение получа­ют машинные методы технико-экономической оценки конструктивных реше­ний зданий. На основе заложенных в соответствующем программном обеспече­нии критериев компьютер дает оценку множеству решений и выбирает только несколько наиболее оптимальных вариантов.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики