Взаимоотношения участников строительства на стадии проектирования
Экономический механизм управления инвестиционным процессом включает разнообразные организационные и контрактные формы. Условно их разделяют на две группы — традиционные и интегрированные. Для первой характерны разобщенность отдельных этапов (предпроектных, проектных и строительных работ) как организационно, так и во времени. Объединяющим звеном, как правило, является заказчик, принимающий на себя функции управления, что позволяет ему активно влиять на ход реализации проекта, вносить при необходимости соответствующие изменения.
Заказчик сам заключает контракт с проектной фирмой. Законченный проект передается подрядной фирме. В России такая традиционная форма установилась повсеместно. Естественно, что главный недостаток таких форм управления инвестиционным процессом — растянутость процесса во времени, что приводит к моральному устареванию проектов.
Стремление преодолеть разобщенность отдельных этапов инвестиционного процесса, обеспечить более тесное взаимодействие всех его участников для достижения наилучших конечных результатов (оптимизация сроков и затрат, высокого качества проектирования и строительства) привели к возникновению интегрированных организационных структур — проектных отделений в составе подрядных строительных организаций, а затем и фирм проектностроительного типа. При такой форме управления достигается повышенная ответственность каждого участника, оперативно выявляются «узкие места» и эффективно решаются вопросы, связанные с их устранением. Концепция «управления проектом» направлена на сокращение продолжительности инвестиционного цикла и оптимизацию конечных результатов. В отличие от управления строительством система «управления проектом» охватывает права физических и юридических лиц и интересы государства, а также для оценки эффективности вложений [2; 26; 42].
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.
Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется российским правительством.
Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с российским законодательством.
Регулирование инвестиционной деятельности предусматривает также государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений.