НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПАЛУБКИ
Пока свежеприготовленная смесь не затвердела, она не имеет определенной формы. Поэтому, чтобы получить железобетонную конструкцию определенных размеров, необходимо бетонную смесь уложить в заранее приготовленную форму или так называемую опалубку. Опалубку обычно делают из дерева, так как дерево плохо сцепляется с бетоном и дешевле, чем металл. При изготовлении железобетонных деталей на специальных заводах целесообразнее применять металлическую опалубку — более долговечную, чем деревянная.
Конструкции, поддерживающие опалубку, в том случае, если они не превышают по высоте одного этажа (или яруса), называются подмостями.
Щиты и другие элементы опалубки делают с учетом их многократного использования. Это удешевляет конструкции из железобетона, так как стоимость опалубки входит в общую стоимость железобетонных работ.
Для изготовления опалубки и лесов применяют полусухой здоровый лес из сосны и других пород. Правильный выбор конструкции опалубки, качество лесоматериала для нее имеют большое значение, потому что элементы лесов и опалубки, кроме собственного веса, выдерживают при производстве работ большую нагрузку от уложенной арматуры, бетонной смеси, работающих людей, а также и оборудования, применяющегося при работах.
На рис. 33 показана типовая конструкция опалубки фундамента (башмака) под колонну. На рисунке видны отдельные дощатые щиты, распорки и стяжки из проволоки, предохраняющие щиты от выпучивания во время укладки и уплотнения бетонной смеси.
На рис. 34 показана типовая конструкция опалубки и подмостей железобетонного перекрытия или одного этажа многоэтажно-
|
тарная раздвижная стойка; 6 — металлические рамки раздвижных стоек: 7 —
диагональная схватка жесткости; 8 — винты (домкраты) для регулирования высоты стоек; 9 —- рамка, в которую устанавливают короб колонны; 10 — про — чистная дверца короба колонны; 11—дощатые подкладки под стойки; 12 — хомуты короба колонны; 13 — подкладка под подкружальную доску; 14 — подкружальная доскй; 15 — прижимная доска; 16 — сшивная планка боксзого щита короба главной балки; 17 — окаймляющая доска опалубки плпты: 16 —
щит опалубки плиты; 19 — кружала под щиты опалубки плиты
После установки коробов колонн устанавливают короба про — гонов, затем второстепенных балок и в — последнюю очередь укладывают щиты опалубки плиты.
Внутренняя форма опалубки и все ее размеры определяют форму и размеры будущей железобетонной конструкции. Поэтому от элементов опалубки требуется большая точность при ее изготовлении и монтаже, а от поддерживающих ее лесов или подмостей, кроме того, соответствующая прочность и устойчивость для сохранения всех проектных размеров в период укладки арматуры и бетонирования.
Необходимость дальнейшего снижения трудоемкости отдельных операций, повышения степени механизации работ и сокращения сроков их выполнения обусловили переход от отдельных опалубочных щитов, которые можно устанавливать вручную, к более крупным элементам. Транспортирование и сборку таких элементов производят только с помощью различных мощных подъемных и монтажных механизмов.
Новыми, более эффективными видами опалубки являются следующие:
1. Крупнопанельная опалубка, щиты (панели) которой имеют размеры по высоте до 3 м, а по длине до 5—6 м (рис. 37).
Для того чтобы крупнопанельные опалубочные щиты при их перевозке и установке, а также при укладке арматурного каркаса и затем бетонной смеси выдержали все возникающие нагрузки, сохраняя при этом необходимую прочность и устойчивость, щиты делаются из досок толщиной 35—40 мм с ребрами и схватками из досок или брусьев, как это показано на рисунке.
. Применение крупнопанельной опалубки особенно выгодно при бетонировании больших массивных конструкций, например опор мостов или стенок шлюзов.
2. Опалубочные блоки. Установка готового короба (блока), собранного из отдельных опалубочных щитов, как это показано на рис. 38, позволяет уменьшить трудоемкость работ по сравнению с обычной сборкой щитов. Для того чтобы опалубочный блок после схватывания бетона легко мог быть снят для переноски и повторной установки на другом месте, необходимо вертикальные плоскости — в конструкции заменить наклонными, как это видно на рисунке.
С этой же целью поверхность щитов опалубки, прилегающая к бетону, обивается тонкой фанерой или кровельной сталью и перед укладкой бетонной смеси смазывается известковым или глиняным молоком.
Недостатком опалубочных блоков является трудность укладки в них арматуры после установки блока. Поэтому такие блоки при
меняются чаще всего для массивных малоармированных конструкций, например фундаментов.
3. Арматурно-опалубочные блоки. Такие блоки состоят из арматурного каркаса, к которому прикреплена опалубка. Напри-
Рис. 37. Крупнопанельный деревянный опалубочный щит: |
/ — палуба из досок толщиной 35—40 мм; 2 — ребра из досок толщиной 35—40 мм иля брусьев; 3—прогоны из парных досок или брусьев; 4— раскосы из досокі 5 — болты с головкой, утопленной заподлицо с опалубкой Рис. 38. Установка автокраном опалубочного блока фундамента* |
мер, к арматурному каркасу балки или прогона может быть прикреплен опалубочный короб, состоящий из щитов днища и боковых стенок и т. п.
58
На рис. 39 изображена конструкция арматурно-опалубочного блока железобетонной балки. Так как блок предназначается для установки на высоте более 6 м, в его конструкцию включена также рабочая площадка, необходимая при укладке и уплотнении бетонной смеси с ограждением, требуемым правилами техники безопасности. Короб опалубки и поддерживающие его конструкции (короткие и удлиненные кружала 10 и 11 и боковые ребра 5) опираются на прогоны 12. Прогоны подвешены к сварному арматурному каркасу при помощи металлических подвесок 14 и планок 13. Сохранение проектных размеров сечения балки при укладке бетонной смеси достигается наличием, кроме боковых ребер 5, схваток 3 и проволочных стяжек 8. Для создания защитного слоя бетона к арматурному каркасу снаружи привариваются специальные обрезки стержней — упоры 2 для щитов опалубки.
Арматурный каркас в этом случае должен быть рассчитан так, чтобы он мог воспринимать усилия не только в готовом железобетонном элементе (балке), но и воспринимать нагрузки от опалубки, работающих людей и уложенной бетонной смеси (во время перевозки, установки каркаса и бетонирования).
На рис. 40 изображен момент згстановки краном арматурно — опалубочного каркаса подземного туннеля.
Несущие арматурные каркасы разрешается изготовлять только при помощи сварки.
По техническим условиям на производство и приемку строительных и монтажных работ законченная опалубка должна: 1) соответствовать проектным размерам; 2) иметь возможные отклонения, не превышающие установленных допусков; 3) иметь для горизонтальных конструкций (прогонов, балок) строительный подъем величиной 3 мм на каждый метр длины.
Строительным подъемом называется небольшое возвышение днища опалубки балки в средней части пролета. Этот подъем необходим в связи с неизбежным прогибом деревянных конструкций
опалубки при укладке арматуры и бетонной смеси и позволяет после бетонирования получить горизонтальную нижнюю поверхность балки.
Рис. 41. Инвентарная металлическая
форма для изготовления железобетон-
ных ступеней
ного каркаса форму стягивают винтовыми стяжками, видными на рисунке, и затем производят укладку бетона. Торцевые стенки (на рисунке не показаны) делают деревянными; передвигая их вдоль формы, можно менять длину ступени.