НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПАЛУБКИ

Пока свежеприготовленная смесь не затвердела, она не имеет определенной формы. Поэтому, чтобы получить железобетонную конструкцию определенных размеров, необходимо бетонную смесь уложить в заранее приготовленную форму или так называемую опалубку. Опалубку обычно делают из дерева, так как дерево пло­хо сцепляется с бетоном и дешевле, чем металл. При изготовлении железобетонных деталей на специальных заводах целесообразнее применять металлическую опалубку — более долговечную, чем де­ревянная.

Конструкции, поддерживающие опалубку, в том случае, если они не превышают по высоте одного этажа (или яруса), называ­ются подмостями.

Щиты и другие элементы опалубки делают с учетом их мно­гократного использования. Это удешевляет конструкции из желе­зобетона, так как стоимость опалубки входит в общую стоимость железобетонных работ.

Для изготовления опалубки и лесов применяют полусухой здо­ровый лес из сосны и других пород. Правильный выбор конструк­ции опалубки, качество лесоматериала для нее имеют большое значение, потому что элементы лесов и опалубки, кроме собствен­ного веса, выдерживают при производстве работ большую нагруз­ку от уложенной арматуры, бетонной смеси, работающих людей, а также и оборудования, применяющегося при работах.

На рис. 33 показана типовая конструкция опалубки фундамен­та (башмака) под колонну. На рисунке видны отдельные доща­тые щиты, распорки и стяжки из проволоки, предохраняющие щи­ты от выпучивания во время укладки и уплотнения бетонной смеси.

На рис. 34 показана типовая конструкция опалубки и подмо­стей железобетонного перекрытия или одного этажа многоэтажно-

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПАЛУБКИ

Рис. 33. Типовая конструкция опалубки бетонного фундамента

под колонну:

а — ступенчатого; б — пирамидального

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПАЛУБКИ
тарная раздвижная стойка; 6 — металлические рамки раздвижных стоек: 7 —

диагональная схватка жесткости; 8 — винты (домкраты) для регулирования высоты стоек; 9 —- рамка, в которую устанавливают короб колонны; 10 — про — чистная дверца короба колонны; 11—дощатые подкладки под стойки; 12 — хо­муты короба колонны; 13 — подкладка под подкружальную доску; 14 — под­кружальная доскй; 15 — прижимная доска; 16 — сшивная планка боксзого щита короба главной балки; 17 — окаймляющая доска опалубки плпты: 16 —

щит опалубки плиты; 19 — кружала под щиты опалубки плиты

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПАЛУБКИ

После установки коробов колонн устанавливают короба про — гонов, затем второстепенных балок и в — последнюю очередь укла­дывают щиты опалубки плиты.

Внутренняя форма опалубки и все ее размеры определяют форму и размеры будущей железобетонной конструкции. Поэтому от элементов опалубки требуется большая точность при ее изго­товлении и монтаже, а от поддерживающих ее лесов или подмо­стей, кроме того, соответствующая прочность и устойчивость для сохранения всех проектных размеров в период укладки арматуры и бетонирования.

Подпись: ЛОНКЫ С МЄСТ2МП для примыкания коробов прогонов и балок Необходимость дальнейшего снижения трудоемкости отдель­ных операций, повышения степени механизации работ и сокраще­ния сроков их выполнения обусловили пе­реход от отдельных опалубочных щитов, которые можно устанавливать вручную, к более крупным элементам. Транспорти­рование и сборку таких элементов произ­водят только с помощью различных мощ­ных подъемных и монтажных механизмов.

Новыми, более эффективными видами опалубки являются следующие:

1. Крупнопанельная опалубка, щиты (панели) которой имеют размеры по высо­те до 3 м, а по длине до 5—6 м (рис. 37).

Для того чтобы крупнопанельные опалу­бочные щиты при их перевозке и установ­ке, а также при укладке арматурного кар­каса и затем бетонной смеси выдержали все возникающие нагруз­ки, сохраняя при этом необходимую прочность и устойчивость, щи­ты делаются из досок толщиной 35—40 мм с ребрами и схватками из досок или брусьев, как это показано на рисунке.

. Применение крупнопанельной опалубки особенно выгодно при бетонировании больших массивных конструкций, например опор мостов или стенок шлюзов.

2. Опалубочные блоки. Установка готового короба (блока), собранного из отдельных опалубочных щитов, как это показано на рис. 38, позволяет уменьшить трудоемкость работ по сравне­нию с обычной сборкой щитов. Для того чтобы опалубочный блок после схватывания бетона легко мог быть снят для переноски и повторной установки на другом месте, необходимо вертикальные плоскости — в конструкции заменить наклонными, как это видно на рисунке.

С этой же целью поверхность щитов опалубки, прилегающая к бетону, обивается тонкой фанерой или кровельной сталью и перед укладкой бетонной смеси смазывается известковым или глиняным молоком.

Недостатком опалубочных блоков является трудность укладки в них арматуры после установки блока. Поэтому такие блоки при­
меняются чаще всего для массивных малоармированных конст­рукций, например фундаментов.

3. Арматурно-опалубочные блоки. Такие блоки состоят из арматурного каркаса, к которому прикреплена опалубка. Напри-

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПАЛУБКИ

Рис. 37. Крупнопанельный деревянный опалубочный щит:

/ — палуба из досок толщиной 35—40 мм; 2 — ребра из досок толщиной 35—40 мм иля брусьев; 3—прогоны из парных досок или брусьев; 4— раскосы из досокі 5 — болты с головкой, утопленной заподлицо с опалубкой

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПАЛУБКИ

Рис. 38. Установка автокраном опалубочного блока фун­дамента*

мер, к арматурному каркасу балки или прогона может быть при­креплен опалубочный короб, состоящий из щитов днища и боко­вых стенок и т. п.

58

На рис. 39 изображена конструкция арматурно-опалубочного блока железобетонной балки. Так как блок предназначается для установки на высоте более 6 м, в его конструкцию включена также рабочая площадка, необходимая при укладке и уплотнении бетон­ной смеси с ограждением, требуемым правилами техники безопас­ности. Короб опалубки и поддерживающие его конструкции (короткие и удлиненные кружала 10 и 11 и боковые реб­ра 5) опираются на про­гоны 12. Прогоны под­вешены к сварному ар­матурному каркасу при помощи металлических подвесок 14 и планок 13. Сохранение проект­ных размеров сечения балки при укладке бе­тонной смеси достигает­ся наличием, кроме бо­ковых ребер 5, схваток 3 и проволочных стя­жек 8. Для создания за­щитного слоя бетона к арматурному каркасу снаружи привариваются специальные обрезки стержней — упоры 2 для щитов опалубки.

Подпись:Подпись:Арматурный каркас в этом случае должен быть рассчитан так, чтобы он мог воспринимать усилия не только в готовом железобе­тонном элементе (балке), но и воспринимать нагрузки от опа­лубки, работающих людей и уложенной бетонной смеси (во вре­мя перевозки, установки каркаса и бетонирования).

На рис. 40 изображен момент згстановки краном арматурно — опалубочного каркаса подземного туннеля.

Несущие арматурные каркасы разрешается изготовлять только при помощи сварки.

По техническим условиям на производство и приемку строи­тельных и монтажных работ законченная опалубка должна: 1) со­ответствовать проектным размерам; 2) иметь возможные откло­нения, не превышающие установленных допусков; 3) иметь для горизонтальных конструкций (прогонов, балок) строительный подъем величиной 3 мм на каждый метр длины.

Строительным подъемом называется небольшое возвышение днища опалубки балки в средней части пролета. Этот подъем не­обходим в связи с неизбежным прогибом деревянных конструкций

НАЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ОПАЛУБКИ

опалубки при укладке арматуры и бетонной смеси и позволяет после бетонирования получить горизонтальную нижнюю поверх­ность балки.

Рис. 41. Инвентарная металлическая
форма для изготовления железобетон-
ных ступеней

ного каркаса форму стягивают винтовыми стяжками, видными на рисунке, и затем производят укладку бетона. Торцевые стенки (на рисунке не показаны) делают деревянными; передвигая их вдоль формы, можно менять длину ступени.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики