ВИДЫ АРМАТУРЫ И ЕЕ ДЕТАЛИ

Как указывалось в главе I, в качестве арматуры употребляют главным образом круглую сталь и сталь периодического профиля в виде отдельных прутков диаметром до 40 мм, а также сварен­ную или связанную в арматурные каркасы.

Для элементов массивных железобетонных гидротехнических сооружений, например шлюзов, имеющих большие размеры сече­ний, целесообразно применять стержни крупных диаметров до 90—120 мм. Кроме круглой стали, в качестве арматуры применя­ют сталь и других профилей.

По назначению в бетоне арматуру разделяют на рабочую, рас­пределительную, монтажную и хомуты.

Рабочая арматура воспринимает на себя главным образом растягивающие усилия, возникающие в железобетонных конструк­циях от собственного веса и внешних нагрузок.

или проволочной скруткой, в результате чего ооразуется сетка или каркас.

Подпись: Распределительная арматура служит для равномерного распределения нагрузок между рабочими стержнями и для обеспечения совместной работы всех стержней арматуры. Кроме того, распределительная арматура связывает рабочие стержни между собой, препятствуя смещению рабочей арматуры при бетонировании. Распределительная арматура соединяется с рабочей сваркой

Хомуты служат для предохранения от появления косых трещин в балке около опор и для связывания арматуры в каркас.

Монтажная арматура никаких усилий не воспринимает и служит как для сборки каркаса, так и для обеспечения во время бетонирования точного положения рабочей арматуры и хомутов. При бетонировании монтажная арматура иногда вынимается/

Для лучшего закрепления арматуры в бетоне концы арматур­ных стержней, работающих на растяжение, делают загнутыми в виде крюков (рис. 42).

Подпись: Рис. 42. Типы крюков на концах гладких арматурных стержней: 1 — полукруглый крюк прп машинном гнутье: 2 — полукруглый крюк с прямым участком при ручном гнутье Арматура периодического профиля (см. главу VI), благодаря надежной анкеровке и повышенному сцеплению с бетоном, позво­ляет отказаться от крюков, что способствует экономии металла.

Для совместной работы арматуры с бето­ном необходимо, помимо устройства крюков, оставлять вокруг каждого стержня слой бе­тона; для этого расстояние в свету между отдельными рядами арматурных стержней делается не меньше 25 мм, как показано на рис. 43. На этом же рисунке показан так на­зываемый защитный слой бетона (между ар­матурными стержнями и поверхностью кон­струкции), предохраняющий арматуру от воздействия огня при пожаре и от ржавле­ния.

В соответствии с техническими условиями толщина защитного слоя для рабочей арма­туры конструкций из тяжелого бетона должна быть:

а) в плитах и стенках толщиной до 10 см — не меньше 10 дш;

б) в плитах и стенках толщиной более 10 см и в ребрах пере­крытий — не меньше 15 мм;

в) в балках и колоннах при диаметре продольной арматуры до 20 мм — не меньше 20 мм, а при диаметре арматуры более 20 мм — не меньше 25 мм.

При диаметре продольной арматуры более 35 мм рекомен­дуется толщина защитного слоя не менее 30 мм, а при примене­нии фасонных прокатных профилей — 50 мм.

Хомуты и поперечные стержни должны отстоять от поверхно­сти бетона не меньше чем на 15 мм.

В железобетонных трубах расстояние от стержня продольной арматуры до внутренней поверхности трубы должно быть не меньше, чем до наружной.

В сборных железобетонных конструкциях заводского изготов­ления из тяжелого бетона марки не менее 200 толщина защитного слоя может быть уменьшена на 5 мм, но в любом случае должна быть не меньше 10 мм для плит и 20 мм для балок и колонн.

На рис. 44 изображена арматура основных элементов железо­бетонных конструкций. Арматура колонны или стойки (рис. 44,а) состоит из вертикальных рабочих стержней и охватывающих их хомутов. Хомуты в данном случае являются распределительной арматурой.

Арматура балки (рис. 44, б) более сложна, чем арматура ко­лонны. Рабочие стержни располагаются в нижней части сечения, где при изгибе балки возникают наибольшие растягивающие уси­лия. Часть рабочих стержней отгибают под углом 45° для того, чтобы воспрепятствовать возможному появлению трещин у опор балок, а также для перевода стержней снизу вверх или наоборот. Подобные стержни носят название «утки». По длине балки рав­номерно распределены хомуты. В верхней части балки проходят два монтажных стержня, необходимые для удержания хомутов при бетонировании в проектном положении и для возможности объединения всей арматуры в один каркас. Каркас доставляют на ‘строительство и устанавливают в опалубку в готовом виде.

Арматура плиты (рис. 44, в) состоит из рабочих стержней и располагающихся под прямым углом к ним распределительных стержней. Часть рабочих стержней, так же как и у балки, делают

Монтажные стержни

Рис. 44. Арматура железобетонных конструкций: а — колонны; б — балки; о — плиты

с отгибами; угол отгиба для плит толщиной не более 10 см бе­рется равным 30°.

Построение отгибов под различными углами показано на рис. 45.

На рис. 46 показаны наиболее часто встречающиеся формы за­готовленных рабочих стержней и хомутов и приведены их произ­водственные названия.

Стороны хомутов обычно называются ветвями. Многоугольные хомуты встречаются в стойках и сваях, а хомуты с затяжкой — в стойках прямоугольного сечения.

Срезом в хомуте балки (прогона) называется пересечение од­ной из ветвей хомута горизонтальной или наклонной плос­костью.

Прочность заделки в бетоне отдельных стержней арматуры с гладкой поверхностью достигается загибанием крюков на каждом конце стержня. Для стержней периодического профиля достаточ­но продление прямого кон­ца стержня без крюка за сечение, где стержень не нужен по расчету.

При наличии арматур­ных стержней короче необ­ходимой длины их прихо­дится стыковать. Сущест­вуют следующие способы

стыковых соединений: вна — „

Рис. 47. Стык арматурных стержней внах-

хлестку ^ СО связыванием лесхку с креплением вязальной проволокой: ВЯЗаЛЬИОИ ПРОВОЛОКОЙ (рИС. а — в зоне растяжения; б—в зоне сжатия

47); встык с помощью

электросварочной машины; встык с накладками с помощью дуго­вой электросварки.

При стыковании стержней внахлестку без сварки в местах стыкования стержни должны быть связаны вязальной проволокой двойными узлами в трех местах: по середине и по концам стыка. Длина нахлестки в конструкциях из тяжелого бетона берется по табл. 9. Такие стыки допускаются по техническим условиям для ар­матуры диаметром не более 16 мм с условием, что в любом сече­нии железобетонного элемента должно стыковаться не более lU стержней.

Для гладкой стали учитывается фактический диаметр стерж­ня, для холодносплющенной — диаметр стержня до сплющивания, для горячекатаной периодического профиля — номер профиля (равный расчетному диаметру).

При размещении связанных внахлестку стыков в зоне растяже­ния их располагают в средней трети пролета балки или плиты, а также в средней трети верхней зоны на промежуточных опорах (рис. 48). Крюки стыков не должны выступать за очертания арма­турного каркаса.

5 Л. С. Торопов

Инструкцией по применению сварных каркасов и сеток в же­лезобетонных конструкциях (И 122-50) предусматривается свар­ка рулонных и плоских сеток из арматуры диаметрами dx и cl2 от 3 до 10 мм, шириной В до 2700 мм с размерами ячейки v от 50 до 150 мм и и от 100 до 200 мм. Длина А для плоских сеток пре­дусматривается до 5100 мм, а для рулонных сеток не нормируется и ограничивается лишь общим весом рулона в 150 кг.

2. Сварные пакеты, представляющие собой элементы из не­скольких часто расположенных стержней большого диаметра, сое­диненных редко расположен­ными короткими монтажны­ми стержнями. На рис. 50 по­казана конструкция арматур­ного пакета, являющегося частью арматуры железобе­тонной фермы и состоящего из четырех стержней диамет­ром 50 мм, к которым прива­рены монтажные планки се­чением 30X30 мм и хомуты.

Хомуты и часть рабочих стержней, имеющих на кон­цах анкерующие отгибы, не­обходимы для соединения пакета с другими сварными арматурными элементами фермы. Пакеты обычно изготовляются для армирования ферм, балок большой длины и сечения, высоких вертикальных и наклонных стенок и других железобетонных кон­струкций больших размеров и объема.

3. Сварные плоские каркасы. Такие каркасы обычно состоят из продольной арматуры, образующей один или два так называе­мых пояса и соединяющей их решетки. Решетка может быть сде-

лана в виде отдельных вертикальных или наклонных стержней или непрерывного стержня (так называемой змейки). На рис. 51 изображены основные виды сварных плоских арматурных карка­сов. Объединение двух плоских каркасов в один (рис. 51, в) про-

изводится с целью уменьшения числа монтажных единиц и трудо­емкости работ, а также для уменьшения ширимы и веса железо­бетонных балок. Возможно объединение сварных каркасов при расположении их в разных плоскостях, как это показано на рис. 52.

Наличие большого количества поперечных стержней в карка­сах, изготовленных точечной сваркой (см. рис. 51, а), создает на­дежное зааикеривание в бетоне продольных стержней но всей их длине и позволяет отказаться от загибания крюков. При примене­нии плоских каркасов отпадает также надобность в использова­нии обычных хомутов. Горизонтальные участки хомутов, необ­
ходимые только по монтажным соображениям, при применении плоских каркасов отсутствуют. На рис. 53 изображено армирова­ние балки прямоугольного сечения несколькими плоскими свар­ными каркасами. Хомуты отсутствуют, а их горизон­тальные ветви заменены несколькими монтажными стержнями по всей длине балки (на рисунке такой стержень показан пункти­ром).

4. Сварные простран­ственные (или объемные) каркасы. Эти каркасы мо­гут быть составлены из не­скольких плоских карка­сов. Соединяют их между собой специальными мон­тажными стержнями или сваривают сразу в виде пространственной системы стержней, включающей продольные рабочие стер­жни и поперечные связи.

Связями могут служить

обычные хомуты или непрерывные решетки — змейки, как И 3 плоских каркасах. На рис. 54 изображены примеры конструкции сварного пространственного арматурного каркаса для железобе­тонной колонны.

Сварные арматурные каркасы могут быть различного типа.

Обычно арматура каркаса рассчитывается только на совмест­ную работу с бетоном при эксплуатации железобетонной конст­рукции, т. е. на восприятие собственного веса и так называемых внешних нагрузок (веса людей, оборудования, различных материа­лов).

В последнее время все большее применение находят так назы­ваемые арматурные несущие каркасы. Несущий каркас рассчиты­вается, помимо основной его работы совместно с бетоном, на раз­личные временные нагрузки, возникающие при производстве ра­бот; такими нагрузками являются вес опалубки, вес транспорт­ных приспособлений для подачи бетонной смеси, вес работающих на укладке бетонной смеси людей и, наконец, вес самой уклады­ваемой бетонной смеси и ее боковое давление. Применение несу­щих арматурных каркасов позволяет обойтись без специальных лесов, поддерживающих опалубку, и, таким образом, уменьшает расход лесоматериала и сокращает трудоемкость и сроки работ.

Для несущих каркасов, чтобы сделать их более жесткими (по сравнению с обычными), часто применяют вместо арматурных

стержней круглого сечения жесткие прокатные профили; уголки, двутавры и швеллеры, полосовую и квадратную сталь.

На рис. 55 изображены конструкции несущих каркасов колон-

а — каркас колонны с рабочей арматурой из четырех уголков и решеткой из круг-
лых стержней; б—каркас балки с поясами из уголков и решеткой нз круглых
стержней: 1 — поперечные связи, 2 — каркас колонны, к которой примыкает бал-
ка; 3 — раскосы решетки; 4 — стойки решетки

О

ны и балки. Раскосы включаются в конструкцию каркасов для повышения жесткости.

Опалубка к заготовленным несущим каркасам может крепить­ся после их установки в проектное положение на строительной площадке или быть навешена на каркасы перед их перевозкой на место установки. В последнем случае они называются арматурно — опалубочными блоками.

Каркасы готовятся на тех же производственных предприятиях строительства, на которых производится заготовка арматурных стержней.

Каркасы транспортируют на строительную площадку и устанав­ливают в приготовленную опалубку.

Применение каркасов уменьшает трудоемкость работ на стро­ительной площадке, сокращает сроки строительства и удешевляет его стоимость, так как в условиях централизованного производст­венного предприятия с массовым выпуском однотипных изделий более эффективно используются механизмы, инвентарь и раз­личные приспособления. При этом легко организовать использова­ние отходов.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики