СВАРКА И ВЯЗКА АРМАТУРНЫХ КАРКАСОВ БАЛОК,. КОЛОНН И ДРУГИХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ. КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
§ 36. СВАРКА КАРКАСОВ
Сварка пространственных каркасов из штучной заготовленной арматуры или из заготовленных плоских каркасов может производиться как в условиях централизованного изготовления их на специализированном производственном предприятии, так и непосредственно на строительной площадке.
Сварка на строительной площадке особенно целесообразна в тех случаях, когда должны готовиться каркасы с большими размерами поперечного сечения или большой длины, что затрудняет их перевозку.
Применение сварки по сравнению с ручной вязкой в несколько раз снижает трудоемкость этой операции и требует, как правило, арматурщиков с более низкой квалификацией. Несущие каркасы допускается ‘ изготовлять только при помощи сварки. При перевозке возможность деформирования сварных каркасов гораздо меньше, чем вязаных.
Пространственные арматурные конструкции, как правило, изготовляются в два приема: сначала собираются и свариваются плоские элементы, затем плоские элементы устанавливаются или в вертикальное положение или один над другим на требуемых расстояниях друг от друга в специальных кондукторах, раскрепляются связями и после проверки правильности сборки свариваются.
Форма и размеры стеллажей и кондукторов, предназначаемых для изготовления сварной арматуры, зависят от диаметра стержней и формы подлежащих изготовлению арматурных конструкций. Стеллажи и кондукторы должны изготовляться с большой точностью (допуски в размерах не более ±3 мм). Точность изготовления стеллажей и кондукторов проверяется путем сличения их размеров с размерами арматурных элементов и путем изготовления пробного образца сетки и каркаса. На каждый проверяемый стеллаж или кондуктор составляется акт о его пригодности и ставится клеймо ОТ К.
При изготовлении сварных каркасов и сеток из арматуры диаметром более 16 мм для предупреждения искривления элементов, происходящего под действием высокой температуры при сварке, свариваемая арматура крепится к стеллажам или кондукторам прихватками дуговой электросваркой или струбцинами.
При сборке плоских арматурных каркасов сложной конфигурации раскладку стержней следует начинать с контурных элементов, затем производить раскладку решетки. Раскладку решетки рекомендуется начинать с одного из мест изменения положения контурных стержней (с места перелома в очертании каркаса) или мест, позволяющих точно установить положение укладываемого стержня решетки.
После раскладки всех стержней проверяется правильность сборки, размечается положение и длина швов и производится сварка. Для предупреждения деформаций под действием высокой температуры при сварке арматуры из стержней больших диаметров (25—30 мм и более) порядок и последовательность наложения сварных швов следует назначать предварительно, до начала сварки арматурных конструкций.
При массовом изготовлении однотипных плоских каркасов для сборки отдельных стержней, фиксации их расположения и сварки в узлах может быть рекомендован следующий способ.
На плоских стеллажах, составленных из швеллеров или двутавров раскладываются заготовленные стержни в соответствии с проектом каркаса. Путем прихватки дуговой сваркой основные стержни крепятся к стеллажам и между собой и производится тщательная выверка собранного каркаса. После проверки и разметки длины швов стержни каркаса в узлах свариваются дуговой сваркой. По окончании сборки и сварки первого каркаса в местах изгибов и сопряжения стержней к стеллажам привариваются фиксирующие упоры. Приваренные к стеллажам упоры при изготовлении ‘Следующих каркасов образуют шаблон, в который укладываются стержни каркаса и производится сварка.
В зависимости от диаметра свариваемых стержней при сварке пространственных каркасов может быть применена контактная точечная или дуговая электросварка.
Оборудование для контактной точечной сварки, учитывая возможность сварки непосредственно на строительной площадке и необходимость сварки арматурных каркасов самых разнообразных размеров и очертаний, должно быть, как правило, передвижным. Этим условиям удовлетворяют так называемые сварочные клещи, которые позволяют производить точечную сварку арматурных каркасов и сеток любых размеров и очертаний. Применение на строительных площадках подвесной сварочной машины МТПГ-75 с пневмогидравлическим механизмом сжатия электродов подтвердило их эффективность. Агрегат, необходимый для работы сварочной машины (рис. 153), состоит из сварочного трансформатора 8, контактора для включения сварочного тока,
1S7
электронного регулятора времени 6 и сварочных клещей / типа КТГ-75. Все части агрегата соединены шлангами для подачи электрического тока, охлаждающей воды, сжатого воздуха и масла (для осуществления давления при сжатии электродов).
Сварочный трансформатор мощностью 75 кет работает от сети переменного тока напряжением 380 в. Контактор служит для включения первичной обмотки сварочного трансформатора. Электронным регулятором времени (РВЭ) автоматически обеспечивается необходимая продолжительность операций, составляющих цикл сварки, а именно:
а) сжатие электродами свариваемых деталей с постепенным увеличением давления до установленной величины;
б) прохождение тока во время сварки;
в) выдержка места сварки под давлением, с выключенным током.
Клещи КТГ выпускаются трех типов со следующими характеристиками (табл. 32).
Таблица 32
Характеристики клещей КТГ
|
Любой тип клещей допускает поворот их на 360 , и они могут подвешиваться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении с уравновешиванием их противовесом. Прием работы клещами показан на рис. 154.
Для облегчения сварки каркасов колонн (в лежачем положении) рекомендуется предварительно заготовлять два элемента Г-образного сечения, которые затем свариваются по длине, образуя законченный каркас. Длина кабелей и шлангов, соединяющих клещи с трансформатором и механизмом, управляющим давлением, составляет от 1,5 до 2,5 мм. Чем длиннее шланги и кабели, тем больше маневренность клещей, но тем меньше их полезная мощность.
Сварка клещами МТПГ-75 может применяться как для укругт — нительной сварки плоских каркасов и сеток, так и для полней сварки каркасов и сеток из отдельных стержней. Пример организации рабочего места при работе этими клещами приведен на рис. 155.
Сборку и сварку пространственных каркасов производит звено в составе четырех человек: сварщика, его помощника и двух подсобных рабочих.
Операции выполняются в следующем порядке. В то время как подсобные рабочие укладывают на кондуктор сетку, устанавливают и закрепляют на нем плоский каркас (боковину), сварщик
и его помощник подносят к посту сборки из штабеля два плоских каркаса, один из которых также устанавливают и закрепляют на кондукторе. Затем подсобные рабочие присоединяют и закрепляют к боковым каркасам с двух сторон торцевые, а сварщик, перемещаясь с клещами вдоль кондуктора, приваривает концы поперечных прутьев сетки к продольным стержням вертикально стоящих каркасов (боковин). Помощник сварщика в это время устанавливает перемычки и загибает продольные прутья сетки к торцевым каркасам.
Машина МТПГ-75 управляется автоматически. В соответствии с толщиной металла и требуемым режимом сварки трансформатор переключается на ту или иную из 16 ступеней. При помощи воздушного редуктора устанавливается требуемое давление электродов. При помощи
четырех небольших рукояток регулятора времени задается продолжительность каждого из четырех последовательных процессов, составляющих цикл сварки.
После настройки сварщик захватывает клещами намеченный к сварке узел и нажимает одну из двух кнопок управления, находящихся на ручках клещей. С этого момента все процессы производятся автоматически. Когда сварщик отпустит кнопку, процесс сварки дойдет до конца, после чего клещи остановятся в раскрытом положении.
Продолжительность постановки одной точки при работе клещами на сварке арматурных каркасов и сеток составляет от 5 до 10—15 секунд в зависимости от конфигурации изделия, толщины металла, мастерства сваршика и т. д.
Помимо машины МТПГ-75, для изготовления пространственных каркасов, применяют также сварочные клещи СК-75 (рис. 156), смонтированные на передвижной тележке. Приемы работы оварщика на них такие же, как и с клещами КТГ-75. Характеристика клещей приводится ниже.
Техническая характеристика сварочных клещей СК-75
Диаметр свариваемой арматуры в мм…. до 20
Мощность сварочного трансформатора в кет . 75
Первичное напряжение в в. •………………………………….. 220 380
Число ступеней регулирования……………………………………………….. 16
Предел регулирования вторичного напряжения
трансформатора в в………………………………………………………………. 5—19
Максимальное давление между электродами в кг 350
Механизм сжатия……………………………………………………… гидравлический
Рабочий ход электрода в мм .•«••••. 45
Длина безиндукционного кабеля в м. • • • • 3,5
Вес скобы (клещей) в кг • ……………………………………….. 5,5
Габаритные размеры сварочных клещей в мм:
При дуговой электросварке пространственных каркасов применяется оборудование и электроды, описанные ранее в главе VII. Для прижатия пересекающихся стержней в момент сварки обычно пользуются специальными рычагами (рис. 157).
При дуговой сварке ненесущих каркасов из горячекатанной арматуры периодического профиля допускается устройство отгибов с присоединением отогнутого конца стержня к продольной арматуре двумя фланговыми швами, как показано на рис. 158. Угол наклона отогнутого стержня к продольной оси железобетонного элемента допускается не более 60°.
• Приемка сварных сеток и каркасов производится на месте их изготовления в количестве 5% от общего числа изделий путем:
а) внешнего осмотра и обмера изделий для проверки соответствия рабочим чертежам. Отклонения от общих размеров допускаются не более ±10 мм, а при размере изделия в измеряемом направлении менее 600 мм — не более ±5 лш. Отклонения от про-
ектных расстояний между стержнями допускаются не более ±5 мм. Все стержни после сварки должны быть прямолинейными, а в плоских каркасах и сетках располагаться параллельно одной
и той же плоскости. Отклонение стержня от плоскости допускается при длине до 2 м не более 10 мм, а при длине более 2 м — до
15 мм. Для гнутых сеток или каркасов это требование относится к каждому их плоскому участку;
б) лабораторных испытаний прочности на срез сварного соединения и на растяжение стыка;
в) проверки смещения осей стержней в стыках, выполненных при помощи контактной сварки. Проверка производится при помощи специального шаблона, изображенного на рис. 159;
г) контроля качества сварки загибом конца одного из стержней на 90° из плоскости сетки (рис. 160), его обратного выпрямления и разрушения молотком. При изгибе и выпрямлении соедиие-
ниє не должно разрушаться и не должно появляться трещин, а при разрушении молотком сварная точка в изломе должна быть блестящей, без пор, раковин и трещин.
Если при внешнем осмотре и простукивании обнаруживаются сварные соединения, издающие глухой звук, имеющие трещины и т. п., производится контрольная разрезка таких соединений ножовкой или контрольная засверловка для выявления причин дефекта.