СВАРКА И ВЯЗКА АРМАТУРНЫХ КАРКАСОВ БАЛОК,. КОЛОНН И ДРУГИХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ. КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

§ 36. СВАРКА КАРКАСОВ

Сварка пространственных каркасов из штучной заготовленной арматуры или из заготовленных плоских каркасов может про­изводиться как в условиях централизованного изготовления их на специализированном производственном предприятии, так и не­посредственно на строительной площадке.

Сварка на строительной площадке особенно целесообразна в тех случаях, когда должны готовиться каркасы с большими раз­мерами поперечного сечения или большой длины, что затрудня­ет их перевозку.

Применение сварки по сравнению с ручной вязкой в несколь­ко раз снижает трудоемкость этой операции и требует, как пра­вило, арматурщиков с более низкой квалификацией. Несущие каркасы допускается ‘ изготовлять только при помощи сварки. При перевозке возможность деформирования сварных каркасов гораздо меньше, чем вязаных.

Пространственные арматурные конструкции, как правило, изготовляются в два приема: сначала собираются и свариваются плоские элементы, затем плоские элементы устанавливаются или в вертикальное положение или один над другим на требуемых расстояниях друг от друга в специальных кондукторах, раскреп­ляются связями и после проверки правильности сборки свари­ваются.

Форма и размеры стеллажей и кондукторов, предназначае­мых для изготовления сварной арматуры, зависят от диаметра стержней и формы подлежащих изготовлению арматурных кон­струкций. Стеллажи и кондукторы должны изготовляться с боль­шой точностью (допуски в размерах не более ±3 мм). Точность изготовления стеллажей и кондукторов проверяется путем сли­чения их размеров с размерами арматурных элементов и путем изготовления пробного образца сетки и каркаса. На каждый про­веряемый стеллаж или кондуктор составляется акт о его пригод­ности и ставится клеймо ОТ К.

При изготовлении сварных каркасов и сеток из арматуры диа­метром более 16 мм для предупреждения искривления элементов, происходящего под действием высокой температуры при сварке, свариваемая арматура крепится к стеллажам или кондукторам прихватками дуговой электросваркой или струбцинами.

При сборке плоских арматурных каркасов сложной конфигу­рации раскладку стержней следует начинать с контурных элемен­тов, затем производить раскладку решетки. Раскладку решетки рекомендуется начинать с одного из мест изменения положения контурных стержней (с места перелома в очертании каркаса) или мест, позволяющих точно установить положение укладываемого стержня решетки.

После раскладки всех стержней проверяется правильность сборки, размечается положение и длина швов и производится сварка. Для предупреждения деформаций под действием высокой температуры при сварке арматуры из стержней больших диамет­ров (25—30 мм и более) порядок и последовательность наложе­ния сварных швов следует назначать предварительно, до начала сварки арматурных конструкций.

При массовом изготовлении однотипных плоских каркасов для сборки отдельных стержней, фиксации их расположения и свар­ки в узлах может быть рекомендован следующий способ.

На плоских стеллажах, составленных из швеллеров или дву­тавров раскладываются заготовленные стержни в соответствии с проектом каркаса. Путем прихватки дуговой сваркой основные стержни крепятся к стеллажам и между собой и производится тщательная выверка собранного каркаса. После проверки и раз­метки длины швов стержни каркаса в узлах свариваются дуго­вой сваркой. По окончании сборки и сварки первого каркаса в местах изгибов и сопряжения стержней к стеллажам привари­ваются фиксирующие упоры. Приваренные к стеллажам упоры при изготовлении ‘Следующих каркасов образуют шаблон, в ко­торый укладываются стержни каркаса и производится сварка.

В зависимости от диаметра свариваемых стержней при свар­ке пространственных каркасов может быть применена контакт­ная точечная или дуговая электросварка.

Оборудование для контактной точечной сварки, учитывая воз­можность сварки непосредственно на строительной площадке и необходимость сварки арматурных каркасов самых разнообраз­ных размеров и очертаний, должно быть, как правило, передвиж­ным. Этим условиям удовлетворяют так называемые сварочные клещи, которые позволяют производить точечную сварку арма­турных каркасов и сеток любых размеров и очертаний. Примене­ние на строительных площадках подвесной сварочной машины МТПГ-75 с пневмогидравлическим механизмом сжатия электро­дов подтвердило их эффективность. Агрегат, необходимый для работы сварочной машины (рис. 153), состоит из сварочного трансформатора 8, контактора для включения сварочного тока,

1S7

электронного регулятора времени 6 и сварочных клещей / типа КТГ-75. Все части агрегата соединены шлангами для подачи электрического тока, охлаждающей воды, сжатого воздуха и масла (для осуществления давления при сжатии электродов).

Сварочный трансформатор мощностью 75 кет работает от сети переменного тока напряжением 380 в. Контактор служит для включения первичной обмотки сварочного трансформатора. Электронным регулятором времени (РВЭ) автоматически обес­печивается необходимая продолжительность операций, составля­ющих цикл сварки, а именно:

а) сжатие электродами свариваемых деталей с постепенным увеличением давления до установленной величины;

б) прохождение тока во время сварки;

в) выдержка места сварки под давлением, с выключенным током.

Клещи КТГ выпускаются трех типов со следующими характе­ристиками (табл. 32).

Таблица 32

Характеристики клещей КТГ

Полезный вылет в мм

Наибольший ход элект­рода в мм

Максимальное усилие сжатия электродов в кг

Бес

клещей в кг

Расход ох­лаждающей воды в л час

КТГ -75-1

42

25

275

14,5

600

КТГ-75-2

125

30

200

12,5

845

КТГ-75-3

140

25

250

9,0

600

Любой тип клещей допускает поворот их на 360 , и они мо­гут подвешиваться как в вертикальном, так и в горизонтальном положении с уравновешиванием их противовесом. Прием работы клещами показан на рис. 154.

Для облегчения сварки каркасов колонн (в лежачем положе­нии) рекомендуется предварительно заготовлять два элемента Г-образного сечения, которые затем свариваются по длине, об­разуя законченный каркас. Длина кабелей и шлангов, соединя­ющих клещи с трансформатором и механизмом, управляющим давлением, составляет от 1,5 до 2,5 мм. Чем длиннее шланги и ка­бели, тем больше маневренность клещей, но тем меньше их по­лезная мощность.

Сварка клещами МТПГ-75 может применяться как для укругт — нительной сварки плоских каркасов и сеток, так и для полней сварки каркасов и сеток из отдельных стержней. Пример орга­низации рабочего места при работе этими клещами приведен на рис. 155.

Сборку и сварку пространственных каркасов производит зве­но в составе четырех человек: сварщика, его помощника и двух подсобных рабочих.

Операции выполняются в следующем порядке. В то время как подсобные рабочие укладывают на кондуктор сетку, устанавли­вают и закрепляют на нем плоский каркас (боковину), сварщик

и его помощник подносят к по­сту сборки из штабеля два пло­ских каркаса, один из которых также устанавливают и закреп­ляют на кондукторе. Затем подсобные рабочие присоеди­няют и закрепляют к боковым каркасам с двух сторон торце­вые, а сварщик, перемещаясь с клещами вдоль кондуктора, приваривает концы поперечных прутьев сетки к продольным стержням вертикально стоящих каркасов (боковин). Помощ­ник сварщика в это время уста­навливает перемычки и заги­бает продольные прутья сетки к торцевым каркасам.

Машина МТПГ-75 управ­ляется автоматически. В соот­ветствии с толщиной металла и требуемым режимом сварки трансформатор переключается на ту или иную из 16 ступеней. При помощи воздушного редуктора устанавливается требуемое давление электродов. При помощи

четырех небольших рукояток регулятора времени задается продол­жительность каждого из четырех последовательных процессов, составляющих цикл сварки.

После настройки сварщик захватывает клещами намеченный к сварке узел и нажимает одну из двух кнопок управления, на­ходящихся на ручках клещей. С этого момента все процессы про­изводятся автоматически. Когда сварщик отпустит кнопку, про­цесс сварки дойдет до конца, после чего клещи остановятся в раскрытом положении.

Продолжительность постановки одной точки при работе кле­щами на сварке арматурных каркасов и сеток составляет от 5 до 10—15 секунд в зависимости от конфигурации изделия, толщи­ны металла, мастерства сваршика и т. д.

Помимо машины МТПГ-75, для изготовления пространствен­ных каркасов, применяют также сварочные клещи СК-75 (рис. 156), смонтированные на передвижной тележке. Приемы работы оварщика на них такие же, как и с клещами КТГ-75. Характери­стика клещей приводится ниже.

Техническая характеристика сварочных клещей СК-75

Диаметр свариваемой арматуры в мм…. до 20

Мощность сварочного трансформатора в кет . 75

Первичное напряжение в в. •………………………………….. 220 380

Число ступеней регулирования……………………………………………….. 16

Предел регулирования вторичного напряжения

трансформатора в в………………………………………………………………. 5—19

Максимальное давление между электродами в кг 350

Механизм сжатия……………………………………………………… гидравлический

Рабочий ход электрода в мм .•«••••. 45

Длина безиндукционного кабеля в м. • • • • 3,5

Вес скобы (клещей) в кг • ……………………………………….. 5,5

Габаритные размеры сварочных клещей в мм:

При дуговой электросварке пространственных каркасов приме­няется оборудование и электроды, описанные ранее в главе VII. Для прижатия пересекающихся стержней в момент сварки обычно пользуются специальными рычагами (рис. 157).

При дуговой сварке ненесущих каркасов из горячекатанной ар­матуры периодического профиля допускается устройство отгибов с присоединением отогнутого конца стержня к продольной армату­ре двумя фланговыми швами, как показано на рис. 158. Угол на­клона отогнутого стержня к продольной оси железобетонного эле­мента допускается не более 60°.

• Приемка сварных сеток и каркасов производится на месте их изготовления в количестве 5% от общего числа изделий путем:

а) внешнего осмотра и обмера изделий для проверки соответ­ствия рабочим чертежам. Отклонения от общих размеров допуска­ются не более ±10 мм, а при размере изделия в измеряемом на­правлении менее 600 мм — не более ±5 лш. Отклонения от про-

ектных расстояний между стержнями допускаются не более ±5 мм. Все стержни после сварки должны быть прямолинейными, а в плоских каркасах и сетках располагаться параллельно одной

и той же плоскости. Отклонение стержня от плоскости допускается при длине до 2 м не более 10 мм, а при длине более 2 м — до

15 мм. Для гнутых сеток или каркасов это требование отно­сится к каждому их плоскому участку;

б) лабораторных испытаний прочности на срез сварного со­единения и на растяжение сты­ка;

в) проверки смещения осей стержней в стыках, выполнен­ных при помощи контактной сварки. Проверка производит­ся при помощи специального шаблона, изображенного на рис. 159;

г) контроля качества сварки загибом конца одного из стерж­ней на 90° из плоскости сетки (рис. 160), его обратного выпрямле­ния и разрушения молотком. При изгибе и выпрямлении соедиие-

ниє не должно разрушаться и не должно появляться трещин, а при разрушении молотком сварная точка в изломе должна быть блестящей, без пор, раковин и трещин.

Если при внешнем осмотре и простукивании обнаруживаются сварные соединения, издающие глухой звук, имеющие трещины и т. п., производится контрольная разрезка таких соединений ножов­кой или контрольная засверловка для выявления причин дефекта.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики