ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ
§ 43. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Помимо правил техники безопасности, соблюдаемых при производстве отдельных видов строительных работ и отдельных операций в арматурных работах, на каждой строительной площадке должны соблюдаться общие правила техники безопасности, знание которых необходимо каждому работающему.
Для предупреждения несчастных случаев необходимо знать основные их причины. Такими причинами могут быть:
а) отсутствие у рабочих нужной квалификации и допуск их к работе без инструктажа;
б) отсутствие спецодежды и индивидуальных защитных приспособлений, соответствующих выполняемой работе;
в) неправильное или небрежное производство строительно-монтажных работ;
г) применение неисправного инвентаря, приспособлений и инструмента;
д) неправильное обращение со строительными машинами и механизированным инструментом;
е) невыполнение требований, предъявляемых к эксплуатации транспорта и производству погрузочно-разгрузочных операций;
ж) неправильное и неумелое обращение с электропроводкой, а также машинами, приводимыми в действие электрическим током;
з) недостаточное электроосвещение рабочих мест в темное время суток.
Большое значение для устранения причин возможного травматизма имеет предварительная подготовка территории строительной площадки, заключающаяся в ее ограждении, в создании проходов и проездов, в планировке площадки, в установке предупредительных и запрещающих надписей, в правильном размещении открытых складов и в устройстве временного освещения.
При наличии автотранспорта необходимо выполнять все правила уличного движения, не допускать превышения скорости движения автомашин сверх установленной для данной строительной площадки или отдельного ее участка. Для этого автодороги на строительстве снабжаются предупредительными знаками, известными всем водителям.
При перевозке людей на грузовых машинах кузовы машин оборудуются согласно правилам, установленным Госавтоинспекцией.
Несчастные случаи, связанные с электротоком (электротравматизм), происходят при непосредственном прикосновении незащищенной части тела рабочего к открытым токонесущим проводам и устройствам, >а также к металлическим частям установок и конструкций, которые могут оказаться под напряжением. В таких случаях тело человека служит проводником электрического тока. В зависимости от условий поражение током может привести к различным последствиям.
Смертельным для человека является ток силой от 0,1 а и выше. При токе силой 0,05—0,1 а наступает обморочное состояние, иногда смерть.
Только токи силой ниже 0,05 а считаются безопасными для человека.
Большое значение имеет также величина напряжения. Практика показала, что безопасными можно считать напряжения только до 36 в.
На степень поражения человека электрическим током влияет его состояние (усталость и др.), а также влажность воздуха в помещении.
Главнейшим профилактическим мероприятием против поражения электрическим током является заземление электрических установок и их частей, не находящихся под напряжением в нормальной обстановке, но могущих оказаться под напряжением при повреждении изоляции.
По существующим правилам заземляются все металлические части установок и конструкций, которые могут оказаться под напряжением, например корпуса трансформаторов, электроинструментов (вибраторов и др.), монтируемые металлические конструкции, башенные краны и т. д.
Важное значение имеет также применение электропроводки из изолированных проводов на изоляторах и защита временной электросети от механических повреждений путем подвески проводов на высоте, недоступной для человека и автотранспорта. Источники тока и трансформаторы, как правило, размещают в отдельных будках.
Индивидуальными защитными средствами от поражения электрическим током являются в основном резиновые перчатки, сапоги (или специальные боты), используемые сварщиками арматуры и бетонщиками, работающими с вибраторами.
Кроме указанных выше мероприятий, применяются различные
15 А. С. Торопов 225
плакаты и надписи, предостерегающие («не трогать — смертельно»), запрещающие («не включать — работают люди») и разрешающие («работать здесь»).
При использовании подъемных механизмов различных типов главную опасность представляют обрыв троса и падение груза. Для предупреждения несчастного случая вокруг такого механизма устанавливается охранная зона, площадь которой зависит от радиуса действия крана. В пределах зоны во время работы механизма никто не должен находиться.
Не допускается раскачивание груза, оставление его на весу и работа при ветре более 6 баллов. На каждом кране устанавливается таблица предельной грузоподъемности в зависимости от вылета стрелы.
Каждый подъемный механизм, в зависимости от его типа и грузоподъемности, должен быть перед началом работ проверен представителем инспекции Котлонадзора.
Вспомогательные приспособления кранов (крюки, тросы, полиспасты, лебедки) надо регулярно проверять с целью устранения возможных повреждений.
У рабочего места моториста необходимо иметь краткую инструкцию, содержащую основные требования правил техники безопасности.
Все рабочие, обслуживающие механизмы с движущимися и вращающимися частями, снабжаются удобной спецодеждой без развевающихся концов во избежание захвата их вращающимися частями машин. Женщины должны иметь головной убор, плотно закрывающий волосы.
По правилам техники безопасности все вращающиеся части машин: шестерни, маховики, валы, трансмиссии и т. п. ограждаются кожухами на высоту не менее 2 м от пола. Самыми эффективными являются ограждения, сблокированные с пусковыми приспособлениями. При этом открытие или снятие ограждения автоматически останавливает двигатель и работа механизма прекращается. Не допускается чистка, смазка и ремонт механизмов во время их работы.
Рабочее место у механизма должно содержаться в чистоте и быть свободным, а пол не должен быть скользким. Перед началом работы необходимо проверить состояние контрольно-измерительных приборов, пусковых приборов и тормозов.
Наиболее безопасными являются индивидуальные приводы с наибольшим приближением двигателя к станку и его рабочему органу.