ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДОСТАВКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ
От бетонного завода или бетоносмесительной установки бетонную смесь доставляют к объекту бетонирования в автомобильных или железнодорожных бетоновозах, автосамосвалах и автобетоносмесителях.
Автобетоновозы — специализированные машины, предназначенные для перевозки готовой бетонной смеси. Они имеют высокие кузова сферической формы, расположенные в зоне минимальной вибрации рамы базового автомобиля, благодаря чему при перевозке обеспечивается сохранность бетонной смеси от расслоения и разбрызгивания. Для предохранения смеси от воздействия атмосферных осадков и ветра кузов снабжен крышкой, а для предохранения смеси от воздействия низких отрицательных температур — двойной обшивкой, образующей термоизолирующие полости между ее листами, которые позволяют утеплить кузов термоизоляционным материалом в особо суровых климатических условиях.
Автобетоновоз СБ-113 показан на рис. 24. Вместимость его кузова 1,6 м3. Кузов 3, снабженный крышкой, расположен на гидрофицированном автомобильном шасси ЗИЛ-ММЗ-555К и опирается на раму 2. В верхней части опорной рамы находятся два шарнира, вокруг которых поворачивается кузов при подъеме. Высота разгрузки смеси 1,6 м, угол подъема кузова 90°.
Управляют кузовом из кабины автомобиля посредством пневмогидроприводов, которые обеспечивают подъем кузова до предельного угла, его остановку в любом промежуточном положении, опускание и встряхивание кузова в любых положениях в процессе подъема и опускания.
Автосамосвалы можно использовать при отсутствии бетоновозов при транспортировании на короткие расстояния и только при осуществлении мероприятий, снижающих потери бетонной смеси в пути и ликвидации утечки растворной части бетонной смеси.
Для снижения потерь бетонной смеси при перевозке рекомендуется наращивать борта кузова автосамосвалов не менее чем на 40 см. Для ликвидации утечки растворной части бетонной смеси следует уплотнять место примыкания заднего борта к кузову прокладками из листовой резины, конвейерной ленты или шлангов. Можно сделать также неоткрывагащийся наклонный задний борт, как у автобетоновоза.
Для подъезда и разгрузки бетоновоза или автосамосвала на все участки бетонируемых фундаментных массивов большой протяженности применяют передвижные бетопоукладочпые мосты, конструкция которых зависит в первую очередь от ширины фундамента и глубины заложения его подошвы.
При широких и относительно неглубоких фундаментах рельсовые пути для передвижения моста располагают на дне котлована. В этом случае опорами моста служат металлические стоііки пате-
Рис. 24. Автобетоновоз СБ-113: а — транспортное положение, б — положение разгрузки; / — автомобильное шасси, 2—опорная рама, 3—кузов |
лежках. Пролетное строение моста балочного типа. При необходимости пролет и высоту передвижного моста можно изменять.
Если фундаменты узкие и глубокие, рельсовые пути передвижного моста располагают не в котловане, а наверху — за контуром котлована. Бетонную смесь выгружают из бетоновоза в приемные бункера, располагаемые по оси моста на расстоянии 2—2,5 м один от другого, к которым подвешивают приемные воронки с звеньевыми хоботами. Мост передвигают ручными или электрическими лебедками.
При бетонировании больших массивов используют переносные инвентарные мостики (рис. 25). Пролетное строение 1 мостика состоит из двух частей, каждую из которых выполняют из двух двутавровых балок, соединенных между собой поперечными связями — прогонами. Поверх прогонов укладывают деревянный настил с отбойными брусьями.
Обе части пролетного строения соединяют связями. Опоры 2 пролетного строения мостика устанавливают обычно внутри бетонируемого массива, и они остаются навсегда в бетоне. При не-
Рис. 25. Переносной инвентарный мостик: а — вид спереди, 6 — вид сбоку; / — пролетное строение, 2 — опоры, 3 — распорки, 4—пандус, 5—автосамосвал |
больших размерах массива опоры мостика помещают за его контуром. Бетоновозы или самосвалы, въезжающие по пандусу 4 на мостик, разгружают бетонную смесь прямо в бетонируемый массив в свободное пространство между настилами.
Если бетонируемый массив армирован и высота сбрасывания смеси превышает 2 м, то к балкам мостика крепят воронки с хоботами на расстоянии 2—2,5 м одна от другой и по ним направляют бетонную смесь к месту укладки.
В гидротехническом строительстве применяют бетоново3- ные эстакады (рис. 26), возводимые вдоль фронта бетонируемых сооружений, обычно при высоте сооружении более 30 м. В СССР бетоновозные эстакады применялись при бетонировании сооружений высотой 120 м, а в зарубежной практике — до 170 м.
На эстакадах сосредоточиваются без стеснения фронта основных работ необходимые средства механизации: краны 3, виброхоботы и т. д. В результате применения эстакад создаются условия для бесперебойной доставки смеси, армоконструкций и опалубки.
Для передвижения кранов-бетоноукладчиков на эстакаде прокладывают рельсовые пути. Грузы доставляют железнодорожным или автомобильным транспортом.
При доставке бетоновозами или автосамосвалами 4 бетонную смесь разгружают в бадьи 1 или воронки виброхоботов.
Длина эстакады определяется продольным размером возводимого сооружения с примыкающими участками и достигает в отдельных случаях 2 км и более.
Основной недостаток применения бетоновозных эстакад — значительный расход металла и высокая стоимость монтажа.
Рис. 26. Схема расположения бетоновозной эстакады (при строительстве плотины): / — поворотная бадья вместимостью 3,2 м3, 2—контур бетонируемого сооружения, 3—портально-стреловой кран грузоподъемностью 10 т, 4 — автосамосвал, 5— железнодорожная платформа с армоконструк — цией, 5 — бетоповозная эстакада |
В ряде случаев транспортирование бетонной смеси к объекту бетоновозами или автосамосвалами сочетают с более простыми и дешевыми средствами подачи и распределения, например с вибропитателями, вибролотками. Это дает возможность избежать дорогостоящих эстакад, передвижных и переносных мостиков.
Автобетоновозы и автосамосвалы используют для транспортирования бетонной смеси с выгрузкой непосредственно на место укладки при строительстве дорог, аэродромных покрытий, бетонных полов, пологих откосов каналов и дамб, для перевозки бетонной смеси на объект к различного типа бункерам и бадьям, которые кран подает к месту укладки, к бетононасосам, конвейерам.
Для транспортирования бетонной смеси предназначен также железнодорожный бетоновоз (силобус) вместимостью 16 м3 (рис. 27) с двумя опрокидными бункерами. Бункера разгружаются в бадьи вместимостью 8 м3 через откидные лотки. После разгрузки бункеров лотки возвращаются в транспортное положение. Такие бетоновозы применяются при возведении с помощью кабель-кранов крупных гидросооружений.
При транспортировании на дальние расстояния в автосамосвалах и бетоновозах качество бетонной смеси ухудшается: смесь расслаивается. Это вызывает необходимость применения специальных машин — автобетоносмесителей.
Рис. 27. Железнодорожный бетоновоз (силобус) |
Автобетоносмесители выпускаются двух марок: СБ-69 (рис. 28), СБ-92 (рис. 29).
Технические характеристики автобетоносмесителей приведены в табл. 6.
Таблица 6. Технические характеристики автобетоносмесителей
|
Автобетоносмесители применяют для приготовления бетонной смеси в пути следования машины и для перевозки на дальние расстояния бетонной смеси, приготовленной на бетонном заводе. Смесительный барабан 3 имеет одно отверстие для загрузки и выгрузки. Он наклонен к горизонту под углом 15°. На внутренней поверхности смесительного барабана укреплены две спиральные лопасти. Угол наклона смесительных лопастей подобран так, что при вращении барабана в одном направлении смешиваются компоненты бетона, а при вращении в обратном направлении — выгружается приготовленная смесь. Барабан приводится в действие от индивидуального дизельного двигателя.
Бетоносмесители имеют по две-три частоты вращения барабана в одну сторону при загрузке и смешивании и две-три в обратную
Рис. 28. Автобетоносмеситель СБ-69 |
Рис. 29. Автобетоносмеситель СБ-92: 1—кабина, 2— бак для воды, 3 — смесительный барабан, 4 — загрузочноразгрузочное устройство, 5—рама, 6 — панель с контрольно-измерительными приборами, 7—привод смесительного барабана |
сторону при разгрузке. Частоту вращения при загрузке выбирают в зависимости от производительности питающей установки с таким расчетом, чтобы не создавались заторы в загрузочной горловине.
По окончании загрузки сыпучих компонентов барабан выключается или снижается частота вращения. Заправка бака водой может быть совмещена во времени с загрузкой барабана сыпучими составляющими.
В зависимости от дальности транспортирования компоненты бетонной смеси можно загружать одновременно или раздельно. При одновременной загрузке смешивание длится в течение всего пути следования, если время транспортирования составляет
не более 30 мин. При раздельной загрузке сначала загружают сыпучие компоненты, а по прибытии на объект, но не позднее чем через 30 мин после загрузки, подается вода.
Перед выгрузкой поворотный лоток устанавливают на угол, достаточный для свободного выхода бетонной смеси.
При загрузке в барабан готовой смеси автобетоносмесит ель служит только средством транспортирования. В этом случае барабан в пути следования медленно вращается, предотвращая расслоение бетонной смеси.
Для загрузки автобетоносмесит елей предназначены бетоносмесительные установки СБ-78 и СБ-75 (рис. 30).