Обделки туннелей

Туннельные обделки чаще всего бетонируют параллельно в проходкой туннеля При этом скорость возведения обделки при­мерно равна скорости проходки туннеля.

Параллельное ведение проходче­ских и бетонных работ сокращает об­щий срок строительства туннеля, но при небольших размерах поперечного сечения туннеля вызывает значитель­ные затруднения и неудобства, особен­но при транспортировании породы от забоя к порталам и перевозке бетон­ной смеси и других материалов от пор­талов к забою. По этой причине в тун­нелях малой площади поперечного сечения с однопутным движением, строящихся в прочных породах, об­делку возводят по окончании проход­ки всего туннеля или его участка меж­ду промежуточными дополнительными забоями.

Подпись: Рис. 62. Схема бетоинропания: обделки туннеля с помощью пневмонагнетатели: бетонная смесь, 2—концевая труба бетоновода, 3 — тележка со стойкой, поддерживающая концевую часть бетоновода, 4 — бетоновод. пневмонагнетатель, 6 — ресизер. 7 — перегрузочный конвейер, 8 — разгрузочная эстакада. 9 — бетоновозные мгонетки. № — въездная рама; I—JV — секции металлической опалубки Обделки туннелейПодпись:Туннельную обделку бетонируют или непрерывно по всему поперечному сечению выработки, или в определен­ной последовательности по отдельным частям контура. В последнем случае возможны два решения: сначала бето­нируют лоток туннеля или, наоборот, свод и стены.

Своды туннелей бетонируют одно­временно с двух сторон — от пят к зам­ку радиальными слоями. Замок бето­нируют наклонными слоями вдоль свода, а опалубку закладывают по ме­ре бетонирования короткими участка­ми от кружала до кружала. Замковые рабочие швы делают радиальными.

Бетонную смесь для обделки тун­нелей, как правило, приготовляют вне туннеля на бетонном заводе, распола­гаемом вблизи портала. В коротких туннелях у портала устанавливают бе­тононасос (или пневмонагнетатель), подающий бетонную смесь по бетоно­воду непосредственно за опалубку.

При большой длине туннеля бетон­ную смесь можно доставлять от пор­тала в автосамосвалах или вагонетках 9 (рис. 62) к пневмонагнетателю 5, ко­торый подает смесь за опалубку /—IV.

В связи с тем, что смесь в пути рас­слаивается, предпочитают приготов­лять ее в самом туннеле, если позволя­

ют его размеры. В этом случае в туннеле располагают бетонопоезд, состоящий из бетононасоса или пневмонагнетателя, бетоносмесите­ля и передвижного конвейера. Заполнители и цемент, отмеренные в необходимых количествах, подвозят к бетоносмесителю в ваго­нетках. Применение передвижного бетонопоезда позволяет при бе — тонировани обделки туннеля пользоваться бетоноводом небольшой длины и упростить процесс бетонирования.

За опалубку бетонную смесь подают с торца или через люки в опалубке с помощью бетононасоса или пневмонагнетателя. В бо­ковые стены туннеля и лоток бетонную смесь можно также пода­вать опрокидными вагонетками с применением распределительных желобов.

Уплотняют бетонную смесь послойно глубинными вибраторами через окна, предусматриваемые в каждой опалубочной секции, или наружными вибраторами, прикрепляемыми к опалубке. По окон­чании бетонирования и достижении бетоном необходимой прочно­сти на одном участке секцию катучей опалубки передвигают на следующий участок, и все операции повторяют.

Если стены обделки туннеля бетонируют после возведения сво­да, то перед бетонированием опалубку с нижней поверхности пят свода удаляют и поверхность тщательно очищают. Бетонируют стены горизонтальными слоями с одновременным наращиванием опалубки до высоты, не доходящей до пяты свода на 40 см. Про­странство между пятой свода и примыкающей стеной заполняют жесткой бетонной смесью и тщательно ее уплотняют. Предвари­тельно на участке примыкания закладывают трубки для последую­щего нагнетания цементного раствора, обеспечивающего плотность шва примыкания.

Иногда при бетонировании туннельных обделок, кроме обычно­го метода укладки готовой бетонной смеси за опалубку, применя­ют раздельное бетонирование, заключающееся в последовательной укладке в обделку сначала крупного заполнителя, а затем цемент­но-песчаного раствора. Этот способ встречается при строительстве гидротехнических туннелей, например в двухслойных конструкци­ях обделок, при укладке наружного слоя обделки небольшой тол­щины за первый (внутренний) слой ее, возведенный из сборного железобетона или стальной оболочки.

Крупный заполнитель (чаще всего гравий) до нагнетания в не­го раствора должен быть хорошо уплотнен вибрированием или ук­ладкой его под давлением гравиенагнетателями. Затем под дав­лением нагнетают раствор высокой подвижности, достаточной, что­бы заполнить все мельчайшие зазоры между зернами крупного заполнителя. Нагнетание начинают с нижней части обделки.

Раздельное бетонирование особенно эффективно в тех случа­ях, когда подача бетонной смеси бетоноводом в узкий зазор за — трубного пространства затруднена даже на длину одной секции внутренней оболочки, дополнительная обработка глубинным виб­ратором уложенной смеси неосуществима, а наружные вибраторы могут не дать необходимого уплотнения. При нагнетании раствора им одновременно заполняют мелкие поры и трещины в по­роде.

При возведении наружного слоя обделки методом раздельного бетонирования отпадает необходимость в последующем нагнета­нии раствора за обделку.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики