Сборка и вязка сеток и плоских каркасов
Ручную вязку узлов арматурных изделий применяют при незначительном объеме арматурных работ в следующих случаях:
когда точечная и дуговая сварка не допускается, например для соединения напрягаемой канатной арматуры, высокопрочной проволоки и термически упрочненной арматуры со спиральной распределительной арматурой линейных элементов типа опор ЛЭП, с сетками опорных частей балок и ферм;
когда не удается арматурные стержни соединить с помощью точечной сварки, например при сборке арматуры консолей колонн, густоармированных узлов ферм и балок;
при изготовлении отдельных нетиповых изделий на заводах;
при отсутствии оборудования для сварки тяжелых плоских каркасов контактной точечной сваркой и применения замкнутых хомутов диаметром до 10 мм в каркасах колонн, дуговая сварка которых не допускается;
при укрупнении арматурных каркасов в условиях строительного производства.
Проволочные узлы вяжут арматурными кусачками. Кусачки должны легко открываться и закрываться. Их режущие кромки должны быть немного притуплены, чтобы во время вязки не перекусывать проволоку. Осевую часть кусачек рекомендуется смазывать маслом.
При вязке кусачки держат в правой руке тремя пальцами. Одну ручку захватывают большим пальцем, а другую — указательным и средним (рис. 30). Свободные пальцы просунуты внутрь и помогают раскрывать кусачки. Левой рукой держат конец вязальной проволоки, огибающей связываемое пересечение, захватывают концы вязальной проволоки и закручивают их два раза. Пересечение концов проволоки должно быть близко от пересечения стержней, чтобы после второго оборота получился крепко стянутый узел. При последнем повороте проволоку подламывают кусачками. После закручивания проволока в узле из мягкой делается твердой и ломается. Откусывать проволоку кусачками не следует. Если пересечение концов проволоки подходит вплотную к стержням, то сильно закрученная проволока ломается до конца вязки, а когда пересечение проволоки расположено далеко от стержней, требует
ся увеличивать число оборотов кусачек. Заканчивая вязку узла, не раскрывая кусачек, немного подгибают проволоку, чтобы освобожденный конец ее был загнут крючком для следующей вязки. При вязке концы проволоки закручивают слева направо.
В случае вязки заготовленными отрезками проволоку не нужно отламывать и подготовлять конец в виде крючка для вязки следующего узла. Узлы можно вязать с подтягиванием и без подтягивания стержней. Вязальную проволоку заготовляют отрезками длиной от 10 до 20 см, зависящей от диаметров соединяемых стержней, связывают в пучки и раскладывают на рабочем месте по ходу вязки.
Приемы вязки простых узлов без подтягивания проволокой из мотка следующие (рис. 31):
крючком вязальной проволоки зацепить через левый верхний угол пересечение связываемых стержней;
конец вязальной проволоки захватить кусачками; резким движением перенести правую руку с кусачками влево под вязальную проволоку к левой руке;
раскрыть кусачки, перенести правую руку вверх над левой и захватить кусачками пересечение обоих концов проволоки;
кусачки закрыть и повернуть два раза слева направо, не откусывая проволоку;
левой рукой отвести конец проволоки, идущий от мотка, чтобы он не намотался на кусачки и не мешал скрутке.
Простые узлы с подтягиванием следует вязать проволокой из мотка следующим образом:
зацепить пересечение крючком и конец крючка с правой стороны захватить зубцами кусачек, находящихся в правой руке;
резким движением правой руки с кусачками подтянуть этот конец проволоки влево под другой конец, а левой рукой проволоку подтянуть сначала влево, потом приподнять кверху и вправо (под кусачками) ;
кусачки освободить, провести их зубцами по вязальной проволоке до упора в пересечении стержней и захватить оба конца вязальной проволоки;
кусачки закрыть и, не откусывая вязальной проволоки, повернуть ими два раза, левой рукой отвести конец вязальной проволоки в сторону, чтобы она не наматывалась на кусачки.
Вязку без подтягивания узлов каркасов при использовании вязальной проволоки в пучках необходимо вести так:
левой рукой вынуть отрезок проволоки из пучка и указательным пальцем обернуть пересечение стержней;
захватить зубцами кусачек концы отрезка проволоки и, подтянув немного стержни к себе, повернуть кусачками два раза.
Способ вязки хомутов со стержнями проволокой в пучках более легкий и его выполняют следующим образом:
конец вязальной проволоки просунуть за продольный стержень под хомут, направить большим пальцем левой руки, загнуть вверх за хомут возле стержня и захватить кусачками;
|
|
|
кусачки с захваченным концом проволоки подтянуть под проволоку в левой руке, перенести вправо и захватить ими пересечение обоих концов вязальной проволоки около связываемого узла;
подтянуть кусачки к себе и повернуть на два оборота.
В зависимости от диаметров стержней и расположения узлов их вязка бывает простой, угловой, двухрядной, двойной, крестовой, мертвой. На рис. 31 также приведены основные типы проволочных узлов (пересечений), применяемых при ручной вязке арматурных изделий.
Часто при вязке арматурных каркасов арматурщики пользуются удобными для них своими приемами, несколько отличающимися от описанных. Многие арматурщики, например, отрезки проволоки не связывают в пучки, а изгибают пополам под углом 120…150° и навешивают эти отрезки по длине связываемого каркаса на продольные стержни перед началом вязки каркаса. По ходу вязки каркаса они берут левой рукой отрезки-крючки, заводят их за пересечение стержней, соединяют левой рукой, правой рукой захватывают кусачками оба конца и поворачивают два раза слева направо.
При ручной вязке сеток, каркасов колонн, балок и других конструкций применяют приспособления, позволяющие повышать производительность труда арматурщиков. Каркасы собирают на козлах, установленных попарно на высоте, удобной для работы. Между каждой парой козел ставят перекладину, на которую укладывают продольные стержни каркаса. По продольным стержням укладывают хомуты, расстояния между которыми размечают мерной рейкой. После этого верхнюю сторону хомутов связывают со стержнями. Перекладины, на которых подвешен частично связанный каркас, поднимают на высоту, удобную для дальнейшей работы арматурщиков. Продольные стержни, не связанные вначале, остаются в нижней части сечения каркасов. На сборке каркасов работает не менее двух арматурщиков, передвигающихся навстречу друг другу по мере сборки и вязки каркаса.
При вязке каркаса четырьмя арматурщиками двое располагаются с правой и левой сторон головной части каркаса и движутся навстречу арматурщикам, находящимся с правой и левой сторон хвостовой части каркаса.
Для сборки и вязки каркасов применяют кондукторы (рис. 32) # шаблоны, позволяющие укладывать стержни и хомуты без разметки. Кондукторы применяют также и для сборки каркасов с помощью сварки, а также для сборки каркасов частичной их сваркой и частичной вязкой. Комбинированную сборку применяют нередко при изготовлении каркасов предварительно напряженных конструкций с напрягаемой и ненапрягаемой рабочей арматурой. В этом случае напрягаемые арматурные стержни привязывают к хомутам, а ненапрягаемые с целью повышения жесткости каркаса приваривают дуговой сваркой.
У рабочего места кроме козел, шаблонов, манипуляторов и мерной рейки должны быть приспособления и козелки для складиро
вания хомутов, закладных деталей, монтажных петель и арматурных стержней.
Для организации рабочего места с инвентарными приспособлениями должна быть составлена технологическая карта изготовления каркасов.
Рис. 32. Кондуктор для сварки и сборки каркаса: а — установка плоских каркасов, б — сборка внутренних элементов пространственного каркаса, в —установка внешнего элемента каркаса |
Вязаные арматурные сегки и каркасы не обладают необходимой жесткостью, поэтому их транспортируют с помощью жестких траверс. Перед установкой в опалубку сместившиеся стержни и хомуты выправляют.
Путем вязки проволокой скрепляют стержни диаметром до 16 мм. Стержни больших диаметров допускается скреплять прихваткой с помощью дуговой сварки, если невозможно применять более эффективные способы крепления. Перевязкой или прихваткой должно быть соединено не менее половины узлов каркаса; угловые узлы необходимо соединять полностью.
Взамен относительно трудоемкой вязки арматурных узлов допускается применение соединительных фиксаторов, изготовленных из круглой сталистой проволоки. Не следует путать эти фиксаторы, называемые также скрепками, с фиксаторами, применяемыми для создания нужной толщины защитного слоя бетона у поверхности конструкции.