ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ
§ 37. Основные требования, предъявляемые
к транспортированию бетонной смеси
При транспортировании бетонной смеси от бетонного завода до строящегося объекта необходимо обеспечивать сохранение ее однородности и соответствие проектным значениям показателей подвижности или жесткости.
Нарушение однородности бетонной смеси, т. е. ее расслоение, может быть вызвано избыточным количеством воды, сотрясениями при погрузке, перевозке или выгрузке с большой высоты. Расслоившуюся бетонную смесь запрещается укладывать в бетонируемые конструкции. Если позволяют условия, то перед укладкой ее необходимо вновь перемешать до полного восстановления однородности. Одновременно следует выяснить причины расслоения бетонной смеси и принять меры к их устранению.
Отклонение показателей подвижности или жесткости от проектных значений может быть вызвано вредным воздействием атмосферных осадков, ветра, солнечных лучей, а также увеличенным против расчетного временем транспортирования бетонной смеси до места укладки.
Средства, предназначенные для перевозки бетонной смеси, должны исключать попадание в нее атмосферных осадков, предохранять от воздействия ветра и солнечных лучей, исключать потери цементного молока или раствора в пути.
Допускаемые продолжительность и дальность транспортирования устанавливает в каждом отдельном случае лаборатория. При этом учитывают сохранность в пути требуемого качества бетонной смеси в зависимости от времени схватывания цемента.
Для бетонных смесей на обычных и пористых заполнителях продолжительность транспортирования не должна превышать 45 мин.
Чтобы предотвратить расслоение и сохранить технологические свойства бетонной смеси, ее следует перевозить по дорогам и подъездным путям с жестким покрытием, без выбоин и других дефектов. Следует максимально сократить количество перегрузочных операций и по возможности разгружать смесь непосредственно в бетонируемую конструкцию или бетоноукладочное оборудование. Свободное падение бетонной смеси при выгрузке ее из транспортных средств не должно превышать 2 м.
Емкости, в которых перевозят бетонную смесь, необходимо очищать и промывать после каждой рабочей смены и перед перерывами в транспортировании более 1 ч.
Для перевозки бетонной смеси от бетонного завода или бетоносмесительной установки к объекту бетонирования используют автобетоносмесители, автобетоновозы. Допускается транспортировать бетонную смесь в автосамосвалах и бункерах (бадьях), установленных на автомобилях или железнодорожных платформах.
Рис. 91. Автобетоносмеситель СБ-69Б: 7 —бак для воды, 2— смесительный барабан, S — загрузочно-разгрузочное устройство. 4 — пршзод смесительного барабана, 5 — панель с контрольно-измерительнымн приборами |
Автобетоносмесители представляют собой специализированные машины, предназначенные не только для перевозки, но и для приготовления бетонной смеси в пути следования.
Автобетоносмеситель СБ-69Б (рис. 91) смонтирован на шасси грузового автомобиля MA3-503A и состоит из рамы, смесительного барабана 2, загрузочно-разгрузочного устройства 3, бака для воды 1 с системой подачи ее в смесительный барабан, привода 4 смесительного барабана с механизмами управления.
В смесительном барабане вместимостью по выходу готовой бетонной смеси 2,6 м3 выполнено одно отверстие для загрузки и выгрузки. Барабан наклонен к горизонту под углом 15°. На внутренней поверхности барабана укреплены две спиральные лопасти. Угол наклона смесительных лопастей подобран так, что при вращении барабана в одном направлении смешиваются составляющие бетонной смеси, а при вращении в обратном направлении выгружается готовая смесь. Барабан приводится в действие от индивидуального дизельного двигателя.
У барабана по две-три частоты вращения в одну сторону при загрузке, смешивании и побуждении и две-три в обратную сторону при разгрузке. Частоту вращения при загрузке выбирают в зависимости от производительности питающей установки с таким расчетом, чтобы не создавались заторы в загрузочной горловине.
При загрузке в барабан готовой бетонной смеси автобетоносмеситель является только средством транспортирования. В этом случае барабан в пути следования медленно вращается, предотвращая расслоение бетонной смеси. Для приготовления бетонной смеси в пути следования автобетоносмесителя в зависимости от дальности транспортирования составляющие загружают двумя способами. Если время транспортирования составляет не более 30 мин, то составляющие загружают одновременно и перемешивают их в течение всего пути следования. При большей длительности перевозки сначала загружают сыпучие компоненты, а по прибытии на объект, но не позднее чем через 30 мин после загрузки, подают воду.
Перед выгрузкой поворотный лоток устанавливают на угол, достаточный для свободного выхода бетонной смеси.
Автобетоносмесители СБ-92 и СБ-92-1 включают в себя смесительные барабаны вместимостью 3,5 м3 по объему готового замеса. Автобетоносмеситель СБ-92 смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-258, автобетоносмеситель СБ-92-1 — на шасси автомобиля КамАЗ-5511. Конструкция и принцип работы всех автобетоносмесителей одинаковы.
Автобетоиосмесители загружают готовой бетонной смесью или ее составляющими на заводах товарной продукции или бетоносме — сительиых установках СБ-75.
Автобетоновозы — специализированные машины только для перевозки бетонной смеси. Они снабжены кузовами каплеобразной формы, позволяющими наиболее полно выгружать бетонную смесь из машины.
Кузова расположены в зоне минимальной вибрации рамы базового автомобиля, благодаря чему при перевозке обеспечивается сохранность бетонной смеси от расслоения и разбрызгивания. Для предохранения смеси от воздействия атмосферных осадков и ветра кузов снабжен крышкой, а для предохранения смеси от воздействия низких отрицательных температур — двойной обшивкой, заполненной термоизоляционным материалом.
В автобетоновозе СБ-113 вместимостью 1,6 м3 (рис. 92) кузов 2 расположен на гидрофицированном автомобильном шасси 4 типа ЗИЛ-ММЗ-55К и опирается на раму. В верхней части опорной рамы находятся два шарнира, вокруг которых поворачивается кузов при подъеме. Высота разгрузки смеси 1..Л.6 м, угол подъема кузова 90°.
Управляют кузовом из кабины автомобиля с помошью пневмогидроприводов, которые обеспечивают подъем кузова до предельного угла, его остановку в любом промежуточном положении, опускание и встряхивание кузова в любых положениях в процессе подъема и опускания.
В автобетоновозе СБ-124 вместимостью 4 м3 (рис. 93) кузов смонтирован на автомобильном шасси типа КамАЗ-5511. Смесь можно выгружать с высоты 1,6 или 0,7 м.
Автосамосвалы используют для транспортирования бетонной смеси на короткие расстояния при отсутствии автобетоновозов. Предварительно принимают меры, снижающие потери бетонной
Рис. 92. Автобетоновоз СБ-113: 1 — крышка» 2 — кузов» 3 — подрамник» 4 — шасси, 5 — рычаги крышек; штрихпунктирными линиями показано положение кузова при выгрузке |
смеси в пути и исключающие возможность утечки ее растворной части. Для этого наращивают не менее чем на 40 см борта кузова автосамосвала, уплотняют места примыкания заднего борта к кузову прокладками из листовой резины, конвейерной ленты или шлангов.
Транспортирование бетонной смеси в бункерах (бадьях), установленных на автомобиле, используют в единичных случаях, так как в этом случае неэффективно используется грузоподъемность автомобиля. Кроме того, резко увеличивается потребность в бункерах или бадьях на строительстве.
Доставку бетонной смеси в бункерах, установленных на железнодорожных платформах, применяют в гидротехническом строительстве. При строительстве туннелей используют вагонетки.
Железнодорожный бетоновоз (силобус) с двумя опрокидными бункерами вместимостью но 8 м3 показан на рис. 94.
|
|
|
|
|
|
Бункера 2 разгружают опрокидыванием, не снимая с платформы. На строящемся объекте бетонная смесь из бункеров перегружается через откидные лотки / в бадьи вместимостью 8 м3. После разгрузки бункеров лотки возвращаются в транспортное положение. Бадья подается кабель-краном к месту укладки бетонной смеси. Вагонетки разгружают, опрокидывая кузов.
Подавать автобетоновозы и автосамосвалы под погрузку бетонной смеси из бункера необходимо с таким расчетом, чтобы кабина не проходила под бункером. Находиться в кузове автосамосвала при его загрузке не допускается.
При выгрузке бетонной смеси из автосамосвала вдоль автомобиля надо оставлять проход для рабочих, очищающих поднятый кузов.
Нельзя работать под поднятым кузовом без установки страхующей упорной штанги.
При разгрузке бетонной смеси из автобетоносмесителя, автобетоновоза и автосамосвала с бровки котлована машины не должны подъезжать ближе чем на 1 м к бровке.
Запрещается разгружать автосамосвал на ходу и перемещать его с поднятым кузовом.
Эстакады и мосты для подачи бетонной смеси автобетоносмесителями, автобетоновозами и автосамосвалами должны быть оборудованы отбойными брусьями. Между отбойным брусом и ограждением предусматривают проходы шириной не менее 0,6 м. Движение автомобилей по мостам и эстакадам допускается со скоростью не более 3 км/ч.
На тупиковых эстакадах укладывают поперечные отбойные брусья, рассчитанные на восприятие удара колес автомобиля.
При подаче бетонной смеси автотранспортом с мостов и эстакад движение людей по ним не допускается, выгружать бетонную
смесь можно только тогда, когда в бетонируемом сооружении на месте выгрузки никого нет.
Бетонщики, принимающие бетонную смесь с мостов, должны находиться или за проезжей частью, или за оградительными щитками и очищать кузова самосвалов лопатами с удлиненной рукояткой. Ударять по днищу кузова снизу не разрешается.
Запрещается перевозить людей в кузовах автосамосвалов.
Вагонетки с опрокидными кузовами, используемые для транспортирования бетонной смеси, должны быть оборудованы приспособлениями против самоопрокидывания и тормозами. Запрещается тормозить вагонетки досками, кольями и другими предметами. Состояние тормозных устройств на вагонетках необходимо проверять ежедневно.
Проезд людей, кроме сопровождающих, на груженых и порожних вагонетках запрещается.