Требования, предъявляемые к деталям машин
В зависимости от назначения и условий производства детали машин изготавливаются из чугунных и стальных отливок, из стальных поковок и проката, из отливок, проката и штампованных заготовок, выполненных из сплавов цветных металлов, а также из пластмасс.
Наиболее распространенными материалами для изготовления деталей строительных и дорожных машин являются чугун и сталь, которые называют черными металлами. Чугун, имеющий невысокую стоимость, обладает хорошими литейными качествами и достаточной прочностью. Сложные по конфигурации корпусные и другие детали отливаются из так называемого серого чугуна, представляющего собой железоуглеродистый сплав. При остывании этого сплава значительная часть углерода
выделяется из него в виде графита, который равномерно распределяется по сечению отливки и придает чугуну серый цвет. Детали, изготовленные из серого чугуна, имеют ограниченную прочность при возникновении в них касательных напряжений (изгиб, кручение) или при воздействии на них ударных нагрузок.
Из серого чугуна, обладающего свойством хорошо заполнять формы, изготавливают литые детали сложной конфигурации и не сильно нагруженные (корпусы, кожухи, шкивы, рычаги, кронштейны и др.).
Для изготовления сложных по форме деталей, в которых возникают значительные касательные напряжения, применяются отливки из высокопрочного и ковкого чугуна, обладающие большой прочностью.
Сталь (литейная или прокатная) применяется для изготовления более нагружаемых деталей. Но сравнительно плохая текучесть в жидком состоянии, значительная усадка при остывании и высокая стоимость стали ограничивают ее применение. Поэтому из стали отливаются в основном крупные, сильно нагружаемые и сложные по форме детали строительно-дорожных машин. Это ходовые рамы, станины, ковши больших экскаваторов, корпуса камнедробилок, а из специальных износосостой — ких высокомарганцевистых сталей — зубья ковшей экскаваторов, рабочие органы камнедробильных машин и т. д.
Сильно нагружаемые детали более простых форм изготавливаются в основном из проката, материалом которого служат углеродистые стали обыкновенного качества, углеродистые качественные конструкционные, легированные конструкционные, а для наиболее нагруженных деталей — высоколегированные стали. Для повышения прочности и твердости изготовленных из стали деталей их обычно подвергают термической обработке (закалке, отпуску или нормализации).
Из цветных металлов наибольшее применение при изготовлении деталей строительных и дорожных машин находят медь, алюминий, олово, свинец, цинк. Применяются они в виде сплавов (алюминиевые сплавы, латунь, бронза, баббит и др.).
В строительном машиностроении кроме металлов применяются и другие материалы, например пластмасса, резина, стекло, асбест и др. Наиболее широко применяются пластмассы на основе синтетических смол. Пластмассы разделяются на следующие группы: слоистые (текстолит, гетинакс, асботекстолит); термопластические материалы (плексиглас, винипласт, фторопласт).
Пластмассы применяются для изготовления вкладышей подшипников, зубчатых колес, сепараторов подшипников качения, ремней, крепежных деталей, рукояток и др.
Применение пластмасс в строительном и дорожном машиностроении пока невелико и ограничивается в основном фрикционными и антифрикционными деталями, такими, например, как накладки в тормозах и фрикционных муфтах и некоторые подшипники и детали уплотнительных устройств.
Унификация и стандартизация машин и деталей дают возможность получить максимальную взаимозаменяемость деталей и минимальную номенклатуру машин. Поэтому основные параметры любой машины регламентируются типизированными рядами или ГОСТами, а размеры, материал и качество изготовления деталей всегда обусловлены соответствующими стандартами.
Агрегатирование. Под агрегатированием понимается метод создания машин и оборудования путем компоновки их из унифицированных узлов и деталей, позволяющих значительно поднять серийность и качество их производства.
Отличительным признаком метода агрегатирования является создание не единичных машин, а семейств машин, имеющих общность по своему функциональному назначению в различных отраслях народного хозяйства. К таким машинам относятся, например, самоходные мобильные шиноколесные строительные машины и автотранспорт, которые могут иметь одинаковые основные базовые узлы и агрегаты, за исключением рабочего оборудования. Такой подход требует уже в процессе создания проектировать многофункциональные семейства машин на основе сравнительно небольшой номенклатуры базовых сборочных единиц. Создание, таким образом, более широкой номенклатуры модификаций основных базовых машин для одного вида технологического процесса с высоким уровнем унификации (до 8090%) позволит получить и более высокие показатели в комплексной механизации строительства.
При изготовлении любой детали абсолютно точно обеспечить ее размеры невозможно, да и не нужно. Возможные же при изготовлении деталей отклонения от заданных номинальных размеров устанавливаются ГОСТом, допуском на изготовление и предусмотренной посадкой.
Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Поле допуска определяется как зона между верхним и нижним предельными отклонениями.
В зависимости от требований, предъявляемых к сочленяемым деталям, задаются различные величины допусков, определяемые квалитетами точности.
Каждому квалитету соответствует допуск, который определяется необходимой степенью точности детали и экономической целесообразностью получения этой точности. Чем меньше допуск, тем тщательнее следует обрабатывать деталь, а следовательно, стоимость ее будет выше.
ГОСТами в настоящее время предусмотрено в зависимости от размеров детали 19 квалитетов точности (для каждого диапазона размеров), пронумерованных в порядке убывания точности.
В зависимости от условий работы детали должны соединяться с различной степенью подвижности друг относительно друга. Характер соединения деталей определяется посадкой.
Посадкой называется характер сопряжения двух деталей (определяемый разностью их размеров), создающий большую или меньшую свободу их относительного перемещения или степень сопротивления взаимному смещению. Посадки разделяются на прессовые, переходные и подвижные.
Увеличение зазора между подвижными деталями увеличивает динамические воздействия, вызывает увеличение износа.
Уменьшение зазора увеличивает трение, нагрев и может привести к заклиниванию подвижного соединения.
Трение и коррозия. Между смежными деталями всегда возникает сила трения, зависящая от качества поверхности деталей (степени шероховатости) и свойства материала, а также от силы, с которой детали прижимаются одна к другой, то есть нормального давления между поверхностями.
В подвижных соединениях стремятся уменьшить силу трения, поскольку она мешает движению, увеличивая расход энергии. Достигается это уменьшением шероховатости, применением антифрикционных материалов, разобщением поверхностей слоем смазки.
При отсутствии смазки трущихся поверхностей (как это бывает в тормозах и большинстве фрикционных муфт) возникает так называемое сухое трение, при котором основными становятся механические силы; при полном же разделении трущихся поверхностей слоем смазки трение называется жидкостным. Воздействие влаги и кислорода атмосферы приводит к окислению и разрушению поверхности металлических деталей, к так называемой коррозии, поэтому металлы покрывают антикоррозийными покрытиями.
Антикоррозийное покрытие — тонкостенное покрытие на изделиях для защиты их от коррозии. Различают антикоррозийные покрытия металлические (цинкование, никелирование, хромирование, меднение и др.);
лакокрасочные, покрытия резиной (гуммирование), пластмассовые и битумные смазки.