Технико-экономические показатели работы дорожно-строительных машин

Дорожные машины работают в тяжелых условиях, которые харак­теризуются большим диапазоном изменений температуры воздуха, по­стоянной возможностью подвергнуться воздействию осадков, передвиже­нием в условиях бездорожья, работой на влажных, а иногда на сильно пылеватых грунтах и т. п. К тому же строительные объекты часто имеют значительную протяженность, поэтому места работы машин отдалены от ремонтных баз. Все это должно учитываться при проектировании машин.

Дорожные машины должны быть просты по конструкции и обла­дать высокой надежностью в работе и необходимой долговечностью.

Под надежностью понимается свойство машины выполнять заданные функции, сохраняя в заданных пределах свои эксплуатационные показатели в течение заданного времени или же требуемой наработки. Надежность характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью и долговечностью.

Долговечность — свойство машины сохранять работоспособность до предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние определяется невоз­можностью дальнейшей эксплуатации машины из-за снижения ее эксплуатационных свойств или из соображений безопасности. Долго­вечность характеризуется временем работы машины до капитального ремонта или списания.

Простота выполнения ремонтных операций, экономичность работы и снижение стоимости изготовления самой машины зависят от того, насколько полно проведена унификация машин. Под унификацией пони­мается приведение машин к единой системе. Унификация достигается проектированием машин с максимальным использованием одних и тех же или, в крайнем случае, подобных агрегатов, узлов и механизмов. Парк унифицированных машин легче снабжать запасными частями и на базе готовых агрегатов проще организовать их ремонт. Кроме того, изго­товление однотипных агрегатов обходится значительно дешевле, чем разнотипных. Поэтому унификация является сейчас главнейшей зада­чей дорожного машиностроения.

В настоящее время совершается переход от проектирования отдель­ных машин к проектированию и внедрению комплекса машин. Это позволит наиболее широко унифицировать машины и упорядочить их выпуск и применение в строительстве. Комплексное проектирование произво­дится на базе типажа машин. Типаж разрабатывается для каждого вида оборудования. Им предусматриваются ряды машин каждого вида, кото­рые могут полностью удовлетворить запросы строительного производства. Типажом оговаривается значение тех главных параметров машин, от которых зависят основные показатели их работы. Так, главными пара­метрами экскаваторов и скреперов являются емкости ковшей, автогрей­деров — длины ножей, бульдозеров — тяговые усилия и т. д.

При проектировании и внедрении новых машин необходимо оце­нить их эксплуатационные качества. Главным показателем является производительность машин. Под производительностью понимается продукция, выдаваемая машиной за 1 ч работы. Различают теоретичес­кую, техническую и эксплуатационную производительность.

Теоретическая (расчетная) производительность представляет со­бой максимально возможную производительность машины при условии непрерывной ее работы. При этом не учитываются потери времени, а также те потери, которые имеют место ввиду различия действительных и расчетных параметров машины, например скоростей движения. Кроме того, не учитываются и возможные потери перемещаемого машиной ма­териала, например грунта, при передаче его с одного рабочего органа на другой. Теоретическая производительность Пр определяется примени­тельно к каждому виду машин с учетом специфики технологического процесса и в реальных условиях работы машины никогда не может быть достигнута.

Техническая производительность представляет собой максимально возможную производительность, в данных конкретных условиях работьГ в течение часа. При расчете технической производительности учитыва­ются физико-механические свойства обрабатываемых материалов, а так­же изменения этих свойств. Например, при определении технической производительности землеройных машин следует учитывать разрыхле­ние грунта при наполнении ковша, снижение фактических скоростей по сравнению с расчетными и т. п.

Техническая производительность определяется через расчетную по формуле (1.1):

П = кП, (1.1)

т р * ‘ ‘

где k — коэффициент, учитывающий названные выше потери производи­тельности.

(1.2)

Эксплуатационная производительность дополнительно учитыва­ет те потери времени, которые имеют место из-за неизбежных перерывов в работе, связанных с заправкой и смазкой машины, с подготовкой ее к работе и производством заключительных операций. Эти потери могут быть оценены коэффициентом использования машины по времени ke. Тогда эксплуатационная производительность

П = kn.

э в т

Важным показателем работы машины является себестоимость еди­ницы продукции, которая определяется по формуле (1.3):

С

т

(1.3)

где С — себестоимость одного часа работы машины, руб.

Повышение производительности машин и снижение себестоимос­ти единицы продукции является важной народнохозяйственной зада­чей. Такая задача поставлена как перед эксплуатационниками, так и пе­ред конструкторами машин. Повысить производительность дорожных машин можно путем увеличения размеров их рабочих органов, умень­шения времени, затрачиваемого на совершение рабочих операций, и сни­жения непроизводительных потерь.

Непроизводительные потери зависят главным образом от орга­низации работ. Однако некоторая их доля часто является следствием неудачной конструкции машины в целом или отдельных ее узлов. Уменьшить время, затрачиваемое на рабочие операции, можно путем повышения скоростей движения рабочих органов, а в ряде других слу­чаев, например, у землеройно-транспортных машин, и скоростей дви­жения самих машин. Следует заметить, что такое повышение не мо­жет быть беспредельным. Часто оно ограничивается определенными максимальными значениями скоростей, выше которых ухудшается ра­бота машины, а в некоторых случаях начинает даже снижаться ее производительность. Поэтому в большинстве случаев производитель­ность того или иного типа машин повышают путем увеличения раз­меров их рабочих органов, что, однако, неизбежно влечет за собой повышение мощности установленного двигателя. В связи с этим в дорожном машиностроении и наблюдается непрерывное повышение мощностей выпускаемых машин.

Годовая выработка парка машин может быть увеличена пу^ем исполь­зования их в течение круглого года. Круглогодичное строитеЛьство, т. е. ликвидация сезонности в строительстве, является весьма важИ0И пробле­мой. Такие машины, как экскаваторы, бульдозеры и дробилки, У*е давно работают в течение круглого года. В настоящее время постаЭлена зада­ча расширения номенклатуры таких машин.

Возможность использования машины в зимнее время, т. е’ При низ­ких температурах воздуха, должна учитываться при их проектировании и изготовлении. При этом должны применяться системы, облегчающие запуск двигателей, должна быть улучшена система смазки вСех трущих­ся частей машины, необходимо утеплить кабины оператор06 и т. п. Некоторые ответственные узлы тех машин, которые предназначены для работы при очень низких температурах и которые обычно выполняются из углеродистой стали, следует выполнять из низколегированных сталей, а литые детали — из стали спокойной плавки.

Пуск В производство ВСЯКОЙ НОВОЙ машины может быт^> осуществ­лен лишь в том случае, если в результате будет иметь мес’1’0 экономи­ческий эффект. Он может принять форму снижения себестоимости еди­ницы получаемой продукции, повышения ее качества, повьішеНия про­изводительности, улучшения условий труда и т. п.

Эффективность новой машины устанавливается путеМ сравнения ее с наиболее экономичной применявшейся до нее машиной — При этом наиболее характерным показателем экономической эффективности яв­ляется срок окупаемости, определяемый как

К

= — 0.4)

Е

Здесь К — те капиталовложения, которые необходим^1 Для пуска новой или усовершенствованой машины в производство; В ~ ожидае­мая от внедрения машины годовая экономия.

Сравнение отдельных типов машин производится еше по другим показателям. Так, определяется удельная энергоемкость маі^инЬі:

N

N уд = 7Г ‘ (L5)

11э

где N — мощность установленных на машине двигателей.

Удельная металлоемкость машины:

G

Gyd = Jf (1.6)

где G — масса машины.

Часовая выработка продукции на одного рабочего:

Л0

= — (1.7)

‘ п

где п — число обслуживающих машину рабочих.

Создание новой машины начинается с составления технического зада­ния на ее проектирование. Этим заданием обусловливается область приме­нения машины, устанавливается основная ее характеристика, в том числе производительность, и выводятся технико-экономические показатели ее рабо­ты. В техническом задании определяется также потребность в таких маши­нах и обосновывается экономическая целесообразность их выпуска. По ут­верждении задания разрабатывается технический проект машины, а затем и рабочие чертежи. По этим чертежам завод изготовляет головной образец, который проходит сначала предварительные, а затем приемочные испытания. Продолжительность последних устанавливается в зависимости от типа ма­шины. По результатам этих испытаний делается заключение о возможности пуска машины в серийное производство. В случае положительного заключе­ния устраняются обнаруженные при испытаниях конструктивные недостатки, после чего машина запускается в серийное производство.

Комментарии закрыты.

Реклама
Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
Рубрики