Основы классификации дорожно-строительных машин
Дорожно-строительное производство крайне разнообразно и состоит из процессов различного типа. Здесь имеют место подготовительные работы, которые ведутся в целях подготовки строительной площадки или полосы к возведению на ней дороги или инженерных сооружений. Большое место в строительном процессе занимают различного вида земляные работы. Процессы, сопровождающие строительство автомобильных дорог, включают в себя производство смесей, состоящих из щебня или гравия с различного рода вяжущими материалами. Поэтому производится добыча и дробление каменных материалов. Весьма важным процессом является уплотнение грунтов и дорожных покрытий. В настоящее время широко распространено строительство различного рода инженерных сооружений из сборного железобетона. При этом части железобетонных конструкций изготовляются на специальных заводах или полигонах.
На заводах производится также переработка каменных материалов и приготовление различного рода черных смесей, асфальтобетона и це-
ментного бетона. Эти заводы снабжены специальным оборудованием. Поэтому работы, связанные со строительством дорожных покрытий, разделяются на заводские, или базовые, и линейные. К линейным относятся работы по укладке и уплотнению бетона и черных смесей непосредственно в дорожное покрытие.
Уже построенные дороги следует содержать, т. е. осуществлять ряд операций, направленных на сохранение их в хорошем состоянии. По прошествии определенного срока они подвергаются ремонту. Содержание и ремонт дорог относятся к специальной службе, которая снабжена предназначенными для этой цели машинами.
Механизация разнообразных и часто сложных процессов строительного производства требует применения различных машин. Поэтому парк дорожных машин состоит из машин разного назначения, которые могут быть разделены на следующие группы.
1. Машины для подготовительных и земляных работ, которые производят расчистку полосы отвода и копание грунта. Процессы копания весьма разнообразны. Они определяются не только характером строительного производства, но и свойствами грунтов. К этим машинам относятся бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, грейдер-элеваторы, экскаваторы и т. п.
2. Машины для добычи и переработки каменных материалов. Камень в большинстве случаев является основным строительным материалом. После добычи каменные материалы подвергаются переработке, т. е. дроблению и разделению по степени крупности. Добыча камня осуществляется при помощи бурильных молотков, станков ударно-канатного бурения и т. п. Для этой цели также используются компрессоры и другое вспомогательное оборудование. Для дробления камня и разделения щебня по фракциям служат дробилки, мельницы, различного рода сортировочные и моечные машины.
3. Машины для уплотнения грунтов и дорожной одежды. Весьма важным элементом технологического процесса является уплотнение, от качества выполнения которого зависит долговечность сооружений. К этой группе машин относятся катки, трамбующие и вибрационные машины.
4. Машины и оборудование, предназначенные для строительства усовершенствованных дорожных покрытий облегченного типа. Этот тип покрытия значительно дешевле усовершенствованных покрытий капитального типа — асфальтобетона и цементобетона — и вместе с тем допускает достаточно интенсивное движение транспорта. Поэтому покрытия этого типа получили весьма большое распространение. При их
устройстве применяется оборудование битумных баз (битумохранилища, котлы, битумные насосы, битумные плавильни, парообразователи, машины для приготовления эмульсий и т. п.) и машины, предназначенные для линейных работ (распределители щебня и гравия, автогудронаторы, машины для постройки покрытий по методу смешения и т. п.).
5. Машины для приготовления и распределения асфальтобетона (смесители, укладчики). Этот вид оборудования применяется при устройстве асфальтобетонных дорожных покрытий.
6. Машины для приготовления бетона и строительства цементобетонных дорожных покрытий (бетоносмесители, распределители, бетоноукладчики, нарезчики швов и т. п.).
7. Оборудование заводов и полигонов сборных железобетонных конструкций. В настоящее время метод строительства из сборного железобетона, в том числе предварительно напряженного, получил исключительно большое распространение. Изготовлением служащих для этого конструктивных деталей занимаются специальные заводы и полигоны, которые имеют оборудование для правки, резки и натяжения арматуры, формования и уплотнения изделий, их пропаривания и т. п.
8. Машины для содержания и ремонта дорог (снегоочистители, щетки, дорожные ремонтеры, пескораспределители и т. п.).
Большая часть из всего перечисленного выше оборудования создана в сравнительно недавно. Эти машины позволили полностью механизировать основные строительные работы.