Основы классификации дорожно-строительных машин

Дорожно-строительное производство крайне разнообразно и состо­ит из процессов различного типа. Здесь имеют место подготовительные работы, которые ведутся в целях подготовки строительной площадки или полосы к возведению на ней дороги или инженерных сооружений. Большое место в строительном процессе занимают различного вида земляные работы. Процессы, сопровождающие строительство автомобиль­ных дорог, включают в себя производство смесей, состоящих из щебня или гравия с различного рода вяжущими материалами. Поэтому произ­водится добыча и дробление каменных материалов. Весьма важным про­цессом является уплотнение грунтов и дорожных покрытий. В настоя­щее время широко распространено строительство различного рода ин­женерных сооружений из сборного железобетона. При этом части же­лезобетонных конструкций изготовляются на специальных заводах или полигонах.

На заводах производится также переработка каменных материалов и приготовление различного рода черных смесей, асфальтобетона и це-
ментного бетона. Эти заводы снабжены специальным оборудованием. Поэтому работы, связанные со строительством дорожных покрытий, раз­деляются на заводские, или базовые, и линейные. К линейным относятся работы по укладке и уплотнению бетона и черных смесей непосред­ственно в дорожное покрытие.

Уже построенные дороги следует содержать, т. е. осуществлять ряд операций, направленных на сохранение их в хорошем состоянии. По прошествии определенного срока они подвергаются ремонту. Содержа­ние и ремонт дорог относятся к специальной службе, которая снабжена предназначенными для этой цели машинами.

Механизация разнообразных и часто сложных процессов строи­тельного производства требует применения различных машин. Поэтому парк дорожных машин состоит из машин разного назначения, которые могут быть разделены на следующие группы.

1. Машины для подготовительных и земляных работ, которые про­изводят расчистку полосы отвода и копание грунта. Процессы копания весьма разнообразны. Они определяются не только характером строи­тельного производства, но и свойствами грунтов. К этим машинам отно­сятся бульдозеры, скреперы, автогрейдеры, грейдер-элеваторы, экскавато­ры и т. п.

2. Машины для добычи и переработки каменных материалов. Ка­мень в большинстве случаев является основным строительным мате­риалом. После добычи каменные материалы подвергаются переработке, т. е. дроблению и разделению по степени крупности. Добыча камня осуществляется при помощи бурильных молотков, станков ударно-ка­натного бурения и т. п. Для этой цели также используются компрессоры и другое вспомогательное оборудование. Для дробления камня и разде­ления щебня по фракциям служат дробилки, мельницы, различного рода сортировочные и моечные машины.

3. Машины для уплотнения грунтов и дорожной одежды. Весьма важным элементом технологического процесса является уплотнение, от качества выполнения которого зависит долговечность сооружений. К этой группе машин относятся катки, трамбующие и вибрационные машины.

4. Машины и оборудование, предназначенные для строительства усовершенствованных дорожных покрытий облегченного типа. Этот тип покрытия значительно дешевле усовершенствованных покрытий капи­тального типа — асфальтобетона и цементобетона — и вместе с тем допускает достаточно интенсивное движение транспорта. Поэтому по­крытия этого типа получили весьма большое распространение. При их
устройстве применяется оборудование битумных баз (битумохранилища, котлы, битумные насосы, битумные плавильни, парообразователи, маши­ны для приготовления эмульсий и т. п.) и машины, предназначенные для линейных работ (распределители щебня и гравия, автогудронаторы, ма­шины для постройки покрытий по методу смешения и т. п.).

5. Машины для приготовления и распределения асфальтобетона (смесители, укладчики). Этот вид оборудования применяется при устрой­стве асфальтобетонных дорожных покрытий.

6. Машины для приготовления бетона и строительства цементобе­тонных дорожных покрытий (бетоносмесители, распределители, бетоно­укладчики, нарезчики швов и т. п.).

7. Оборудование заводов и полигонов сборных железобетонных конструкций. В настоящее время метод строительства из сборного желе­зобетона, в том числе предварительно напряженного, получил исключи­тельно большое распространение. Изготовлением служащих для этого конструктивных деталей занимаются специальные заводы и полигоны, которые имеют оборудование для правки, резки и натяжения арматуры, формования и уплотнения изделий, их пропаривания и т. п.

8. Машины для содержания и ремонта дорог (снегоочистители, щет­ки, дорожные ремонтеры, пескораспределители и т. п.).

Большая часть из всего перечисленного выше оборудования созда­на в сравнительно недавно. Эти машины позволили полностью механи­зировать основные строительные работы.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики