Стандартизация и унификация
Большое значение для улучшения качества продукции и удешевления производства изделий приобретают стандартизация и унификация.
Основная цель стандартизации состоит в установлении уровня норм и требований при выполнении опытно-конструкторских работ, изготовлении изделий и их эксплуатации. Охватывая все сферы производства изделия и его эксплуатации, стандарты регламентируют:
— терминологию, обозначения и правила выполнения рабочих чертежей; методы расчета;
— габаритные и присоединительные размеры деталей;
— состав и свойства применяемых материалов;
— содержание технологических процессов, параметры оборудования и контрольно-измерительного инструмента;
~ методы испытания и оценки основных показателей изделия;
~ правила и нормы его эксплуатации.
В зависимости от области применения различают стандарты предприятия (СТП), отраслевые (ОСТ), государственные (ГОСТ) и стандарты Беларуси (СТБ) и междугосударственные стандарты (ISO).
Унификация необходима для обеспечения рационального сокращения многообразия типов конструкций, материалов, технологических процессов изготовления, размеров и других параметров изделий одинакового функционального назначения. На стадии проектирования унификация позволяет использовать уже готовые чертежи отдельных деталей или сборочных единиц, что значительно сокращает сроки проектирования и изготовления изделия и позволяет получить большой экономический эффект.
Уровни стандартизации и унификации изделий определяются по отношению числа стандартизованных или унифицированных деталей к общему числу деталей в данном изделии. Эти уровни должны быть достаточно высокими, однако, определяя их пределы, следует учитывать специфику изделия, требования к надежности отдельных его деталей и сборочных единиц, серийность производства и исходить при этом из общего народнохозяйственного эффекта, который дает унификация или стандартизация.
С понятием унификации тесно связано и другое понятие — агрегатирования, т. е. метода компоновки машин из унифицированных деталей, сборочных единиц и агрегатов разных типоразмеров. Разработанные на основе какой-то базовой машины остальные машины данного ряда (модификации базовой машины) отличаются от нее лишь значениями главного параметра (грузоподъемностью, объемом ковша, мощностью двигателя, тяговым усилием) и незначительными конструктивными изменениями отдельных частей.
Характерным примером являются типоразмерные ряды дорожно-строительных машин фирмы "Интернейшнл" (США) на базе колесных и гусеничных тракторов, одноосных и двухосных колесных тягачей (рис. 1.1).
Одним из важных направлений унификации дорожно-строительных машин является применение сменного рабочего оборудования. Так, для отечественных погрузчиков освоено более 20 видов сменного оборудования, для бульдозеров и корчевателей — более 10. Сменное рабочее оборудование имеют также автогрейдеры, краны, экскаваторы.
В конструкциях ряда зарубежных машин применяется сменное ходовое оборудование, а также сменные двигатели. Примером последнего могут служить некоторые типы выпускаемых в США экскаваторов, имеющих в качестве сменных двигателей карбюраторный, электрический и дизельный. При замене одного типа двигателя на другой трансмиссия остается прежней.
Модель 560 Н-100С Н-90Е Н-80В Н65С
Мощность, кВт 283 215 178 137 116
Масса, т 31,3 23 17 14,2 12,4
б)
Модель 580 Н-400С 560 Н-1000 Н-90Е Н-80В
Мощность, кВт 802 432 283 215 180 137
Объем ковша, м3 15,1 8,41 5-9 3,44-4,2 3,1-5,35 2,674,5
H-50C H-30B H-30F 3850 2500 2400B 3300B H-25B 3200B
60 и 69 46 и 31 46-51 59 44 и 52 38 27 38 22
1,15-2,68 0,76-1,2 0,76-1,7 0,96-1,15 0,57 0,57 0,26-0,48 0,45-1,150,25-0,48
г) |
Модель 2500 1750 125Е 100Е 50Е
Мощность, кВт 142 91 28 48 33
Объем ковша, м3 1,8-2,48 1,52-1,72 0,96-1 0,76-0,86 0,57
Модель 444 433
Мощность двигателя, кВт
ДОРОЖНО СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ |
переднего 231 231
Заднего 138 138
Объем ковша, м3 ____ 16,8 15
Модель ГД-25С ГД-20Е ТД-15С ТД-8Е
Мощность, кВт 231 157 104 56
Масса, т 31,6 21,1 14,3 7,7
ж)
Модель 442 431 412
Мощность, кВт 231 231 112
Объем ковша, м3 16,8 16 8,4
Модель 3820А |
3600А |
3500А |
3400А |
2400В |
Мощность, кВт 63 |
59 |
52 |
37 |
34,3 |
Глубина |
||||
выемки |
||||
грунта, м3 4,97 |
4,95 |
4,83 |
4,34 |
3,89 |
Модель |
3984 |
3964 |
Мощность, кВт |
77 |
75 |
Объем ковша, м3 |
0,57 |
0,48 |
Глубина |
||
выемки |
||
грунта, м3 |
6,65 |
6,26 |
Рис. 1.1. Типоразмерные ряды некоторых дорожно-строительных машин, а — лесопогрузчики на базе колесных тракторов с шар — нирно-сочленной рамой; б — фронтальные ковшевые погрузчики на базе колесных тракторов с шарнирно-сочленной рамой; в — фронтальные ковшевые погрузчикис жесткой ходовой тракторов; г — фронтальные ковшевые погрузчики на базе гусеничных тракторов; д — булюдозеры на базе гусеничных тракторов; е — самоходные двухдвигательные скреперы; ж — самоходные скеперы; з — колесные тракторы с фронтальным погрузочным оборудованием ит обратной лопатой; и — гидравлические эсковаторы.
Большое значение имеет унификация таких элементов дорожностроительных машин, как гидроцилиндры в гидравлических приводах, фрикционные муфты, опорно-поворотные устройства, стрелы и т. п.
Унификация распространяется не только на конструкции, но и на кинематические схемы машин или отдельных механизмов. Например, кинематические схемы многих стреловых кранов в Англии и ФРГ не отличаются от кинематических схем экскаваторов, имеющих тот же привод. Унифицированная схема объемного гидропривода применяется для пневмоколесных кранов различной грузоподъемности.