Гидродинамические передачи
Большое распространение в приводах дорожных машин получили гидродинамические передачи, к числу которых относят гидромуфты и гидротрансформаторы. У них движение ведомых звеньев осуществляется без жестких связей — посредством рабочей жидкости. Гидродинамические передачи обеспечивают разгон и торможение, хорошо гасят крутильные колебания, выполняют функции автоматических бесступенчатых коробок скоростей, согласовывают работу нескольких механизмов, получающих энергию от одного приводного двигателя. Поэтому они широко применяются в трансмиссиях землеройно-транспортных машин, одноковшовых экскаваторов, погрузчиков, камнедробилок и т. п., приводимых в движение двигателями внутреннего сгорания или асинхронными короткозамкнутыми электродвигателями.
Если гидродинамическую передачу, конструктивная схема которой изображена на рис. 3.3, заполнить рабочей жидкостью, а ведущий вал 1 с насосным колесом 2 привести во вращение, используя энергию приводного двигателя, то под действием центробежных сил начнется движение жидкости, сопровождаемое “закруткой” ее потока. При этом происходит преобразование механической энергии ведущего вала в энергию движущейся жидкости.
Гидротрансформаторы (рис. 3.4) состоят из трех рабочих элементов — насосного колеса 1, закрепленного на ведущем валу, турбинного колеса 2, жестко посаженного на ведомый вал, и неподвижного направляющего аппарата (реактора) 3. Межлопаточные каналы этих рабочих элементов, так же как в гидромуфте, образуют круг циркуляции жидкости. Ввиду наличия реактора при изменении внешней нагрузки в гидротрансформаторе происходит преобразование не только скорости вращения, но и крутящего момента.
Рис. 3.4. Конструктивные схемы гидротрансформаторов: а ~ реактор после насосного колеса; б — реактор перед насосным колесом: I — ведущий вал; // — ведомый вал