Гидрообъемные передачи
В системах управления и в маломощных приводах дорожных машин широко применяются гидрообъемные передачи. Их используют также в машинах, на циклично работающих приводах, имеющих сложную пространственную кинематику движения.
Распространению объемных гидропередач способствует компактность конструкции даже при реализации больших передаточных отношений (1:1000 и более), простота средств бесступенчатого регулирования скорости исполнительного механизма и преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное. При их использовании возможна автоматизация процесса работы, унификация и стандартизация элементов привода. Однако работа гидрообъемных передач зависит от температуры окружающей среды. Эти передачи имеют невысокий к. п.д. (0,7 — 0,75) и требуют квалифицированного обслуживания.
В гидрообъемных передачах геометрические и силовые связи устанавливаются замкнутым объемом рабочей жидкости, расположенной в напорной магистрали между насосом и гидродвигателем. В насосе механическая энергия приводного двигателя преобразуется в гидравлическую энергию рабочей жидкости, которая затем переходит в механическую энергию гидродвигателя и расходуется на преодоление внешнего сопротивления.
В отличие от насосов, которые являются роторными гидромашинами вращательного типа, гидродвигатели бывают трех видов — гидромоторы, поворотники и гидроцилиндры. Гидромоторы обеспечивают вращательное движение ведомого вала с неограниченным углом поворота. Поворотники (их часто называют моментными гидроцилиндрами) поворачивают ведомый вал только на ограниченный угол. Гидроцилиндры относятся к группе очень распространенных на дорожных машинах гидродвигателей, совершающих возвратно-поступательное движение. В качестве насосов и гидромоторов применяют шестеренчатые, винтовые, пластинчатые (шиберные), аксиально-поршневые и радиально-поршневые гидромашины (рис. 3.5).
При вращении вала шестеренчатого насоса (рис. 3.5, а) захватывается некоторый объем рабочей жидкости из всасывающей камеры I и переносится в напорную камеру II. Этот перенос становится возможным благодаря образованию геометрически замкнутых пространств между впадинами зубьев ведущей 1 и ведомой 2 шестерен и корпусом
3. Линия контакта шестерен отделяет напорную камеру от всасывающей, препятствуя обратному движению жидкости.
Рис. 3.5. Конструктивные схемы насосов и гидромоторов: а — шестеренчатого; б—винтового; в — лопастного; г — аксиальнопоршневого; д — радиально-поршневого
В винтовом насосе (рис. 3.5, б), состоящем из винтов 1 и 2, а также корпуса 3, перенос рабочей жидкости обеспечивается расположенными между этими элементами запертыми пространствами, которые в виде “жидкостной гайки” перемещаются из всасывающей камеры I в напорную II.
Пластинчатые насосы (рис. 3.5, в) строятся на основе кулисного механизма. На ведущем валу 1 закреплен ротор 2, в пазах которого совершают возвратно-поступательное движение шиберы 3, опирающиеся на цилиндрическую поверхность корпуса 4, геометрическая ось которой расположена эксцентрично относительно ротора на величину е. При вращении ротора по часовой стрелке пространства между шиберами, работающими справа от вертикальной оси, а также ротором и статором уменьшаются, в связи с чем рабочая жидкость выдавливается в напорную полость II.
В то же время аналогичные пространства, расположенные слева от вертикальной оси, увеличиваются, обеспечивая захват рабочей жидкости из всасывающей полости I.
На валу 1 аксиально-поршневого насоса (рис. 3.5, г) закреплен цилиндрический блок 2, в цилиндрах которого совершают возвратно-поступательное движение поршни 3, опирающиеся на упорный подшипник диска
4. Цилиндрический блок упирается в распределитель 5, закрепленный в неподвижном корпусе 6. Благодаря распределителю полости цилиндров периодически соединяются с напорной или со всасывающей камерами, в зависимости от направления движения поршней.
Радиально-поршневой гидромотор (рис. 3.5, д) состоит из блока цилиндров 1, в расточках которого помещены поршни 2. Поршни имеют катки 3, которые обкатываются по направляющей поверхности корпуса 4. Рабочая жидкость поступает под поршни через распределитель
5. Расположение окон распределителя согласуется с положением рабочих и холостых участков направляющей корпуса. При развиваемом поршнем усилии Р сила давления катка на направляющую N будет тем больше, чем больше угол давления у. Возникающее при взаимодействии катка с направляющей тангенциальное усилие Т формирует крутящий момент ротора.
Все перечисленные типы гидромашин относятся к классу роторных, одним из основных свойств которых является принципиальная обратимость, т. е. способность работать как в качестве насоса, так и в качестве гидромотора.
Аксиально-поршневые гидромашины работают при давлении 16-35 МПа с объемным расходом 5-20 л/с, их долговечность составляет 5-8 тыс. часов чистой работы, а общий к. п. д. достигает 0,9-0,93.
Широкое применение находят шестеренчатые и пластинчатые насосы, максимальные значения параметров которых при долговечности 4-6 тыс. часов примерно одинаковы: ртах= 14-18 МПа и Qmax=8-10 л/с.
Пластинчатые насосы чаще используют в системах управления, подпитки и централизованной смазки дорожных машин. В этих случаях их работа протекает при давлениях 0,3-1,2 МПа.
Наряду с низкомоментными высокооборотными гидромашинами перечисленных типов все большее распространение получают высокомомент — ные радиально-поршневые гидромоторы, рассчитанные на работу при давлениях до 35 МПа. Если со < 10 рад/с, или М > 1000 Нм, или М/со> 100, то гидромашину относят к разряду высокомоментных. Высо — комоментные гидромоторы устанавливают непосредственно на рабочий орган или передают ему движение через простейшую редукторную систему. Однако удельные энергетические показатели высокомоментных гидромоторов (кВт/кг) в 2-5 раз хуже низкомоментных гидромоторов. Поэтому высокомоментным гидромоторам часто предпочитают низко-
моментные, скомпонованные в одно целое с планетарными или червячными передачами.
Простота исполнения, хорошая компонуемость, сравнительно небольшая масса на единицу передаваемой мощности, способность встраиваться непосредственно в рабочие органы машин определили большое разнообразие конструктивных схем гидроцилиндров. Тем не менее их можно разбить на две основные группы — гидроцилиндры одинарного действия (рис. 3.6, a-в) и гидроцилиндры двойного действия (рис. 3.6, г-е). Первые из них могут перемещать под действием рабочей жидкости ведомые элементы только в одном направлении. Возврат же в исходное положение осуществляется пружиной или силой тяжести рабочих органов. В гидродилиндрах двойного действия перемещение в обоих направлениях осуществляется усилием рабочей жидкости. Основными элементами гидроцилиндров является корпус 1 и поршень 2 со штоком 3 или плунжер 4. Плунжерные гидроцилиндры могут быть одностороннего действия, так как в них рабочая жидкость подводится только в камеру между корпусом и плунжером. В поршневых гидроцилиндрах рабочая жидкость может поступать как в штоковую, так и в бесштоковую полость. Поэтому они бывают как одностороннего, так и двустороннего действия. Для подвода (отвода) рабочей жидкости в корпусе гидроцилиндра имеются каналы, соединенные с трубопроводами 5. Наибольшее распространение имеют гидроцилиндры двойного действия с односторонним штоком (рис. 3.6, г). Однако из-за разности площадей штоковой и бес — штоковой полостей скорость движения штока в разных направлениях не одинакова. Когда это нежелательно, применяют гидроцилиндры с двусторонним штоком (рис. 3.6, д). Если усилие, которое развивается на штоке гидроцилиндра, недостаточно для преодоления внешнего сопротивления, а стесненные габариты не позволяют развивать диаметр поршня, используют гидроцилиндры с двойными поршнями (рис. 3.6, е). В этом случае рабочая жидкость подводится одновременно в полости I и III или в II и IV.
Типичные конструктивные схемы поворотников изображены на рис. 3.6, ж, з. Внешне они напоминают либо гидромотор с одной лопастью 6, корпус 7 которого ограничен некоторым сектором, либо гидроцилиндр с двойными поршнями. Шток 8 этого гидроцилиндра соединен с кривошипно-шатунным механизмом 9, ось 0 которого поворачивает ведомый вал.
гг J |
3 |
Рис. 3.6. Гидродвигатели возвратно-поступательного и поворотного движения. Гидроцилиндры: а — поршневой одинарного действия; б — плунжерный; в — телескопический;- г — двойного действия; д — с двусторонним штоком; е — со сдвоенными поршнями;
ж и з — поворотники
Контроль и управление параметрами гидравлической энергии осуществляется с помощью распределительной, регулирующей и контрольной аппаратуры.
Распределители направляют рабочую жидкость от насоса к гидродвигателям, обеспечивают их реверсирование и остановку. По конструкции различают пробковые, клапанные и золотниковые распределители. Последние имеют наибольшее распространение. Они многопозиционны, уравновешены от статических сил давления и имеют сравнительно небольшие сопротивления от сил трения. Схема трехпозиционного золотникового распределителя, управляющего направлением движения штока гидроцилиндра, изображена на рис.3.7. Его рабочими элементами являются цилиндрический плунжер 1, снабженный поясными и кольцевыми проточками, и корпус 2, имеющий окна или отверстия, через которые подводится и отводится рабо
чая жидкость. Рассматриваемый распределитель является четырехходовым, так как связывает четыре элемента системы — напорную и сливную магистрали и две магистрали, ведущие к полостям гидроцилиндра. Различают три основных типа золотниковых распределителей: с положительным, нулевым и отрицательным перекрытиями. У золотников с положительным перекрытием ширина пояска а на плунжере больше отверстия б в корпусе.
Рис. 3.7. Конструктивная схема золотникового распределителя |
Они хорошо фиксируют положение исполнительных механизмов. Когда плунжер такого распределителя устанавливается в нейтральное положение, исполнительный механизм отсекается от напорной и сливной магистралей, а рабочая жидкость запирает его. Этот тип золотника применяется в разомкнутых системах управления для лучшей динамической устойчивости гидропривода. Применение его в системах управления с обратной связью нежелательно, так как наличие перекрытия определяет большую зону нечувствительности. Этого недостатка лишены золотники с нулевым перекрытием, когда ширина пояска плунжера равна ширине канавки или отверстия корпуса. Достигнуть нулевого перекрытия при изготовлении золотника сложно, поэтому в следящих приводах, как правило, применяют золотники с отрицательным перекрытием. У таких золотников при нейтральном положении плунжера по обеим сторонам его пояска имеются начальные зазоры (4…6) 10’5 м, через которые жидкость, подаваемая насосом, поступает в сливную магист-
раль. В полостях силового гидроцилиндра устанавливаются давления р; и рт При этом
РІ=Р2= — 2Р° (3.5)
где р и Pq давление жидкости в напорной и сливной магистрали системы при нейтральном положении распределителя.
Золотники с отрицательным перекрытием имеют меньшую зону нечувствительности, но не могут применяться тогда, когда утечки и жесткость являются важными для системы факторами.
Регулирующие органы гидросистемы подразделяют на регуляторы давления и регуляторы расхода. Регуляторы давления предназначены для предохранения гидросистемы от перегрузок, а также для поддержания в ее магистралях давления заданной величины. К первой группе этих устройств относятся предохранительные клапаны, а ко второй-подпорные, редукционные и обратные клапаны и клапаны разгрузки насосов. Конструктивно регуляторы расхода выполняются шариковыми, конусными, плунжерными и комбинированными. Шариковые клапаны являются наиболее простыми и быстродействующими ввиду малой инерционности подвижных элементов. Однако при непрерывной работе они из-за износа седла быстро выходят из строя. Поэтому их применяют в качестве эпизодически работающих предохранительных и обратных клапанов. Чаще применяют плунжерные и комбинированные клапаны. Конструкция и принцип работы таких устройств видны из рассмотрения конструктивной схемы предохранительного клапана с переливным золотником (рис. 3.8). Рабочая жидкость из полости давления А по каналу Б в золотнике 4 поступает в полость В и одновременно по каналу Г — в полость Д. Затем через демпферное отверстие Е рабочая жидкость направляется в полость Ж и под настроенный на определенное давление шариковый клапан 2. Пока давление в системе не преодолеет усилия, на которое настроена пружина 1, золотник пружиной 3 удерживается в крайнем положении, перекрывая выход жидкости на слив. При повышении давления в гидросистеме шариковый клапан преодолевает усилие пружины и открывается. Жидкость из полости Ж по каналу II поступает на слив. При прохождении жидкости через демпферное отверстие Е в полость Ж давление понижается по сравнению с тем значением, которое соответствует полостям В и Д. Вследствие этого золотник поднимается, перепуская часть жидкости из напорной полости на слив.
Регулирование скорости маломощных и редкоработающих рабочих орудий и механизмов дорожных машин осуществляется дроссельными регуляторами расхода, представляющими собой местное регулируемое или нерегулируемое сопротивление, которое устанавливается на пути течения жидкости. Конструктивно наиболее распространенные из них выполняются в виде набора тонких шайб с калиброванными отверстиями либо в виде поворотного крана с переменным проходным сечением.
В соответствии с известным уравнением Бернулли объемный расход жидкости (м3/с), протекающей при дросселировании через такое устройство, определяется как
(3.6)
где — коэффициент расхода, который принимается при истечении минеральных масел через круглые дросселирующие отверстия, 0,59-0,60, а для щелевых 0,70-0,75; F — площадь поперечного сечения дросселя, м2; р — плотность рабочей жидкости, кг/м3 ; Ар — перепад давления на дросселе, Па.
Рис. 3.9. Схемы установки дросселя: а — на входе; б — на выходе; в — параллельно гидродвигателю; 1 — насос; 2 — гидромотор; 3 — дроссель; 4 — предохранительный клапан |
Чтобы избежать влияния режимов нагружения на скорость движения исполнительного механизма, применяют дроссели с регуляторами. Регуляторы являются такими устройствами, которые с помощью гидравлической обратной связи независимо от условий нагружения поддерживают на дросселе постоянный перепад давления. Дроссельные ус
тройства устанавливают на входе или выходе гидродвигателя, а в некоторых случаях — параллельно ему (рис. 3.9). В первом случае рабочая жидкость от насоса поступает к гидродвигателю через дроссель. При этом некоторый избыток объемного расхода жидкости насоса сливается через предохранительный клапан. Чем меньше проходное сечение дросселя, тем меньше скорость вращения гидромотора и тем большая доля расхода поступает на слив через предохранительный клапан. Запускается такая система в работу плавно, без толчков. Однако если нагрузка на валу гидродвигателя меняет свою величину, то из-за отсутствия подпора на сливе трудно получить устойчивую скорость движения этого вала. Этот недостаток отсутствует, когда дроссель, установлен на выходе из гидродвигателя. По к. п. д. оба эти варианта уступают системам, в которых дроссель установлен параллельно гидродвигателю, так как при их использовании насос независимо от нагрузки работает при давлении срабатывания предохранительного клапана. Однако когда дроссель установлен параллельно гидродвигателю, в системе трудно получить устойчивую скорость движения исполнительного механизма особенно при небольших ее значениях. К вспомогательным устройствам гидросистем относятся средства борьбы с различными помехами. Они подразделяются на средства очистки рабочей жидкости — фильтры, средства стабилизации теплового режима — теплообменники, накопители гидравлической энергии — гидроаккумуляторы.
Фильтры улавливают попавшие в гидросистему посторонние механические примеси. По тонкости очистки различают фильтры: грубой очистки (d > 1,0-104 м), нормальной очистки (d > 1,0-105 м), тонкой очистки (d > 0,5Т0’5 м) и особо тонкой очистки (d > 1,010’6 м). По методу отделения механических частиц различают фильтры механического действия и силовые очистители. В фильтрах механического действия поток жидкости пропускается через фильтрующий материал, в котором задерживаются механические частицы. Действия силовых очистителей основаны на разделении рабочей жидкости и примесей под влиянием силового поля, которое может быть гравитационным, центробежным, магнитным, электростатическим или вибрационным. Наибольшее распространение в гидросистемах дорожных машин получили фильтры механического действия. В баках, картерах и отстойниках широко применяют магнитные очистители. Устанавливают фильтры чаще всего на нагнетательном трубопроводе после предохранительного клапана. При такой установке фильтры наиболее надежно защищают от загрязнений распределительные устройства. Распространены также схемы с установкой фильтров на сливе. В этом случае они работают под небольшим давлением.
Теплообменники отводят выделившуюся в гидросистеме тепловую энергию, а при низких температурах воздуха нагревают рабочую жидкость. На дорожных машинах применяют теплообменники с принудительным обдувом воздухом, направляемым вентиляторной установкой.
Гидравлические аккумуляторы служат для компенсации кратковременных пиковых нагрузок. Они являются также демпферами возникающих при пульсации давления колебаний. Схема, представленная на рис. 3,10, иллюстрирует применение гидравлического аккумулятора в системе управления процессом торможения механизма передвижения одноковшового экскаватора. Когда давление в полостях тормозных гидроцилиндров 1 упадет из-за объемных потерь в системе и станет меньше, чем в напорном трубопроводе насоса 2, то обратный клапан 3 обеспечит доступ рабочей жидкости в гидроаккумулятор 4. Благодаря этому произойдет зарядка гидроаккумулятора, т. е. наполнение его рабочей камеры жидкостью под давлением системы. При неработающих исполнительных механизмах экскаватора напорная магистраль насоса соединена со сливной, и этот насос работает вхолостую. Тем не менее, рабочие полости гидроцилиндров находятся под давлением гидроаккумулятора, так как обратный клапан не пропускает жидкость на слив. Если из такой системы исключить гидроаккумулятор, то при нерабо
тающих механизмах экскаватора насос должен работать не вхолостую, а под некоторым давлением подпора. Это энергетически нерационально и не всегда оправдано. При применении гидроаккумулятора в качестве демпфера колебаний его параметры выбирают таким образом, чтобы собственная частота была приблизительно равна частоте пульсаций. Такой гидроаккумулятор очень чувствителен к изменению давления и хорошо его стабилизирует на заданном уровне. В практике машиностроения применяют грузовые, пружинные и пневматические аккумуляторы. В наиболее распространенных пневматических аккумуляторах средой, накапливающей энергию, является воздух или технический азот. При наполнении рабочей полости таких аккумуляторов жидкостью под действием избыточного давления в напорной магистрали воздух в пневматической камере сжимается. Когда в гидросистеме из-за уменьшения или снятия нагрузки давление падает, воздух расширяется и вытесняет жидкость из рабочей полости в систему. Резиновая камера разделяет воздушную и жидкостную среду, не допуская их смешения.
Рис. 3.10. Гидросистема с гидропневмоаккумулятором |
Рабочая жидкость гидросистем сочетает свойства рабочего тела со свойствами смазочных материалов. В гидросистемах широко применяют минеральные масла, полученные смешиванием маловязких нефтепродуктов с высоковязкими компонентами. Углеводородные полимеры, входя-
щие в состав минеральных масел, образуют во взаимодействии с поверхностью металла граничные адсорбционные слои, обладающие высокой механической прочностью и малым сопротивлением поперечному скольжению. Присадки, содержащиеся в рабочих жидкостях гидросистемы, улучшают их свойства. Основными показателями качества рабочих жидкостей служат их вязкость, температурно-вязкостная характеристика, физическая и химическая стабильность, антикоррозионные свойства, агрессивность по отношению к резиновым уплотняющим устройствам, смазочная способность и температура замерзания. Рабочая жидкость должна быть достаточно густой, чтобы снизить объемные потери в гидросистеме, но не слишком, чтобы избежать явлений кавитации и повышенных гидромеханических потерь в гидроагрегатах и трубопроводах.
Физическая стабильность характеризует способность рабочей жидкости сопротивляться деформациям сдвига и не терять своей вязкости и смачивающих свойств. При работе высокооборотных гидромашин и рас- пределительно-регулирующей аппаратуры вязкость жидкости постепенно уменьшается. При этом чем более высокомолекулярные присадки использованы для улучшения вязкостных свойств, тем сильнее влияние деформаций, вызванных трением и смятием рабочей жидкости.
Химическая стабильность рабочих жидкостей, или их стойкость к окислению, зависит от химического состава и строения компонентов. В процессе окисления, когда прекращается действие антиокислительных присадок, из жидкости выпадают осадки в виде смолы, которые засоряют элементы сопряжений гидроагрегатов и могут вывести их из строя. Лучшими катализаторами, вызывающими ускорение процесса окисления, являются металлические частицы, грязь и вода. Это следует учитывать при заправке гидросистемы и ее очистке. При повышении температуры рабочей жидкости интенсивность окисления минеральных масел увеличивается. Поэтому при конструировании гидросистем не следует экономить на средствах, обеспечивающих ограничение температуры рабочей жидкости.
Антикоррозионные свойства и агрессивность по отношению к резиновым уплотнениям характеризуют совместимость рабочей жидкости, т. е. ее способность длительное время работать совместно с металлическими и резиновыми изделиями, не разрушая их. Улучшение этого качества обеспечивается применением антикоррозионных присадок, действующих за счет образования на поверхностях деталей прочных пленок.
Минеральные масла склонны к образованию стойкой пены. Чем больше вязкость рабочей жидкости, тем выше вспениваемость. С пено- образованием в гидросистемах необходимо бороться, так как пена сни
жает смазывающую способность рабочих жидкостей, ухудшает их антикоррозионные свойства, повышает сжимаемость. Для борьбы с пе- нообразованием увеличивают вместимость резервуаров, ставят в них антипенные перегородки, механические отделители воздуха, а также применяют антипенные присадки.
Решая вопрос о выборе сорта рабочей жидкости, учитывают диапазон рабочих температур, температурный график за цикл, время эксплуатации гидропередач с учетом продолжительности хранения, характеристики применяемых в гидроагрегатах материалов, особенности эксплуатации — условия смены, пополнения, очистки и т. п. Во всех случаях нужно стремиться применять рабочие жидкости, рекомендуемые заводами — изготовителями элементов гидропередач.