СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНО СТРОИТЕЛЬНЫМИ МАШИНАМИ
4.1. Назначение и классификация
Система управления дорожно-строительными машинами состоит обычно из пульта управления с расположенными на нем приборами, рукоятками, педалями, кнопками, системы передач в виде рычагов, тяг, золотников, трубопроводов, а также дополнительных устройств, позволяющих контролировать работу двигателей, механизмов привода и рабочего оборудования. Для удобства управления машиной и улучшения условий работы операторов пульты управления на всех мобильных строительных машинах размещают, как правило, в специальных кабинах.
Системы управления существенно влияют на производительность машины и на утомляемость оператора, поэтому к ним предъявляются эргономические и другие требования. Системы управления должны обеспечивать: надежное и быстрое приведение в действие рабочих органов, механизмов передвижения, плавность их включения и выключения, безопасность, легкость и удобство работы оператора (минимальное количество рукоятей, педалей и кнопок управления) положение рычагов управления машиной должно давать оператору представление о направлениях движения рабочих органов; простоту, надежность и минимальное количество регулировок.
Системы управления делятся: по назначению — на системы управления тормозами, муфтами, двигателями, положением рабочего органа; по способу передачи энергии — на механические, рычажные, электрические, гидравлические, пневматические и комбинированные; по степени автоматизации — на неавтоматизированные и автоматические.
Неавтоматизированные системы могут быть непосредственного действия или с усилителями (с сервоприводом). В первом случае оператор управляет только за счет своей мускульной энергии, прикладываемой к рычагам и педалям, во втором — для воздействия на объект управления используют дополнительные (электрический, гидравлический или пневматический) источники энергии. Роль оператора сводится лишь к включению и выключению элементов привода системы управления. В полуавтоматических системах автоматизированы отдельные элементы системы управления. В полностью автоматической системе оператор лишь подает сигналы о начале или окончании работы, а также настройке системы на определенную программу управления рабочим процессом машины.