Рычажные, гидравлические и пневматические системы управления

Основными показателями качества работы системы управления являются усилия, ход рычагов и педалей управления и соответственно усилия, развиваемые на исполнительном органе, скорость движения ра­бочего звена исполнительного органа, число и продолжительность вклю­чений в час (ПВ, %), быстрота срабатывания и кпд.

Системы управления непосредственного действия с рычажно-механи­ческим и гидравлическим управлением тормозом показаны на рис. 5.1. В рычажно-механической системе управления (рис. 5.1, а) усилие Р от ноги на педаль А увеличивается рычажной системой /; — 16 в усилие Р на конце ленты Б тормоза.

Передаточное отношение рычажной системы управления

Г /Л k h ’ (5л)

где S — ход педали A; h — ход конца ленты Б.

Усилие на конце ленты

P=iP. (5.2)

> у

В рычажно-гидравлической системе управления (рис. 5.1, б) усилие от ноги на педали управления 6 через гидравлический цилиндр 5 по трубопроводу 4 передается в рабочий цилиндр 3, поршень которого че­рез рычаг 8 воздействует на сбегающий конец тормозной ленты /. Пру­жины 2 и 7 служат для возврата системы управления в исходное поло­жение после снятия ноги с педали управления.

Передаточное отношение в этом случае

і = і і, (5.3)

у р г ‘ ‘ ‘

где і г’г — передаточные отношения рычажной и гидравлической систем:

іг = djd , (5.4)

где dt и d2~ соответственно диаметры цилиндров управления 3 и 5.

Схемы управления, приведенные на рис. 5.1, применяются обычно для машин небольшой мощности при сравнительно малых количествах включений механизма в час. Расход мощности на управление не должен превышать средних физических возможностей машиниста, равных при длительной работе 40-50 Вт. Положительным свойством системы уп­
равления непосредственного действия является возможность плавного регулирования процесса управления рабочим элементом.

Рис. 5.1. Схемы управления ленточным тормозом непосредствен­ного действия; 1 — тормозная лента; 2 — пружина; 3 — рабочий цилиндр; 4 — трубопровод; 5 — гидравлический цилиндр;

6 — педаль управления; 7 — пружина; 8 — рычаг.

В большинстве мобильных строительных машин для земляных ра­бот, кранах и других машинах для облегчения труда машинистов приме­няются, как правило, системы управления с усилителями гидравличес­кого, пневматического и электрического действия. В этих случаях часть мощности силовой установки машины используется в системе управле­ния для включения исполнительных рабочих органов рабочего оборудо­вания и механизмов. В качестве усилителей в гидросистемах управле­ния применяют гидрообъемные передачи. Для предотвращения пульса­ции рабочей жидкости и поддержания ее давления на определенном уровне используют гидроаккумуляторы.

К недостаткам гидравлических систем управления относят быст­рое нарастание давлений рабочей жидкости (0,1-0,2 с) в исполнитель­ных органах и, как следствие, резкое их включение и возникновение су­щественных динамических нагрузок в элементах конструкции. Этот недостаток легко устраняется в пневматических системах управления, широко применяемых в дорожно-строительных машинах. Давление в таких системах составляет 0,7-0,8 МПа. Вследствие сжимаемости воз­

духа и установки дросселей время нарастания давления в исполнитель­ных органах может легко регулироваться в необходимых оптимальных пределах.

Рис. 5.2. Принципиальная схема пневматической системы управления; 1 — двигатель; 2 — компрессор; 3 — фильтр; 4 — воздухозаборник;

5 — предохранительный клапан; 6 — влагомаслоотделитель;

7 — ресивер; 8 — золотник; 9 — пневмокамерная муфта; 10 — шток; 11 ~ пружина; 12 — диафрагма; 13 — клапан быстрого оттормаживания.

В пневматической системе управления (рис. 5.2) компрессор 2 при­водится в движение от двигателя 1. Воздух компрессором всасывается через воздухозаборник 4, фильтр 3 и через влагомаслоотделитель 6 на­гнетается в аккумулирующую емкость — ресивер 7. При включении пневматических золотников 8 или 8′ воздух поступает в пневмокамеру муфты или тормоза 9, или в пневмоцилиндр. В пневмокамерах тормо­зов в отличие от цилиндров функцию поршня выполняет резиновая диафрагма 12, соединенная со штоком 10 и удерживаемая в нормальном положении пружиной 11. Быстрому возвращению диафрагмы пневмока­меры и штока в исходное положение при выключении кроме пружины способствует клапан быстрого оттормаживания 13, выбрасывающий воз­дух в непосредственной близости от диафрагмы. Предохранительный клапан 5 в системе настраивается на давление, превышающее номиналь­ное на 5-7%. К недостаткам системы пневматического управления от­носятся: необходимость тщательной очистки воздуха от механических примесей, масла и влаги; несвоевременное удаление конденсата из сис­темы может приводить к ее замерзанию в холодное время.

Рис. 5.3. Схема рулевого управления следящего действия;

I — гидробак; 2 — насос; 3 — рулевое колесо; 4 — рулевая колонка;

5,6 — обратный клапан; 7 — сервоцилиндр; 8 — золотник;

9 — обратный клапан управляемый; 10 — рабочий цилиндр;

II — траверса; 12 — рабочий цилиндр; 13 — пружинный аккумуля­тор; 14 — зарядный клапан; 15 — клапаны регулирования системы.

В системах автоматизированного управления рабочими органами, а также при рулевом управлении пневмоколесных машин применяются следящие системы гидропривода. Следящей называют такую гидравли­ческую систему, которая имеет обратную связь и в которой происходит усиление мощности. На рис. 5.3 приведена схема рулевого управления следящего действия. Принцип действия этой системы состоит в следу­ющем. При повороте рулевого колеса 3, например, вправо, поршень гидро­цилиндра рулевой колонки 4 перемещается влево, навинчиваясь по на­резке вала руля. При этом он вытесняет часть жидкосгй из левой поло­сти в сервоцилиндр 7. Под действием давления жидкости поршень сер­воцилиндра переместится влево и сдвинет следящий золотник 8 из нейтрального положения II в положение III. При этом жидкость от насоса 2 поступит к двойному управляемому обратному клапану 9, от­кроет его и переместит поршень рабочего цилиндра 10. Из полости рабо­чего цилиндра 12 жидкость через клапан 9 и золотник 8 поступит в сливную линию. При этом будет осуществлен поворот колес машин на определенный угол.

При остановке золотника поршень будет перемещать траверсу //, а последняя через жесткую обратную связь — корпус следящего золотника влево до восстановления положения //. При этом подача жидкости к ци­линдру 10 и, следовательно, поворот колес прекратятся. Для дальнейшего поворота колес или восстановления первоначального положения колес рулевое колесо управления поворачивается в соответствующую сторону на определенный угол. Таким образом, поворот колео осуществляется по методу слежения за поворотом рулевого колеса. Пружинный аккумуля­тор 13 с зарядными клапанами 14 и обратными клапанами 5 и б служит для пополнения системы управления маслом в случае его утечки через уплотнения, клапаны 15 и 16 — для регулирования системы.

Применение гидравлической и пневматической систем дает воз­можность дистанционного управления и автоматизации работы маши­ны с использованием электроники и микропроцессорной техники. Наибо­лее целесообразны в этих целях комбинации различных систем управ­ления — электрогидравлических и электропневматических.

Широкие возможности автоматизации имеют электрические систе­мы управления, которые применяются на машинах с дизель-электричес — ким и электрическим приводами. Строительные машины с примене­нием бортовых мини-ЭВМ позволяют автоматически оптимизировать рабочие процессы и тем самым существенно поднять их производи­тельность и облегчить работу оператора по управлению машиной.

Для улучшения условий труда машинистов в современных строи­тельных машинах выполняется целый ряд эргономических требований к управлению и рабочему месту.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики