ТРАНСПОРТНЫЕ, ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ

6.1. Общая характеристика транспортирования строительных грузов

В строительстве для перемещения грузов используются наземный, водный и воздушный виды транспорта. Свыше 90 % перевозок на объекты строительства осуществляется наземным транспортом: автомобильным, железнодорожным и трубопроводным. Выбор типа транспортных средств определяется характером и количеством перемещаемых грузов, дально­стью перевозок и временем, отведенным на их доставку.

Автомобильный транспорт. Это наиболее мобильный и массо­вый вид транспорта. С его помощью строительные грузы доставляются без перегрузок непосредственно на строительные объекты. На долю ав­томобильного транспорта, тракторов и колесных тягачей приходится более 82 % перевозок грунта, строительных материалов, длинномерных грузов, строительных конструкций, технологического оборудования и строитель­ных машин. Расходы только на автомобильный транспорт составляют 12…15 % стоимости строительно-монтажных работ, достигая в отдель­ных случаях и значительно больших величин.

Различают автомобильный транспорт общего назначения и специализированный. К транспортным средствам общего назначения относятся грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы с бортовыми не опрокидывающимися открытыми платформами, а также седельные тягачи, используемые для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, без тары. Автомобиль или седельный тягач в сцепе с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Специализированными транс­портными средствами являются грузовые автомобили, прицепы и полу­прицепы, предназначенные для перевозки определенного вида груза (труб, ферм, панелей, массовых штучных грузов в контейнерах и т. п.). Ис­пользование специализированных транспортных средств обеспечивает высокую эффективность перевозок, сохранение качества перевозимых грузов, внедрение передовых методов организации и управления транс­портным процессом.

Железнодорожный транспорт. Железнодорожным транспортом осуществляют массовые перевозки строительных грузов и оборудова­ния при сосредоточенном строительстве крупных объектов с расстоя­нием перевозки не менее 200 км. Им выполняют внешние, внутрикарь-
ерные, технологические перевозки. Транспортирование грузов по же­лезным дорогам осуществляется в вагонах общего назначения (полу­вагонах, платформах, крытых) и специального назначения (цистернах, ва­гонах-самосвалах). Выбор типа вагонов ведется с учетом различных требований: сохранности перевозимого груза, механизации погрузки и выгрузки, необходимости взвешивания и т. д. Грузоподъемность подвиж­ного состава определяется допустимой нагрузкой оси вагонов на рель­сы. Нагрузка оси вагонов на рельсы, выход которых допускается на пути МПС, не должна превышать 220 кН. Нагрузка оси вагонов на рельсы, которые обращаются только по путям предприятий, карьеров и заводов, может превышать 220 кН.

Водный транспорт. Строительные грузы перемещаются на реч­ных и морских судах. Речные суда используются на внутренних водных путях между речными и морскими портами при сосредоточенном строи­тельстве крупных объектов в прибрежных районах, имеющих специаль­ные портовые сооружения, где грузы перегружаются на автомобильный и железнодорожный транспорт. Грузовые речные суда в зависимости от наличия силовой установки бывают самоходные и несамоходные. Само­ходные суда разделяют на сухогрузные и нефтеналивные (танкеры). Грузо­подъемность их достигает 1000 т. Несамоходные суда подразделяются на баржи и секции. Секционные составы перемещаются толканием, бар­жи — толканием и буксировкой.

Внутренний водный транспорт, особенно при использовании су­дов повышенной грузоподъемности, может обеспечить высокую про­возную способность при сравнительно меньших, чем железнодорож­ный и автомобильный, капитальных затратах на 1 км водного пути и тем самым существенно разгрузить железные дороги, особенно при их сезонной загрузке.

Воздушный транспорт (грузовые самолеты, вертолеты и ди­рижабли), Его применяют при строительстве в труднодоступных рай­онах (Западная Сибирь, Крайний Север) при отсутствии наземных и вод­ных путей или при невозможности их использования по климатическим условиям.

Наибольшее применение получили вертолеты. Грузы располагают внутри фюзеляжа, а негабаритные грузы или в случае отсутствия поса­дочной площадки — на системе внешних подвесок. Грузоподъемность, дальность и скорость полета зависят от взлетной массы вертолета, по которой они разделяются на классы. Вертолеты различных классов ста­ли все шире использоваться при сооружении высотных объектов (теле­
башен, ретрансляторов, доменных печей, труб и др.), а также при установ­ке на фундаменты колонн, реакторов, опор линий электропередач. Они оборудованы системой внешних подвесок, а для удобства ведения мон­тажных работ — дополнительной кабиной, из которой пилотом-операто — ром ведется управление вертолетом и операциями по монтажу конст­рукций. Максимальная взлетная масса вертолетов составляет примерно 43 т, максимальная масса груза на внешней подвеске — 11 т.

Конвейеры и пневмотранспортные установки также относят­ся к основным видам транспортирующих машин, применяемых в строи­тельстве. Конвейерами перемещают сыпучие кусковые материалы, штуч­ные грузы, а также пластичные смеси бетонов и растворов. В пнев — мотранспортных установках мелкий или порошкообразный материал пе­ремещается по трубам во взвешенном в потоке воздуха состоянии или в специальных контейнерах с заключенным в них материалом. Свой­ство многих порошкообразных и пылевидных материалов приобретать подвижность при насыщении их воздухом широко используется в раз­грузчиках цемента, автоцементовозах и других машинах.

Комментарии закрыты.

Реклама
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Рубрики