Технические средства для содержания дорог с прилегающими инженерными сооружениями
Содержание дорог с прилегающими инженерными сооружениями выполняется с целью прежде всего их безопасной эксплуатации. Поэтому и совершенствование машин ведется по пути выполнения этих ответственных работ с высоким качеством и при наименьших затратах.
Машины для летнего содержания дорог |
При весенне-летнем содержании дорог (табл. 5.1) выполняются работы по сдвигу, образованию валок наносов на расстоянии 1,5 м от бордюра и их погрузке и вывоза. Основную роль в этом процессе предлагается выполнить машинам МУН-1 и МУН-2 (производство ОАО «Амкодор»). Машина МУН-1 поможет быстро очистить и аккуратно уложить в валики прибордюрный мусор, который затем легко убрать бульдозером-погрузчиком ДЗ-133 или многоковшовым погрузчиком ТМ-3. Машина МУН-2 решает проблему качественной уборки дорог от наносов, пыли, грязи, снега и
погрузки их в транспортные средства. Белорусскими предприятиями выпускается весь комплекс машин обеспечивающих летнее содержание дорог (табл. 5.1) с прилегающими инженерными сооружениями.
№ п/п |
Наименование тех ноло — ги ческого процесса |
Наименование технич. средства, выполняющего тех НОЛ0- гич. процесс |
Модел ь |
За вод — изготовитель |
1 |
Сдвиг и образование валка на расстоянии 1,5 м от бордюра |
Машина для уборки наносов |
МУН-1, М У Н -2 |
ОАО »Амкодор" |
2 |
Погрузка наносов |
Погрузчик, бульдозер- погрузчик |
Погрузчик непрерывного действия тм-з. Бульдозер- погрузчик ДЗ-1 33 |
ОАО "Амкодор" |
3 |
Подметание улиц с шириной более 7 м |
Подметальная щётка |
Машина Амкодор 4031 с пылеподавле — нием в зоне щётки, КЭП-3000 (типа "Бродвей”) |
ОАО ‘’Амкодор” |
4 |
Подметание тротуаров, дворов, проездов |
М алогабаритные погрузчики со сменнымм рабочими органа — ми(щётка, ковш со щёткой) |
Погрузчики Ам ко — дор 203 и Амкодор 208 |
ОАО "Амкодор" |
5 |
Мойка асфаль — то — и цементобетонных покрытий |
Поливомоечная маш ина |
АМ П-7,АГМ -71 2 |
ГП"Дортрестст ройиндустрия Коммаш, г. Осиповичи " |
6 |
Установка недостающих знаков и ограждений |
Ямобур Столбостав |
КОРС- 13.26.00.ООО, НО — 66.21 |
ГП"Дортрестст ройиндустрия", ПКМП "Бел — дортехника" |
7 |
Очистка кюветов |
Кюветоочисти- тель |
НО-66.16 |
ПКМП "Бел — дортехника” |
8 |
Скаш ивание травяной растительности |
Косилка |
КДД-5, НО-66.Ю |
ГП "Дорвектор” П РСО”М инск облдорстрой", ПКМП "Бел — дортехника" |
9 |
Срезка кустарников |
Аппарат для срезки |
Н 0-66.02 |
ПКМП "Бел — дортехника” |
Таблица 5.1. |
Машина МУН-1 монтируется на базе трактора МТЗ-80/82, обеспечивает работу со скоростью до 4,26 км/ч и убирает наносы с плотностью до 2,14 т/м3. Машина МУН-2 выполняется прицепного типа.
Подметально-уборочные машины изготавливаются “Амкодором” и Мозырьским заводом мелиоративных машин. Конструкция их рассмотрена в п. 15.1.2.
Очистка кюветов от наносов, как и нарезка кюветов, производится обычно автогрейдерами, реже — одноковшовыми экскаваторами, главным образом в местах с повышенной влажностью.
Постоянной проблемой является быстрое зарастание кюветов и обочин растительностью, в том числе и кустарником. Для этой цели используется косилка НО-9.
Ротационная косилка (рис. 15.17) предназначена для снашивания сорной растительности на обочинах, откосах, разделительных полосах автомобильных дорог в кюветах; стрижки снегозащитных и декоративных насаждений; обрезки кустарника, растущего вдоль дорог и на полосе отвода, а также сучьев отдельно стоящих деревьев.
Рис. 15.17. Ротационная косилка: 1 — режущий аппарат; 2 — механизм навески: 3 — система гидропривода; 4 — базовое шасси. |
Базовым шасси является трактор “Беларусь" МТЗ-80/82, на кабине которого монтируются фонарь световой сигнализации и защитное сетчатое ограждение, предохраняющее стекло кабины от случайного попадания камней и других посторонних предметов из зоны рабочего органа.
В задней части трактора имеются кронштейны для дорожных знаков. Механизм навески служит для установки режущего аппарата в рабочее или транспортное положение. Он состоит из стрелы и рукояти, шарнирно соединенных между собой, обвязочной рамы и секции противовеса. Стрела, рукоять и режущий аппарат перемещаются при помощи трех гидроцилиндров. Вылет секции противовеса автоматически регулируется трособлочным механизмом, установленным на кронштейне в задней части трактора в зависимости от удаленности режущего аппарата от продольной оси базового шасси. Защита гидравлической системы от перегрузок осуществляется предохранительным клапаном, смонтированным на боковой стенке бака. Вращение редуктора привода насоса производится от вала отбора мощности трактора.
При вращении ротора (рис. 15.18) подвижные ножи под действием центробежной силы устанавливаются в рабочее положение, однако при столкновении с непреодолимыми препятствиями они отклоняются из зоны реза, что обеспечивает их сохранность. На корпусе смонтирована опорная плита, к которой крепится защитное ограждение, выполненное из двух секций, шарнирно соединенных между собой. В рабочем положении секции стопорятся при помощи откидных болтов. Такая конструкция ограждения позволяет производить осмотр ротора и замену ножей в полевых условиях.
Рис. 15.18. Режущий аппарат ротационной косилки: 1- гидромотор привода режущего аппарата; 2,8 — секции защитного ограждения;
3 — поворотная решетка; 4- ротор; 5,7 — ножи;
6 — отражатель;
9 — корпус.
На передней секции смонтирована поворотная решетка 3, состоящая из параллельно расположенных прутьев, объединенных поперечным элементом. Решетка установлена с возможностью поворота прутьев в вертикальной плоскости. Кроме того, прутья решетки 3 расположены таким образом, что делят расстояние между опорными лыжами секции 2 на равные промежутки.
При скашивании мелкой и средней растительности прутья решетки 3 опускаются в нижнее горизонтальное положение. В этом случае расстояние между ними и прутьями секции 2 минимальное (10-12 см).
При скашивании участков с густой и высокой растительностью прутья решетки 3 устанавливаются под некоторым углом к горизонтальной плоскости. В этом случае фактическое расстояние между прутьями решетки 3 и секции 2 увеличивается до размеров, исключающих их забивку растительными остатками.
На решетке крепится дугообразный отражатель, который можно перемещать вдоль ее прутьев и фиксировать в необходимом рабочем положении. Задняя секция 8 ограждения также оснащена опорными лыжами.
Ротационный режущий аппарат может работать в различных условиях: скашивать растительность наклонно вверх или вниз относительно горизонтальной плоскости, подрезать кустарник и зеленые снегозащитные насаждения на различной высоте от земли, обрезать ветви деревьев диаметром до 40 мм на высоте до 4-4,5 м. Ротационный режущий аппарат невосприимчив к попаданию в него камней и других посторонних предметов. Кроме того, он полностью измельчает скошенную растительность, поэтому нет необходимости в использовании специальных механизмов для сбора массы.
При скашивании однородной травянистой растительности для скармливания ее скоту режущий аппарат ротационного типа может быть заменен сегментно-пальцевым с шириной захвата 1,5 или 2,1 м.
Машина для мойки обстановки пути очищает криволинейный брус и другие ограждающие приспособления, сигнальные столбики, дорожные знаки, павильоны, беседки и т. д. (рис. 15.19).
Рабочий орган осуществляет вращение щеток от гидромотора /, установленного на корпусе редуктора. Конструкция рабочего органа обеспечивает два режима работы:
1) вращение щеток при неподвижном положении коромысла (мойка криволинейного бруса, дорожных ограждений и т. д.);
2) одновременное вращение щеток и коромысла (мойка сигнальных столбиков).
Рис. 15.19 — Машина для мойки обстановки пути: 1- рабочий орган; 2-механизм навески; 3~ система гидропривода; 4- базовое шасси; 5-емкость для моющей жидкости; 6-устройство для мойки дорожных знаков; 7-двухосный прицеп. |
Рабочий орган (Рис.15.20)переключается с одного режима на другой при помощи специального механизма. При мойке жидкость из емкости самотеком подается к вращающимся щеткам и, попадая на них, разбрызгивается, образуя “водяную ванну” в зоне работы.
Рис. 15.20 — Рабочий орган машины для мойки обстановки пути: 1~ гидромотор привода рабочих органов; 2— редуктор; 3-механизм переключения; 4- цепная передача; 5— коромысло; 6- щетка. |
Дорожные знаки моются при помощи ручной щетки, во внутреннюю часть которой подается под давлением моющая жидкость.
Машина для очистки криволинейного бруса снимает старую краску, ржавчину и различные загрязнения криволинейного бруса перед его ежегодной окраской (рис. 15.21). Рабочий орган машины выполнен в виде приводимой во вращение щетки с металлическим ворсом, частично защищенной кожухом, на котором смонтированы У-образные направляющие ролики.
Рис. 15.21. Машина для очистки криволинейного бруса: 1 — кожух рабочего органа; 2 — щетка; 3 — направляющий ролик; 4 — гидромотор привода рабочего органа; 5 — механизм навески; 6 — система гидропривода; 7 — базовое шасси. |
Машина для окраски обстановки пути наносит на элементы обустройства автомобильных дорог водно-меловые, водно-известковые растворы, а также лакокрасочные материалы. В конструкцию машины входят размещенная на двухосном прицепе компрессорная установка, красконагнетательные бачки, емкости для растворителя и краскораспылители. Привод компрессорной установки — от системы гидропривода.
МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕМОНТА ДОРОГ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
16.1. Машины для ремонта, регенерации асфальтобетонных
покрытий
Машины и оборудование, составляющие эту группу, предназначены для выполнения всего комплекса работ, связанных с ремонтом покрытий городских дорог и восстановлением асфальтобетонных покрытий. С помощью таких машин выполняют работы: по регенерации, разогреву асфальтобетонных покрытий и их фрезерованию; транспортированию и распределению битума и щебня, заделке трещин; ремонту швов; ямочному ремонту покрытий; разрушению покрытий, а также рытью ям и др.
Для восстановления асфальтобетонных покрытий широко применяют машины, работающие по методу терморемонтирования, который основан на использовании полностью или частично старого асфальтобетона, пригодного по своим свойствам и характеристикам к повторному применению.
Машина “Репавер” (ФРГ) представляет собой самоходный агрегат длиной до 13 м, массой около 30 т. Рабочее оборудование ее состоит из бункера для новой асфальтобетонной смеси и трех нагревательных блоков инфракрасного излучения. На задней приводной оси расположено оборудование для приготовления новой асфальтобетонной смеси, состоящее из двух распределительных шнеков, трамбующего бруса и вибрационной (заглаживающей) плиты. Двигатель машины вместе с распределительным редуктором установлен на шасси агрегата над его задней осью. От распределительного редуктора осуществляется привод конвейеров, шнекового распределителя, механизма передвижения, систем охлаждения рабочей жидкости и управления рабочими органами. Передвижение машины обеспечивается гидрообъемной трансмиссией, подъем и опускание рабочих органов — гидроцилиндрами. Вскрышное устройство состоит из рыхлителя асфальтобетонного покрытия, разделенного на четыре сегмента шириной 62,5 см, в каждом из которых расположено пять рядов взрыхляющих ножей с резцами из твердого сплава. Ножи установлены с интервалом 13 см и сдвинуты один по отношению к другому. Высоту установки каждого из сегментов можно регулировать с помощью гидроцилиндра; можно регулировать и высоту установки допол
нительных сегментов (шириной 25 и 50 см), которые вместе с основными составляют общую максимальную ширину агрегата 4,25 м.
Разогретое дорожное покрытие взрыхляется ножами с наконечниками из твердого сплава, которые прикрепляют к плите рыхлителя стальными разъемами. Форма наконечников ножей обеспечивает сохранение структуры (зерен) асфальтобетонной смеси при ее взрыхлении. Глубина внедрения ножей в покрытие регулируется бесступенчато. Сзади плиты установлены распределительный шнек и отвал.
С помощью первых двух блоков инфракрасного излучения старое покрытие разогревается. В зависимости от скорости движения машины и неровностей поверхности дороги регулируют интенсивность и степень нагрева. Регулирование обеспечивается путем подъема и опускания блоков, а также включения или выключения отдельных рядов горелок. Температура разогрева старого асфальтобетона соответствует его пластическому состоянию, что позволяет при взрыхлении также не допускать дробления зерен асфальтобетона.
Машина ДЭ-232 предназначена для ремонта и регенерации асфальтобетонных покрытий на дороге путем разогрева и рыхления их, добавления новой смеси (с перемешиванием ее со старой или без перемешивания) и последующего профилирования с предварительным уплотнением (рис. 16.1). Машина выполнена самоходной на пневмоколесном ходу с гидроприводом всех рабочих органов и смешанным (гидромеханический, с коробкой передач) приводом хода.
В соответствии с назначением машина имеет следующие основные рабочие органы и агрегаты: газовое оборудование, рыхлитель, подборщик, передний бункер для приема смеси, транспортирующее, смесительное и распределительное устройства, оборудованйе для предварительного уплотнения.
Газовое оборудование включает в себя емкость для газа, испаритель, систему газоприводов, инфракрасные излучатели (горелки), регулирующую и контрольную аппаратуру и устройство для разжигания горелок. Основное назначение газового оборудования — разогрев асфальтобетонного покрытия на глубину 3-4 см до температуры около 60°С при температуре на его поверхности не выше 180°С и обогрев отдельных узлов и агрегатов машины для предотвращения остывания новой и регенерируемой асфальтобетонной смеси. Геометрическая вместимость емкости для газа — не менее 6 м3. Поверхностная плотность теплового потока инфракрасного излучения — не менее 0,001-0,016 Вт/(м2 ч).
Рис. 16.1. Машина ДЭ-232 для ремонта и регенерации асфальтобетонных покрытий методом терморемонтирования: 1 — приемный бункер с транспортирующим устройством для новой смеси:, 2 — система транспортеров; 3 — дозирующее устройство; 4 — резервуары для сжиженного газа; 5 — двигатель; 6 — трамбующий брус и выглаживающая виброплита; 7 — распределительный шнек; 8 — ходовые передние и задние ведущие мосты; 9 — смеситель; 10 — планирующий отвал; 11 — шнековое (фрезерное) устройство; 12 — рыхлитель; 13 — второй нагревательный блок; 14 — первый нагревательный блок. |
Горелки объединены в секции с подачей газа раздельно в каждую секцию. Секции горелок объединены в блоки. Расположение блоков позволяет осуществлять “пунктирный” нагрев ремонтируемого покрытия и догрев нижележащего слоя. Высоту установки блока горелок в рабочем положении над поверхностью покрытия можно регулировать в пределах 50-250 мм (кроме блока горелок, расположенного рядом с приемным бункером).
Рыхлитель обеспечивает разрыхление нагретого асфальтобетонного покрытая до кусков, максимальный размер которых не должен превышать 50 мм. Максимальная глубина рыхления разогретого покрытия 40 мм. Конструкция рыхлителя позволяет пропускать выступающие люки колодцев.
Подборщик взрыхленного материала предназначен для сбора взрыхленной рыхлителем асфальтобетонной смеси и подачи ее в смесительное устройство (при работе в режиме “Ремикс”) или к краю ремонтируемой полосы (при работе в режиме “Репавер”). Одновременно подборщик обеспечивает профилирование поверхности и выполнение ровной кромки покрытия. Рабочая ширина подборщика — 2500, 3100, 3600, 3850 мм.
Передний бункер для приема новой асфальтобетонной смеси — с управляемыми боковыми стенками, что обеспечивает полное его опорожнение. Вместимость бункера (по асфальтобетонной смеси) не менее 4 т.
Транспортирующее устройство (конвейер) перемещает новую асфальтобетонную смесь от приемного бункера к смесительному устройству или в зону распределения регенерированной асфальтобетонной смеси. Транспортирующее устройство обеспечивает регулирование норм подачи новой смеси. Пространство, в котором перемещается новая смесь, во избежание ее охлаждения обогревается инфракрасными излучателями.
Смесительное устройство (смеситель) предназначено для перемешивания регенерируемой и новой асфальтобетонной смеси во всех режимах работы машины, при любом соотношении компонентов. Конструкция смесительного устройства обеспечивает легкий доступ к его внутренней части для осмотра и очистки. Стенки смесительного устройства обогреваются инфракрасным излучением.
Распределительное устройство предназначено для распределения регенерированной смеси и (или) нового асфальтобетона на ширину ремонтируемой полосы покрытия. Распределительное устройство обеспечивает автоматическое выдерживание заданной толщины и профиля распределяемого слоя по всей ширине ремонтируемой полосы.
Предварительное уплотнение уложенной смеси осуществляется вибротрамбующей плитой. Предусмотрен обогрев поверхности вибротрамбующей плиты газовыми горелками.
Трансмиссия и ходовое оборудование обеспечивают перемещение машины с рабочей скоростью 0-8 м/мин и транспортной (своим ходом) — до 7 км/ч. На большие расстояния машину можно транспортировать одним из двух способов: на буксире (с отключенной коробкой передач) или на трейлере со скоростью до 40 км/ч. Все колеса ведущие. Привод переднего моста может быть отключен. Колеса оборудованы стояночными тормозами. При максимальной скорости (3 м/мин) и максимальной глубине разогретого покрытия (40 мм) расход новой смеси 40 кг/м2.
Для управления рабочими органами предусмотрены два поста управления с двух сторон машины. Управление положением рабочих органов, регулирование подачи новой смеси и управление ходовыми колесами гидравлическое.
Машины «Робот» (ФРГ) используют для разогрева старого асфальтобетонного покрытия перед его срезанием. Рабочий орган машины фреза (типа RS-2000 или RS-2350) — установлен на автомобиле-тягаче «Уни — мог» позади его ведущих колес.
Блок горелок для разогрева асфальтобетонного покрытия и снижения усилия резания расположен перед передними колесами автомобиля, фреза RS-2000 — барабан, на поверхности которого закреплены 160 ножей из износостойкой стали с режущей кромкой шириной 50 мм. Вал его вращается в направлении, обратном движению машины. Привод его осуществляется через боковые редукторы и гидродвигатели от насоса, приводимого в действие от дополнительного двигателя мощностью 51,5 кВт. Двигатель установлен на платформе базовой машины. Глубина фрезерования регулируется положением жестких боковых опорных колес, закрепленных на боковых редукторах. Фреза поднимается и опускается с помощью гидроцилиндра. Нагревательный блок размером 2000X850 мм и массой 65 кг состоит из 20 инфракрасных горелок, работающих от баллонов со сжиженным пропаном, которые установлены на платформе автомобиля. Расход газа для каждой горелки составляет 4 кг. Снятый материал забирается ковшовыми погрузчиками, после чего полотно очищают подметальные машины.
Производительность фрезы при глубине фрезерования 25-40 мм зависит от типа машины и достигает 750 м2/ч.