Эксплуатация транспорта в строительстве

Строительное производство характеризуется необходимостью пере­мещения значительных объемов грузов. Транспортные и погрузочно­разгрузочные работы в строительстве составляют 30~35% его стоимо­сти и до 50% трудовых затрат. Большой удельный вес этих работ требу­ет комплексной механизации всего транспортного процесса (погрузки, перемещения, выгрузки). Грузы в строительстве перемещают вертикаль­ными и горизонтальными видами транспорта. По отношению к строи­тельной площадке горизонтальный транспорт подразделяют на внешний, внутрипостроечный и объектовый. Внешний транспорт перевозит грузы на строительную площадку извне. Внутрипостроечный обеспечивает перемещение грузов на территории строительства. Объектовый транс­порт перемещает грузы непосредственно на объекте. Внешние и внут — рипостроечные перевозки осуществляют рельсовым, безрельсовым, воздушным и специальным транспортом. Выбор вида транспорта произ­водится с учетом целого ряда факторов: рода груза, условий погрузочно­разгрузочных работ, дальности транспортировки, дорожных условий, объема выполняемых транспортных работ.

Применение рельсового транспорта эффективно при дальности транспортировки свыше 200 км и годовом объеме перевозок строитель­ных грузов около 1 млн т.

Основными видами безрельсового транспорта являются автомобиль­ный и тракторный. Последний используется при перемещении тяжелых грузов в условиях бездорожья. Самое широкое распространение полу­чил автомобильный транспорт, особенно в пределах строительной пло­щадки. Перевозки грузов автомобильным транспортом составляют 85% всех перевозок. К достоинствам автомобильного транспорта относятся быстрота перевозок и возможность подачи грузов непосредственно к месту их потребления, а также универсальность.

Эффективность автоперевозок значительно повышается при приме­нении автомобилей с полуприцепами и прицепами. Автопоезда подраз­деляются на прицепные, состоящие из буксирного тягача с прицепами, и комбинированные, включающие седельный тягач с полуприцепом и до­полнительные прицепы к нему. Применение автопоездов позволяет повышать производительность автомобилей в 1,5 раза и снижать себе­стоимость перевозок на 25%. Особая роль принадлежит специализиро­ванным автотранспортным средствам. Потери при перевозке сыпучих материалов на неспециализированном транспорте достигают 10%, а бой кирпича в процессе транспортировки и погрузо-разгрузочных работ до­ходит до 18%. Потребность в специализированном транспорте состав­ляет 25-30% общего количества автотранспорта.

К специализированным транспортным средствам относятся: авто­бетоновозы, транспортирующие бетонную смесь в кузове, снабженном крышкой и подогревом; авторастворовозы, обеспечивающие перевозку строительных растворов, с механическим побуждением внутри и меха­низмом порционной выдачи раствора; автобетоносмесители, применяе­мые для транспортировки бетона на большие расстояния и для приготов­ления смеси в пути; автоцементовозы, оборудованные устройством для загрузки и выгрузки цемента, гипса, извести, сухой золы, молотого порош­ка и состоящие из тягача с цистерной-полуприцепом, которая расположе­на с уклоном 69° в сторону выгрузки; плитовозы и балковозы, предназ­наченные для транспортировки плит, балок, колонн, свай и т. п.; панеле­возы, служащие для транспортировки стеновых панелей и имеющие спе­циальные приспособления для фиксации конструкций в вертикальном положении; фермовозы для транспортировки ферм и других изделий, требующих перевозки в рабочем положении; трейлеры для транспорти­ровки тяжелых грузов и машин; автобитумовозы, используемые для пе­ревозки битума при температуре до 200°С от установок по производству битума к складам или базам потребления и состоящие из автомобильно­го тягача и цистерны-полуприцепа с системой обогрева и перекачки би­тума; автоконтейнеровозы, применяемые для доставки мелкоштучных и тарноупаковочных грузов. Использование специализированных машин в строительстве является основным направлением ликвидации ручного труда на погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах.

Самоходные краны широко применяются на строительно-монтаж­ных и перегрузочных работах, а также для подачи бетонной смеси в блоки бетонирования сравнительно невысоких сооружений. Выбор са­моходных кранов производится по грузоподъемности, вылету крюка, дли­
не стрелы, высоте подъема грузового крюка, габаритным размерам и дви­жителю. Подвесные канатные дороги применяются для доставки строи­тельных грузов в условиях сильнопересеченной местности и наличия водных преград. Ленточные конвейеры применяются как внутрипосто — роечный транспорт для транспортировки инертных материалов.

Пневмотранспорт перемещает порошкообразные материалы по тру­бам, гидротранспорт — грунты средствами гидромеханизации. Водный транспорт в строительстве применяется для транспортировки массовых навалочных, а также крупногабаритных грузов, которые невозможно пе­ревозить по железной дороге. Воздушный транспорт используется для доставки грузов в труднодоступные места.

Производительность и область применения транспортных средств можно существенно повысить за счет применения одно-, двух-, трехосных прицепов. Для транспортировки тарных и бестарных грузов применяют­ся общетранспортные прицепы. К ним относятся прицепы-шасси, прице­пы-роспуски, прицепы-самосвалы, прицепы-цистерны и прицепы-тяжело­возы. Прицепы-шасси используются для транспортировки кусковых и штучных строительных грузов, прицепы-роспуски — для перевозок сталь­ных труб, проката, бревен и других длинномерных строительных грузов. Транспортировка этих грузов (длиной 6-30 м) производится со скорос­тью не более 60 км/ч. Для перевозки сыпучих грузов применяются прицепы-самосвалы.

Широко применяются в строительстве и полуприцепы, которые отличаются от прицепов тем, что не могут использоваться как строи­тельные транспортные средства. Для перевозки негабаритных тяжело­весных неделимых грузов и тяжелых транспортных средств по дорогам с твердым покрытием и улучшенным грунтовым дорогам применяются специальные полуприцепы-тяжеловозы. При организации перевозок на труднопроходимые участки направляют бригаду обеспечения движения.

В системе транспортного обеспечения строительного производства можно выделить следующие направления повышения эффективности использования транспортных средств: совершенствование организаци­онных форм (подсчитано, что простои рабочих из-за несвоевременной поставки материалов составляют около 8% рабочей смены); пересмотр технического обеспечения (обеспеченность специализированным под­вижным составом в настоящее время составляет лишь 7% вместо тре­буемых 25-30%, а автомобилями грузоподъемностью более 5 т — 20 %, что в 1,5 раза меньше требуемого количества); планирование грузопе­ревозок, управление перевозками с учетом организационно-технологи­
ческих решений строительного производства (в строительстве сложи­лись две формы транспортного обеспечения: перевозка грузов собствен­ным транспортом и использование подвижного состава специ-ализиро — ванных транспортных предприятий, что позволяет концентрировать транс­портные средства); внедрение технической диагностики, обеспечиваю­щей повышение ресурсов на 6-10% и коэффициента готовности на 12-15%; повышение производительности и снижение себестоимости эксплуата­ции транспорта.

Производительность автотранспортных средств определяется по формуле:

ГГ _ ЧК»„пКп. .

(17-25>

где q — вместимость кузова автомобиля; Кнт — коэффициент наполнения кузова автомобиля; Кв — коэффициент использования машины по вре­мени; t т — время простоя машины при загрузке и разгрузке; L — дальность транспортировки; (3 — коэффициент использования пробега; v — техническая скорость перемещения машины, где v = 2v vnop / (игр + и ); vrp и — скорости движения машины соответственно в груженом и порожнем состояниях.

Скорость перемещения машины зависит от мощности двигателя N, коэффициента использования мощности К, кпд трансмиссии и движите­ля г], массы машины с грузом т, коэффициента сопротивления переме­щению / и может определяться по формуле:

іг = KNл / (9JSmf) ■ (17.26)

Коэффициент сопротивления перемещению имеет значительные ин­тервалы изменения (от 0,015 до 0,200) и оказывает влияние на про­изводительность машин. Эффективность автомобильных перевозок пре­допределяется выбором оптимальных материалов и правильным подбо­ром транспортных средств, наиболее подходящих для конкретных усло­вий, с целью выполнения заданного объема перевозок за минимальное время. Рациональное использование автомобилей характеризуется ко­эффициентом использования его грузоподъемности:

м ^щ

К = М ^’ (17.27)

"" Qn Qn ’

где М — масса груза, перевезенного за смену, т; Q — грузоподъемность

автомобиля, т; п — расчетное число рейсов за смену; т. — масса груза,

перевезенного за і-й рейс, т.

Комментарии закрыты.

Реклама
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Рубрики