Система плановых технических обслуживании и ремонтов машин
В процессе эксплуатации строительных машин важно управлять их работоспособностью. Поддержание высокого уровня работоспособности обеспечивается предупреждением повышенного изнашивания деталей, отказов и повреждений сборочных единиц и машин в целом в процессе их эксплуатации за счет регулярного проведения комплекса организационно-технических мероприятий. Эти мероприятия разрабатываются на основе рекомендаций заводов-изготовителей, положений нормативно-технической документации по обслуживанию и ремонту машин, а также требований Госпроматомнадзора и Госавтоинспекции по их безопасной эксплуатации и проводятся с установленной периодичностью и трудоемкостью. Перечень выполняемых операций, их трудоемкость и периодичность определяют режим технического обслуживания и ремонта. Термины, определения, нормативы и режимы ТО и ремонтов приведены в нормативно-технической документации.
Техническое обслуживание обеспечивает поддержание работоспособности машины и в процессе эксплуатации проводятся: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке с определенной периодичностью; сезонное обслуживание (СО), выполняемое при подготовке машины к летним и зимним условиям эксплуатации.
Для конкретных машин планируется несколько ТО, различающихся между собой объемом работ и периодичностью. В зависимости от последовательности ТО им присваивается порядковый номер, причем в объем работ ТО с более высоким порядковым номером входят все операции из предшествующих ТО, включая и ЕО.
При ежедневном обслуживании проводится: общий контроль технического состояния машины; очистка и мойка для поддержания хорошего внешнего вида; заправка топливо-смазочными материалами. ЕО выполняется, как правило, перед началом или после рабочей смены. Плановые ТО дополнительно включают регулировочные, контрольно-диагностические, крепежные и смазочные работы.
Для восстановления работоспособности машины производится ее ремонт, который включает комплекс работ по устранению повреждений и отказов. В соответствии с характером и назначением работ различают текущий (ТР) и капитальный (КР) ремонты.
Текущий ремонт проводится с целью устранения возникших отказов и неисправностей и обеспечения гарантированной работоспособно-
сти машины до очередного планового ремонта. Характерными работами ТР являются: разборочные, дефектовочные, слесарные, сварочные, сборочные, окрасочные, замена деталей и сборочных единиц в объеме, определенном техническим состоянием машин.
Капитальный ремонт проводится с целью восстановления работоспособности машины и ее сборочных единиц с обеспечением ресурса не менее 80% от новых.
Машина или сборочная единица (объект) направляется в капитальный ремонт когда базовые детали требуют ремонта или замены. Капитальный ремонт, объекта предусматривает его полную разборку, де — фектовку, восстановление или замену деталей с последующей сборкой, регулировкой и испытанием. Базовые детали составляют основу объекта и обеспечивают правильное расположение и функционирование всех деталей и сборочных единиц в целом. При КР восстанавливаются: зазоры и натяги сопряжений, взаимное расположение деталей, микрогеометрия рабочих поверхностей, структура и твердость металлов, внешний вид и соединительные размеры сборочных единиц.